К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Школа миллиардера: как раскрыть в себе участника «Сколково»

Фото DR
Фото DR
Создатели биотехнологического стартапа «Зоопротеин» не сразу поняли, в чем инновационность их проекта

Одним из самых ответственных и нервных этапов в развитии нашего проекта был связан с получением статуса участника «Сколково». Для того чтобы пополнить ряды компаний, двигающих нашу страну к светлому будущему, ушло около года. Основная причина такого долгого пути к этому «путевому камню» была, конечно же, в нас.

Сама мысль заполнить заявку на sk.ru появилась после того, как в структуре фонда «Сколково» организовалось подразделение по агробиотехнологиям в составе кластера «Биомед».

Более того, поддержка родных, друзей и знакомых, утверждающих, что наш проект смело можно охарактеризовать как «инновационный», по большому счету не оставила нам пространства для маневра.

 

И мы начали готовиться к подаче заявки.

Первую заявку мы писали очень долго, скрупулезно собирая всю необходимую информацию: об имеющихся научных изысканиях, о международном опыте, о емкости рынка, имеющихся патентах и прочее.

 

Самые большие трудности возникли с блоком, который касался именно «инновационности» нашего предприятия. Чем больше мы думали о нашей непохожести на существующие технологии, тем больше мы находили общих характеристик.

Следует признаться, что на тот момент — это была осень 2015 года — у нас было оборудование и предприятие, адаптированное под производство наживок для рыбалки, и мы только-только выносили идею направления развития бизнеса, в котором хотели бы идти дальше.

Итак, на момент первой подачи заявки мы были уверены, что фокус на производство высушенных личинок мух и их использование в качестве кормов для домашних и декоративных животных — это то, что нам нужно. Рынок — большой, личинок мух никто не использует — инновационно, себестоимость нашего продукта на тот момент — 700 рублей за килограмм — приемлема на рынке лакомств.

 

Первую заявку отклонили за недостатком инновационности.

Впоследствии нам очень помогал Олег Буханцев — проектный менеджер «Сколково», который пытался (неоднократно) донести до нас, что инновационность каждого проекта должны быть неоспоримой и явной, иначе эксперты при рассмотрении заявки отправят ее на доработку. Мы очень признательны Олегу за то, что помог взглянуть на наш проект совсем другими глазами и буквально вытянул из нас нужную концепцию.

Наконец-то мы сами начали критично подходить к нашему проекту и искать свою изюминку. Именно искать, потому что каждый из нас ощущал, что проект достоин быть в «Сколково», но никто не мог выразить это словами! Дальше междометий не заходило, а уж о рациональном, взвешенном и внятном объяснении мы и не думали.

Мы определили несколько блоков, на которых нам следовало концентрировать свое внимание и искать инновационность:

Существующее производство. Инновационным оно точно не было. Огромное количество рыбаков-любителей выращивают личинок мух на заднем дворе/гараже/ кухне для себя. В России существует несколько больших компаний, которые специализируются на производстве опарыша. Наше производство, как и другие подобные, призвано удовлетворить локальный спрос, но инновационным не является. Более того, есть много текстовых описаний и видео в YouTube, в которых показывают, как это делается.

 

Возможность производить высушенных личинок мух. Многие могут подумать - что тут сложного? И правильно подумают, потому что ничего сложного тут нет. Личинок можно сушить по-всякому — и в духовке, и в микроволновке, и на открытом огне, и просто в теплой комнате. И высушенных личинок мух уже используют в производстве прикормки для рыбы. То есть — опять никакой инновационности.

Использование личинок мух в кормах для животных. С одной стороны — это интересно, нетрадиционно, смело. Буря восторга и интереса на выставках. А с другой стороны, с практической точки зрения — зачем? Есть традиционные белки: рыбная мука, соя, мясокостная мука, есть водоросли, микробный белок, есть те же сверчки, очень популярные в восточных странах. Чем личинки мух в кормах лучше, чем перечисленные компоненты (притом что стоимость нашего продукта была 700 рублей за килограмм)? Ничем. То есть не каждый неожиданный продукт может быть инновационным.

На этом мы исчерпали все доводы, на которых мы строили  первую заявку… «Куда же катится мир, если инновационность высушенных личинок мух пасует перед доводами разума и требованиями системы!» — думали мы.

И тут началось самое интересное: ночи без сна, дни без аппетита — все мысли направлены на то, чтобы найти и выразить в одном предложении инновационную суть нашего проекта, которая буквально плавала на поверхности, но мы все не могли ее поймать.

 

Нас осенило совершенно неожиданно. В какой-то момент мы начали смотреть на наш проект под совершенно другим углом. И выработали еще несколько блоков для поиска инновационности.

Технологии переработки органических отходов. Ценность любой технологии по переработке отходов состоит из суммы ценностей продуктов, которые получаются в результате переработки. Существующие технологии: компостирование, вермикультивирование, сжигание, переработка на утильзаводах — позволяют получить или удобрение или белковый компонент. Но все вместе? Может, только в случае с вермикультивированием (переработка отходов животноводства и птицеводства калифорнийскими червями или червями «Старатель») — и то не всегда.

А в нашем случае мы имеем возможность переработать органические отходы в белок и удобрение. Получается уже 3 в 1: переработка, корма и удобрение. Мы почувствовали, что находимся на верном пути.

Мы начали сравнивать имеющиеся технологии переработки отходов в Западных странах — и выявили для себя еще одно существенное отличие. Все компании на Западе занимаются переработкой «зеленых» (растительных) отходов. А мы берем на себя самое опасное — мясные. Муха, личинки которой используются в западных технологиях, растет на протяжении 20 дней, а наша — в 4 раза быстрее! Т.е. мы можем получать в 4 раза больше биомассы за тот же промежуток времени!

 

Кроме того, технология переработки органических (мясных) отходов личинками мух отличается от технологии производства рыболовного опарыша. Хотя бы потому, что необходимо организовать производство, соответствующее нормам, правилам именно в отношении производства кормов. А также и потому, что оборудование и методы, используемые для промышленной переработки отходов, абсолютно несравнимы.

Наши последующие заявки мы и строили на этих принципах: технология переработки органических отходов личинками мух, на закрытом предприятии, единым технологическим процессом, с такой себестоимостью, чтобы это было интересно предприятиям сельского хозяйства, с такой производительностью, чтобы это было лучше аналогов.

Следует признать, что в процессе подготовки заявки мы, обнаруживая недочеты, которые могут нам помешать при обосновании инновационности нашего проекта, принимались за их исправления. Чаще всего исправления касались «железа», актуализации финансовой и бизнес-модели, изменений в технологии приготовления кормового белка.

Наша конечная цель — и в соответствии с проектом «Сколково», и в соответствии с нашим внутренним мироощущением — дать возможность каждому желающему приобрести у нас технологию. Чтобы по всей Земле появились сотни тысяч установок по переработке отходов в белок.

 

В этой цели есть и общечеловеческий высокоморальный посыл — экология и ответственное природопользование, и вполне конкретный коммерческий интерес — в мире десятки тысяч наших потенциальных покупателей!

Как только оформившееся понимание нашего проекта нашло баланс внутри нас самих, сам проект нашел понимание в глазах экспертов — и мы стали участником «Сколково».

Эта история о том, что обычный, на первый взгляд, продукт, давно известный и примелькавшийся, при определенном угле зрения может быть представлен и как необычный.

Наша команда — это не команда ученых, не команда изобретателей. Мы не придумали ничего нового и экстраординарного. Все, что мы сделали — это нашли возможность для «опромышливания» природных процессов, придали нашему продукту красивый и коммерциализируемый вид, научились правильно о нем рассказывать и доказывать его необходимость.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+