К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вылетая из Домодедова: приведет ли иск Генпрокуратуры к дефолту по бондам аэропорта

Фото Ярослава Чингаева / Агентство «Москва»
Фото Ярослава Чингаева / Агентство «Москва»
Российские инвесторы обеспокоились арестом имущества группы «Домодедово» по иску Генпрокуратуры. Основной вопрос: не приведет ли это к дефолту по облигациям, которых «Домодедово» выпустило в общей сложности на 50 млрд рублей? Ассоциация владельцев облигаций обратилась в суд с требованием смягчить обеспечительные меры. Чем интересен кейс «Домодедово» и ждать ли дефолта?

На пороге дефолта

8 февраля 2025 года одна из компаний группы «Домодедово» — «Домодедово фьюэл фасилитис» — должна выплатить купон держателям своих облигаций, номинированных в долларах США. У владельцев бондов есть все основания полагать, что эти выплаты могут не состояться: к «Домодедово фьюэл фасилитис», как и к другим юрлицам группы, применены обеспечительные меры по иску Генпрокуратуры. 

Речь идет об аресте имущества и запрете на определенные действия с ним. Так решил арбитражный суд Московской области. Иск связан с тем, что, по мнению Генпрокуратуры, группа компаний «Домодедово» оказалась под иностранным контролем. По данным «Ведомостей», Генпрокуратура потребовала взыскать в доход государства 100% долей «ДМЕ Холдинг» и признать недействительными решения о перерегистрации ряда структур из контура группы.

Ассоциация владельцев облигаций (АВО) считает, что обеспечительные меры в том виде, в котором они приняты на заседании 29 января, препятствуют исполнению обязательств перед держателями облигаций. Ассоциация направила обращение в суд и Генпрокуратуру с просьбой об их смягчении. Всего суд ввел 15 обеспечительных мер, не обосновав детально необходимость их применения, обращает внимание в своей колонке для Forbes партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. 

 

В определении, в частности, говорится о том, что вводится запрет органам управления группы принимать решения о допэмиссии, выплате дивидендов и вознаграждений членам совета директоров и совершать действия, которые направлены на вывод денежных средств. 

Платежи по облигациям не упомянуты в качестве разрешенных операций, говорит руководитель направления «Нормотворчество и регуляторные инициативы» АВО Алексей Пономарев. 

 

Всего на Мосбирже обращаются два выпуска облигаций «Домодедово фьюэл фасилитис»: один — рублевый объемом 15 млрд рублей, второй — номинированный в долларах на $354,7 млн (34,4 млрд рублей), но с рублевыми выплатами. Облигации «Домодедова» с 28 января сильно упали в цене, а их доходности выросли почти в два раза. По долларовому выпуску доходность выросла с 16,25% до 33,9% годовых, по рублевому — с 27% до 47,7%. 

По долларовому выпуску ближайшая выплата купона должна состояться 8 февраля. Это значит, что не позднее 7 февраля денежные средства должны быть перечислены депозитарию, говорит Пономарев. Однако, по его мнению, из-за обеспечительных мер эмитент может с этой операцией не справиться.

Это приведет к техническому дефолту, который через 10 рабочих дней может превратиться в полноценный, говорит Пономарев. Тогда у владельцев облигаций возникнет право требовать досрочного погашения всего выпуска облигаций. «Сомневаемся, что «Домодедово» сможет единовременно изъять из оборота около 35 млрд рублей, чтобы досрочно погасить облигационный долг. В таком случае инвесторы обратятся в суд и у компании возникнут признаки банкротства», — объясняет он. 

 

Поэтому держатели облигаций просят частично отменить обеспечительные меры в отношении «Домодедово фьюэл фасилитис», чтобы та могла выплатить купоны. 

Оправданы ли опасения

Мнения юристов, опрошенных Forbes, разделились. Так, советник КА Pen & Paper Наталья Бунина считает, что риски дефолта принятие обеспечительных мер не создает. По ее словам, арест не затрагивает текущую хозяйственную деятельность. «Выплаты по облигациям аналогичны исполнению текущих заемных обязательств компании и направлены на обеспечение непрерывной хозяйственной деятельности», — уверена она. 

Юрист адвокатского бюро NSP Александра Игнатьева считает, что пока обеспечительные меры не нарушают прав держателей облигаций, тем не менее проблемы могут возникнуть. «Хорошая новость заключается в том, что «Домодедово» не первый эмитент, который проходит путь национализации. Из опыта прошлых лет мы однозначно понимаем, что иски о национализации не имеют целью вмешаться в ведение хозяйственной деятельности и нарушить обязательства компании», — говорит она. 

По ее словам, в похожей ситуации в прошлом году оказалась «Агрофирма — племзавод «Победа» — она допустила техдефолт по облигациям, однако спустя несколько дней смогла расплатиться. Но для этого «Победе» все же пришлось добиваться через суд смягчения обеспечительных мер. 

Менее оптимистична партнер корпоративной практики адвокатского бюро S&K Вертикаль Алена Бачинская. Она считает, что выплаты купонов не входят в число разрешенных операций для «Домодедова» и технически невозможны в действующей редакции обеспечительных мер. 

 

Юрист компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Александр Нечаев и вовсе считает, что инвесторы попали в искусственно созданную ситуацию технического дефолта, которая является следствием «продолжающейся тенденции по национализации и «деприватизации» важнейших для экономики страны отраслей и предприятий». 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Что будет дальше

Шансы на пересмотр обеспечительных мер для группы «Домодедово» есть, считают опрошенные Forbes юристы. Так, Александр Нечаев говорит, что введенные запреты нарушают финансовый статус-кво группы и влияют на прогнозируемость поведения эмитента облигаций. 

Это мнение отчасти разделяет Алена Бачинская. Она подчеркивает, что через 10 дней после технического дефолта держатели бондов вправе требовать досрочного погашения облигаций. «Это точно не отвечает цели принятия обеспечительных мер — сохранению актива в том виде, в котором он есть сейчас», — поясняет она. 

Партнер Novator Legal Group Александр Катков, впрочем, надеется на лучшее: в последнее время суды более внимательно относятся к соразмерности обеспечительных мер. «Если меры фактически блокируют деятельность компании или наносят ущерб третьим лицам (включая инвесторов), суд может их отменить или изменить», — резюмирует он. 

 

На стороне инвесторов и сам аэропорт Домодедово. Компания попросила Арбитражный суд Московской области частично снять обеспечительные меры по иску Генпрокуратуры именно для выплаты купонного дохода владельцам облигаций, сообщила Forbes пресс-служба Домодедова. Ходатайство об отмене обеспечительных мер подала МКООО «Эрпорт менеджмент компани лимитед», следует из судебной картотеки.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+