Эксперты по рынкам капитала нашли связь между запросами в «Яндексе» и спросом на IPO
Количество запросов во время сделок IPO в поиске «Яндекса» имеет схожую динамику с розничным спросом на акции, выяснили инвестиционные банкиры из Сбербанка и Т-Банка. Они пришли к выводу о значимой положительной связи между настроением инвесторов, измеренным числом поисковых запросов и доходностью первого дня торгов акциями. Специалисты по рынкам капитала считают, что розничные инвесторы усиливают динамику рынка, а их влияние не только значимо, но и предсказуемо
Розничные инвесторы были нетто-покупателями в первый день торгов в 71% российских сделок IPO с 2022 года, пишут в статье в «Вестнике Института экономики Российской академии наук» руководитель практики корпоративных финансов на рынках акционерного капитала Сбербанка Александр Сегаль, управляющий директор по рынкам капитала Т-Банка Антон Мальков и менеджер управления рынков капитала Т-Банка Андрей Осадчев. На публикацию обратили внимание «Ведомости». Количество запросов во время сделок IPO в поиске «Яндекса» имеет схожую динамику с розничным спросом, обнаружили авторы статьи.
По их данным, медианное число поисковых запросов в ходе IPO (первичное публичное размещение акций) составляет 13 000. Сделки, где количество запросов выше, авторы отнесли к ажиотажным. Анализ корреляции между запросами в «Яндексе» и результатами дебютных торгов на бирже позволил им сделать вывод о значимой положительной связи между сентиментом (общее настроение участников торгов), измеренным числом поисковых запросов и доходностью первого дня торгов.
Институциональные инвесторы после IPO продают свои бумаги как в первый, так и в последующие несколько дней торгов, а вот позиция розницы снижается чуть более стабильно, следует из расчетов инвестбанкиров на основе данных ЦБ. В 2022 году состоялось только одно IPO — кикшеринга Whoosh, в 2023 году – восемь («Астра», ЮГК и др.), в 2024 году — рекордные 15 («Диасофт», МТС Банк и др.), в 2025-м — четыре (JetLend, GloraX, «Дом.РФ» и ГК «Базис»). Число розничных инвесторов на российском рынке значительно выросло за последние несколько лет, отмечают авторы.
Частные инвесторы стали основным источником спроса на IPO — после 2022 года их медианная доля превышала 70% от общего спроса, следует из расчетов авторов на основании данных банков — организаторов сделок. Сегаль, Мальков и Осадчев предположили, что фактором роста котировок выступает качество и структура размещения или индивидуальные поведенческие характеристики участников. Частные инвесторы стремятся участвовать в ажиотажных размещениях, допустили авторы.
Для компании, выходящей на биржу, важно присутствие в СМИ, соцсетях и других каналах коммуникации в течение всего периода маркетинга IPO — это влияет на прямую положительную связь с доходностью первого дня торгов, считают специалисты по рынкам капитала. Во-вторых, подход к самому размещению должен быть взвешенным — важно рационально распределять бумаги между категориями инвесторов, чтобы снизить риск волатильности, заключили они.
В январе 2025 года ЦБ представил доклад «Информационная прозрачность на рынке ценных бумаг: эмитенты и условия первичного размещения их акций». В нем регулятор отмечал, что российские организаторы IPO, в отличие от международной практики, не гарантируют размещение всего объема акций, и риск остается на эмитенте. Правовой статус, функции и ответственность организаторов размещений не определены законодательно, и это позволяет банкам и брокерам действовать без лицензионных требований. Это создает риски конфликта интересов и отсутствия ответственности перед инвесторами, указывал ЦБ.
