Взлеты и падения ЮГК: что стоит за резкими колебаниями акций золотодобытчика

Рекордные цены на золото
Акции золотодобытчика ЮГК на этой неделе резко подорожали сразу на 15% — до 0,59 рубля, а затем на торговой сессии 23 декабря резко откатились на 6,5%. 24 декабря котировки незначительно подросли — на 0,3%. Тем не менее рост акций ЮГК этой недели оказался самым значительным среди бумаг всех остальных золотодобытчиков. Так, акции «Полюса» выросли с 21 декабря на 1,5%, «Селигдара» — на 7%.
Одно из объяснений — рост цен на золото. На этой неделе мировые цены обновили очередной рекорд. 23 декабря они приблизились к $4500 за унцию. Рублевые цены тоже растут.
По словам ведущего инвестиционного аналитика Go Invest Никиты Бредихина, акции ЮГК, национализированной в этом году буквально за неделю, долгое время игнорировали рост цен на драгоценный металл, поэтому оказались недооценены. Однако благодаря новой волне роста цен на золото ЮГК начал сокращать этот разрыв.
«С начала года в рублях золото выросло почти на 30%, в то время как акции ЮГК снизились на 25%. С 10 декабря начался новый рост золота в рублях, это положительно сказалось на динамике акций золотодобытчиков, в том числе и ЮГК», — объясняет Бредихин.
Аналитик «БКС Мир инвестиций» Николай Масликов при этом считает, что вряд ли рост цен на золото сыграл решающую роль — он длится уже несколько недель, и до этого котировки ЮГК слабо реагировали на него. Заместитель генерального директора «ПСК-Решения» Андрей Гончаренко считает, что рост цен на золото можно считать фоновым, поддерживающим фактором, но никак не определяющим.
Загадочный кредит
Основной причиной взлета котировок акций ЮГК (которые с начала года потеряли около 40%) могли стать ожидания корпоративных изменений в компании. «Южуралзолото» было национализировано в июле — государство изъяло контрольный пакет акций, принадлежавших владельцу ЮГК Константину Струкову, состояние семьи которого до этих событий Forbes оценивал в $1,9 млрд.
Летом 2025 года Генпрокуратура внезапно выяснила, что Струков, который с 2017 года был вице-спикером законодательного собрания Челябинской области, нарушил запрет на совмещение госслужбы и ведения бизнеса и извлекал выгоду из своего положения. Акции Струкова — 67% в капитале ЮГК — после суда были переданы Росимуществу, а Минфин недавно заявлял, что этот пакет будет скоро продан — в первом полугодии 2026-го.
Кто планирует выкупить пакет Струкова, неизвестно. В августе замминистра финансов Алексей Моисеев говорил, что покупателем может стать крупный миноритарный акционер. Среди крупных акционеров ЮГК известно лишь АО «ААА Управление Капиталом» — структура Газпромбанка, которой принадлежит 22% компании. «Известия» также писали об интересе к контролю над ЮГК со стороны дочерней структуры компании УГМК. Эта металлургическая компания ранее получила со скидкой активы еще одного золотодобытчика — «Петропавловск». И сейчас миноритарии «Петропавловска» судятся с УГМК, Газпромбанком и Мосбиржей, оспаривая в том числе делистинг акций компании.
Рост котировок ЮГК начался 18 декабря, через день после того, как были опубликованы решения совета директоров. В них, в частности, говорилось об открытии кредитной линии неназванным банком. При этом в условиях сделки фигурирует такая формулировка: «Произойдет изменение более чем на 25% состава акционеров заемщика» и «изменение персонального состава органов управления заемщика».
Кроме того, ЮГК, как следует из раскрытия информации, не сможет совершать определенные действия без согласования с кредитором. Источник Forbes в крупном инвестиционном банке утверждает, что не названный в документе банк — это Газпромбанк. Объем кредита и полные его условия в опубликованных решениях не приводятся. Forbes направил запрос в Газпромбанк.
Розничные инвесторы, которые держат акции ЮГК, были недовольны и, не понимая причин роста акций компании, подозревали манипуляцию рынком со стороны инсайдеров, которые могли заработать на движении котировок. Также они обращали внимание на повышенные объемы торгов.
«Возможно, есть какие-то скрытые новости по корпоративным событиям, но официальной информации по этому поводу нет. Скорее всего, это также может быть связано с появлением крупных покупателей на фоне дешевизны акций ЮГК», — говорит Николай Масликов из БКС.
Рыночная стоимость национализированного пакета в августе оценивалась в 85 млрд рублей. По словам Андрея Гончаренко из «ПСК-Решений», исходя из этой суммы, цена акций должна быть 0,57 рубля, и инвесторы в последние дни «подтягивают» котировки к этому уровню, воспринимая сделку по такой цене как базовый сценарий для ЮГК.
Таинственный покупатель
Ожидания, связанные со сменой контроля компании, — главный триггер для котировок, уверен Гончаренко. Инвесторы ожидают цивилизованного завершения истории с национализацией: продажи пакета и последующего выставления оферты для миноритарных акционеров. По мнению Гончаренко, возможны три варианта проведения сделки.
Первый — базовый, с продажей акций стратегическому инвестору и офертой миноритариям. Если реализуется этот вариант, то переоценка акций оправдана. Второй — затянутый, если сделка растянется во времени, котировки могут сильно колебаться. Третий — структурно сложный, когда сделка проходит в несколько этапов и не прозрачна для рынка. Тогда акции снова упадут в цене.
Ключевое значение будет иметь имя покупателя национализированных акций, говорит аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Он считает, что если пакет отойдет структуре Газпромбанка, то рисков для миноритариев будет меньше, а положение на рынке золота и на рынке ценных бумаг у ЮГК останется неизменным. При этом если покупателем будет УГМК, ситуация будет выглядеть несколько иначе. «УГМК — достаточно закрытая группа, избегающая публичности, и о ее планах относительно ЮГК и ее миноритарных акционеров судить трудно», — говорит он.
При этом для УГМК, ранее получившей активы «Петропавловска», покупка акций ЮГК будет означать существенное укрепление позиций на рынке. С пакетом ЮГК компания может занять второе место по объемам добычи после «Полюса» с объемом более 45 т в год, резюмирует Калачев.
