К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Китаю не нужно столько нефти и алюминия: что это значит для России

Фото Yang Min / VCG via Getty Images
Фото Yang Min / VCG via Getty Images
Рост потребления сырья в Китае останавливается гораздо быстрее, чем ожидалось. Следствием этого может стать окончательный переход сырьевых рынков в состояние «рынка покупателя». Россия и остальные производители будут вынуждены конкурировать за сокращающийся объем спроса, предлагая нефть и металлы с минимальной надбавкой к себестоимости, рассуждает генеральный директор УК «АриКапитал» Алексей Третьяков

Начнем с нефти. То, что Китай лидер по электрификации своего автомобильного парка, — давно не новость. Но я, давно следя за развитием отрасли электромобилей и думая, что нахожусь в курсе трендов, был просто ошеломлен последними цифрами. Пятилетний рост продаж электромобилей, который год назад эксперты прогнозировали Китаю с 2022 по 2027 год, произошел в течение года.

За 2022 год продажи BEV (Battery Electric Vehicles) увеличились на 88%, превысив 5 млн машин. Вместе с гибридами (PHEV или plug-in hybrids) объем проданных машин превысил 7 млн, составив почти 25% рынка новых машин. А по итогам марта доля электромобилей достигла 35%. Основатель и CEO производителя электрокаров Li Auto недавно заявил, что 2023-2025 годы станут для отрасли такими же важными, как 1943-1945 для истории Второй мировой войны, предсказав, что к концу 2025 года электромобили будут составлять 80% от  новых автомобилей.

Автомобильное топливо — главное направление использования нефти. В последнем ежеквартальном обзоре по сырьевым рынкам Ситибанк прогнозирует, что в этом году потребление бензина в Китае на фоне постковидного открытия экономики вырастет. Но с 2025 года начнется терминальный спад мирового потребления автомобильного топлива. Не исключено, что аналитики инвестбанка ориентировались на устаревшие данные по Китаю, а спад потребления бензина начнется уже в следующем году. 

 

В отношении других видов сырья, например металлов, показательно то, что происходит в алюминиевой отрасли Китая. В мае Goldman Sachs выпустил отраслевой обзор, в котором обратил внимание на два важных долгосрочных тренда:

  • большая часть будущего спроса на алюминий в Китае будет обеспечена вводом мощностей по переработке вторсырья. К 2030 году объем производства из лома почти удвоится (с 8,5 до 14,4 млн т), практически не оставив места для импорта и ввода новых мощностей по производству первичного алюминия;
  • даже по отношению к собственным производителям алюминия Китай проводит жесткую политику. По оценкам Goldman Sachs, в 2022 году производство первичного алюминия достигло потолка и в обозримом будущем останется в диапазоне 39-40 млн т. В условиях отсутствия возможностей наращивать объемы компании будут инвестировать в повышение эффективности и делать более зеленой свою продукцию, перенося мощности в регионы с гидроэлектростанциями. 

Такой взрывной рост производства металлов из вторичного сырья был бы невозможен без общегосударственной политики в отношении мусора. По состоянию на конец 2022 года в 297 крупнейших городах средний охват жилых микрорайонов сортировкой мусора составил 82,5%. Новостное агентство Синьхуа недавно сообщило, что Китай планирует внедрить обязательную сортировку мусора в жилых микрорайонах более чем 90% городов окружного уровня и выше к концу этого года, а затем повысить этот коэффициент до 100% к концу 2025 года.

 

Быстрый переход на производство алюминия из металлолома застал врасплох аналитиков американского банка. В своем обзоре они снизили прогноз прибыльности крупнейших алюминиевых производителей Chalco и China Hongqiao. 

Одним из экономическим последствий может стать окончательный переход сырьевых рынков в состояние «рынка покупателя». Россия и остальные производители будут вынуждены конкурировать за сокращающийся объем спроса, предлагая нефть и металлы с минимальной надбавкой к себестоимости. 

Возможно, в этом году мы еще не почувствуем изменений благодаря постковидному восстановлению спроса. Но долгосрочные проекты новых нефтепроводов и месторождений, ориентированных на Китай, могут оказаться не лучшими инвестициями.

 

Еще одним последствием окажется сближение Китая с западными странами в вопросе изменения климата. Еще недавно Китай считался главным мировым загрязнителем. Казалось, что переход на электромобили и раздельный сбор мусора — «прихоти пресыщенных потребителей из западных стран» — вряд ли заинтересуют китайские власти в обозримом будущем. Приоритетом было строительство инфраструктуры и рост ВВП. Приоритеты изменились, и Китай неожиданно из аутсайдеров становится лидером зеленой повестки. На этом фоне позиция России, закрывающая экологические организации и не планирующая переход к раздельному сбору мусора раньше 2026 года, может выглядеть все более маргинальной не только в глазах западных стран, но и своего ближайшего торгового партнера.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости