Как биржевой аналитик создал бизнес стоимостью $4 млрд на препаратах для похудения

Когда у Брайана Лайана случилась встреча, впоследствии изменившая всю его жизнь, он уже около десяти лет работал биржевым аналитиком. На дворе был 2012-й, и мужчина следил за малыми и средних размеров биотех-предприятиями, работающим над препаратами для лечения метаболических заболеваний. Однако после знакомства с несколькими руководителями высшего звена из фармацевтической отрасли, упомянувших, что их компания не против выдать лицензии на некоторые недавно приобретенные препараты против сахарного диабета, Лайан решил уйти с биржи и заключить выгодную сделку.
Собственного бизнеса у Лайана до этого не было. Но он сумел убедить компанию Ligand Pharmaceuticals не только оформить лицензии на пять лекарств, но и вложить в его новый стартап $2,5 млн на запуск.
Сегодня предприятие 60-летнего бизнесмена Viking Therapeutics со штаб-квартирой в Сан-Диего успело выйти на фондовый рынок, а его капитализация достигает порядка $4 млрд. Ключевые препараты относятся к быстроразвивающемуся сектору лекарств против ожирения. Несмотря на то, что продолжается работа по направлению метаболических заболеваний типа стеатоза печени, сейчас главным приоритетом в деятельности компании является препарат нового поколения на основе GLP-1 против ожирения, который в настоящее время проходит клинические испытания в виде инъекции (3-я фазы) и таблетки (2-я фаза).
С тех пор, как в 2017 году корпорация Novo Nordisk запустила в продажу «Оземпик» против сахарного диабета, Америку захлестнула целая волна препаратов на основе GLP-1. Тенденции на рынке задают фармацевтические гиганты Novo Nordisk (дополнительно выпускающий «Вегови» для снижения веса, а также недавно получивший одобрение на его таблетированную версию) и Eli Lilly (производитель «Зепбаунда»), причем ожидается, что к 2030 году выручка с подобных препаратов достигнут отметки в $100 млрд. В конце концов, от ожирения страдает около 40% взрослых американцев, и в перспективе это может означать, что медицинские показания на прием данных лекарств имеются более чем у 100 млн жителей одних только Соединенных Штатов. Кроме того, продолжаются исследования на предмет потенциальной пользы при лечении других сопутствующих заболеваний, включая сердечно-сосудистые.
Возможности для коммерческой реализации огромны, и потому конкуренция зашкаливает. Осенью 2025 года объектом ожесточенной борьбы за поглощение стал еще один торгующийся на фондовом рынке фармацевтический стартап Metsera. За него боролись Novo Nordisk и Pfizer, который к тому моменту из соображений безопасности отказался от дальнейших испытаний собственной разработки. В ноябре победу одержал Pfizer: за бизнес он предложил целых $10 млрд, в два с лишним раза больше изначальных $4,9 млрд, которые корпорация предлагала месяцем ранее.
Viking Therapeutics ― одна из первых биотех-фирм нового поколения, стремящихся закрепиться среди гигантов и обеспечить пациентам лучшие препараты для снижения веса. Еще один профильный стартап Kailera, о котором Forbes USA писал в прошлом году, выкупил разработки в Китае и недавно привлек на проведение последних этапов клинических испытаний инвестиции в размере $600 млн. Согласно данным аналитиков из PitchBook, в общей сложности сейчас насчитывается 60 компаний, где разрабатывается 120 препаратов данной категории.
И пусть Viking Therapeutics не выпустил на рынок еще ни одного препарата и пока не может похвастаться прибылью, результаты клинических испытаний свидетельствуют о снижении веса до 14,7% при инъекциях и до 8,3% при пероральном приеме в виде таблеток. Второй тип представляет особый интерес, поскольку таблетки вселяют в пациентов куда меньше опасений и дешевле в плане изготовления и логистики. Как и все другие биотех-предприятия на ранней стадии развития, фирма Лайана работает в минус: за 12 месяцев к 30 сентября компания отчиталась об убытках на $237 млн.
Из-за этого она и другие подобные ей фирмы становятся объектом интереса со стороны крупных фармацевтических корпораций, которые ищут объекты для поглощения. «Разумеется, выкуп ― это здорово, и к этому стремится каждый, особенно инвесторы, но в случае с Viking все четче просматривается траектория, по которой бизнес может двигаться самостоятельно», ― отмечает аналитик William Blair Энди Се.
Хоть сделка с Metsera и показала потенциал для масштабных поглощений, она также заставила многих задуматься о том, почему Novo Nordisk и Pfizer взялись за эту компанию, а не за Viking Therapeutics. Бизнес последней не обходят вниманием участники биржи, играющие на понижение, однако крупные хедж-фонды вроде Citadel и Two Sigma делают полноценные инвестиции. Так фирменные акции стали чрезвычайно волатильны: за прошедший год ценные бумаги подешевели на 17%, сейчас торгуются на отметке $35 за штуку, а с августа (тогда инвесторы устроили взбучку из-за результатов клинических испытаний, где несмотря на значительное снижение веса вскрылись побочные эффекты в работе желудочно-кишечного тракта) подорожали почти на 50%. У 58% участников исследований, принимавших реальный препарат, наблюдалась тошнота (для сравнения, у тех кто принимал плацебо ― 48%) и у 26% зафиксирована рвота (у принимавших плацебо ― 10%). 20% из тех, кому доставалось настоящее лекарство, прервали прием (в случае с плацебо ― 13%).
Аналитик Джей Олсон из Oppenheimer, заметивший, что ассортимент Viking Therapeutics по сравнению с Metsera более продвинутый, рекомендует вкладываться в активы первого стартапа и ставит целевым показателем курс на уровне $100 за акцию, что почти втрое выше сегодняшнего. Эксперт уверен: препарат от Viking Therapeutics ― это не очередное лекарство как все остальные. «Это гораздо лучший вариант на еще малоосвоенном рынке, ― говорит Олсон. ― Хорошее лекарство, оно действует, его могут скоро запустить в продажу, и люди будут его принимать».
Лайан утверждает, что всю рыночную суету он пытается заглушить и собственным бизнесом намерен руководить без стороннего вмешательства. «Когда дела идут очень-очень хорошо, нужно понимать, что все может быстро измениться и пойти под откос, ― заявляет гендиректор фирмы. ― И, соответственно, если дела идут плохо, но никаких просчетов не было, то и расстраиваться особо не стоит».
Еще совсем мальчишкой в родной Омахе, в штате Небраска, Лайан любил возиться с микроскопами. В колледже Уитмана он получил степень бакалавра химии, затем отучился в Мичиганском университете, став доктором философии в области органической химии, и потом в Индианском университете обзавелся дипломом магистра делового администрирования. Прежде, чем устроиться биржевым аналитиком в SunTrust Robinson Humphrey, мужчина успел поработать исследователем в Amgen, где специализировался на онкологии и эндокринных заболеваниях.
Учредить биотех-стартап весьма непросто, и поначалу Лайан терпел неудачи, однако в итоге сумел вывести фирму на фондовый рынок, ― в этом ему помогло небольшое капиталовложение от Ligand Pharmaceuticals в апреле 2015-го. «Получилось только со второй попытки, но нам удалось выйти на стадию IPO... и это придало компании огромный стимул», ― вспоминает основатель. В первые годы работы деятельность Viking Therapeutics вращалась вокруг фирменного препарата-кандидата против стеатоза (жировой) печени, который дошел до 2-й фазы клинических испытаний. Несмотря на то, что завершившиеся в 2018-м исследования оказались успешны и обеспечили пациентам в среднем 60% сокращение объема жировой ткани в печени, Лайан стал также задумываться о лекарствах против ожирения.
«Я был аналитиком и видел, как компании, привязанные к одному-единственному активу, просто взлетали и исчезали вникуда. Когда такое происходило, я был в ужасе», ― признается предприниматель. По его словам, с тех пор рынок препаратов для лечения стеатоза печени «то разрастается, то сжимается». «Показатели очень сильно росли, когда мы публиковали свежие данные, а потом снова ползли вниз», ― поясняет бизнесмен. В прошлом году сектор снова набрал обороты благодаря двум крупным поглощениям на миллиарды долларов. Теперь в Viking Therapeutics надеются найти лицензионного партнера для фирменного лекарства против стеатоза, клинические исследования по которому после 2-й фазы были приостановлены.
Рассмотрев целый ряд проектов, руководство стартапа сосредоточилось на препарате для снижения веса, разработанном его собственными исследователями. Участники первого испытания 3-й фазы уже подобраны, пациентов для второго планируется набирать в I квартале 2026-го, а потому Лайан рассчитывает, что заявку на одобрение со стороны Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств компания сможет подать в конце 2027-го — начале 2028 года. Если все пойдет по плану, на рынке разработка появится в конце 2028-го — начале 2029-го. Процедура выпуска таблетированной версии, которая сложнее в производстве и еще не столь далеко продвинулась в клинических испытаниях, займет как минимум на год больше.
Для Viking Therapeutics главное преимущество, что одно и то же лекарство разрабатывается в виде как инъекции, так и медикамента для перорального приема. Пациенты, которые начинают сбрасывать вес с помощью уколов, со временем могут запросто перейти на таблетки для поддержания достигнутого показателя. Это крайне важно, поскольку после прекращения приема препарата пациенты быстрее набирают жировую ткань, а не мышечную, ― особо остро проблема стоит для тех, кто делает такие инъекции отдельными курсами и нерегулярно.
По мнению Лайана рынок настолько велик, что, даже если у его компании будет всего 2–3%, это уже станет победой. Как бы в итоге ни получилось, генеральный директор полагает, что нынешняя дуополия между Novo Nordisk и Eli Lilly уйдет в прошлое и появится множество производителей различных лекарств для потребителей с разными запросами: «Я по-прежнему считаю, что для Viking в качестве независимого предприятия возможности огромны. Мы не можем работать исходя лишь из того, что фирму кто-то выкупит. Нам нужно управлять бизнесом».
Перевод Forbes.com
