К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В постели с врагом. Зачем компаниям делиться технологиями и кадрами

Фото Anthony Lee / Caiaimage / Getty Images
Фото Anthony Lee / Caiaimage / Getty Images
Обмен опытом между компаниями приобретает все большую актуальность. Сотрудничество вопреки конкуренции развивается даже в области управления персоналом

Сотрудничество — это ключ к успеху, и мир бизнеса — не исключение. Это обусловлено глобальным переходом на цифровые технологии, который, в свою очередь, размывает границы между различными отраслями, ускоряет процесс внедрения инноваций, а также кардинально меняет традиционные бизнес-модели. Достаточно вспомнить такие концерны, как Amazon или Apple, которые неожиданно для всех освоили множество новых направлений бизнеса, крайне далеких от того, с чего они начинали, и продолжают интегрировать свою деятельность в целые отрасли. То, что сотрудничество и обмен опытом зачастую оказываются куда более эффективными, чем упрямые конкурентные амбиции, ярко демонстрируют фармацевтические концерны Sanofi и Boehringer-Ingelheim, которые приняли решение произвести обмен своими компаниями вместе с их сотрудниками. В результате ветеринарный бизнес перешел к Boehringer, а Sanofi получило руководство над производством безрецептурных препаратов. Своеобразная, но перспективная сделка.

Открытые инновации на практике

Все больше компаний осознают: вместе — проще. В том, что касается знаний и повышения квалификации, это осознание особенно актуально. В науке этот подход наиболее четко отражен в термине «открытые инновации». Когда встает вопрос о работе с потенциальными конкурентами, в первую очередь необходимо преодолеть чувство недоверия и открыться сотрудничеству. Потребуется некоторое время, чтобы пришло осознание: такой подход всем на пользу. В этом плане рынок цифровых технологий опережает остальные отрасли. Есть несколько примеров того, как компании хитроумными путями объединяют различные модели. Так, к примеру, венский стартап Payuca использует методы экономики совместного потребления, чтобы сдавать в краткосрочную аренду неиспользуемые парковочные места на частных крытых парковках. Или вспомним Amazon, компанию, чья деятельность сегодня охватывает самые разные виды услуг: от потоковой передачи музыки и видео до расчетных счетов. Инновационный прорыв, значение которого в эпоху цифровой экономики трудно переоценить, все чаще осуществляется компаниями за пределами их отраслей, что имеет далеко идущие последствия для тех предприятий, которые отчаянно противятся этим новым тенденциям сотрудничества.

Обоюдная выгода

Как же на практике работает сотрудничество в бизнесе? Речь идет об интеграции целой экосистемы. В конце концов, компаниям, особенно молодым, крайне сложно, в частности в финансовом плане, создавать новое в одиночку. Поэтому имеет смысл сотрудничать либо с каким-то другим стартапом, либо с уже солидной компанией, чтобы иметь возможность использовать ее ноу-хау и другие ресурсы. В свою очередь, большие предприятия получают в распоряжение инновационный потенциал, который зачастую либо уже утрачен по причине больших размеров компании, либо практически не используется.

 

Сотрудничество вместо соперничества

В том, что касается обучения, сотрудничество также оказывается в разы эффективнее соперничества. Согласно теории коннективизма, разработанной канадским ученым Джорджем Сименсом, процесс обучения максимально продуктивен в том случае, когда между так называемыми узлами — это могут быть люди, книги, изображения и т. д. — возникают связи и в результате формируется сеть.

Понимание особенностей деятельности других компаний и знакомство с их опытом вдвойне важно в условиях цифровой революции. Это процесс постоянной отдачи и приобретения бесценных знаний и полезного опыта. Очень часто компании не имеют ни малейшего понятия об актуальных технологиях. Именно в контексте самых передовых, инновационных технологий должен происходить непрерывный, неограниченный процесс обучения. Достаточно вспомнить теорию эволюции, выдвинутую Чарлзом Дарвином.

 

Систематический обмен сотрудниками

Еще более смелым шагом для компаний в перспективе станет сотрудничество в кадровой политике. Было бы здорово, если бы сотрудники компаний, представляющих разные отрасли, объединялись, чтобы работать над совместными проектами. Взаимодействие на уровне сотрудников дало бы компаниям возможность приспособиться к изменениям, происходящим на рынке HR-услуг. Сотрудники могли бы работать несколько месяцев в одной компании, затем некоторое время — в другой. «Однако на данный момент многие компании просто не воспринимают такую концепцию всерьез. При этом на деле оказывается, что многие в некотором роде и так обмениваются сотрудниками, просто пока этот процесс носит вынужденный и в каком-то смысле даже неосознанный характер. В качестве примера можно привести финансовую отрасль, а также IT-бизнес, в которых постоянно происходит обмен сотрудниками. Слияние сил в рамках проектов позволит регламентировать данную практику, а компании смогут оценить преимущества единого кадрового фонда.

Возвращаясь к Чарлзу Дарвину… Ученый как-то сказал: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям». Сегодня в мире бизнеса это утверждение актуально как никогда.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости