К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Белые воротнички — это новый черный»: как устроен HR-проект Алены Владимирской для менеджеров среднего звена

Фото DR
Фото DR
Известный HR-специалист Алена Владимирская запускает новый проект Careefan. Он позволит менеджерам среднего и высшего звена найти работу с помощью нейросети, карьерных консультантов и советов управленцев из крупных компаний. Владимирская мечтает уже через пять лет продать сервис HR-гиганту масштаба LinkedIn за $150 млн

«Все взрослые люди в какой-то степени недооценены на работе. Они считают, что где-то может быть и лучше. И 80% из них правы»,  рассуждает в интервью Forbes хедхантер Алена Владимирская, основательница проектов «Антирабство» и Pruffi. Ее новый сервис Careefan должен решить проблему профессионального «журавля в небе» указать менеджерам на их карьерные возможности с помощью нейросети, консультантов и управленцев из крупных компаний, которые расскажут соискателям о «внутренней кухне»Запуск проекта будет анонсирован 25 октября в 19 часов по московскому времени. Forbes первым поговорил с Владимирской и ее партнерами, чтобы узнать, чем Careefan отличается от других карьерных сервисов и почему классический рекрутинг  это «помойка человеческих душ».

Годы «Антирабства»

Вологжанка Алена Владимирская (имя по паспорту Ольга Аринина) за 14 лет в HR стала одним из самых известных рекрутеров страны. Собственную карьеру она начинала в компании Работа@Mail.ru. В 2011-м Владимирская основала рекрутинговый стартап Pruffi, который привлек $400 000 от фонда Almaz Capital Partners, но к 2017-му прекратил работу. По словам предпринимательницы, ее компания была «первой на рынке, кто публиковал вакансии в соцсетях».

В 2015 году Владимирская вместе с Алексеем Федоровым, в прошлом юристом «Аэрофлота», запустила новый HR-проект «Антирабство». Сервис позволял искать вакансии, предоставлял доступ к обучающим курсам по профориентации  (цена курса составляла 22 500 рублей) и консультациям с рекрутерами за дополнительную плату.

 

С весны 2018-го ситуация в «Антирабстве» была непростой — основатели начали расходиться во взглядах на будущее бизнеса, признается Владимирская. Она уже тогда хотела «отойти от массового продукта» и открыть сервис для менеджеров среднего и высшего звена, а партнер настаивал на развитии «Антирабства» как доступной широкой публике платформы, где любой желающий мог проконсультироваться с опытным HR. Это разные бизнес-модели, которые нельзя смешивать, считает предпринимательница.

«Я считал, что бизнес должен быть более технологичен, меньше зависеть от медийности людей. По нашей договоренности я не лез в продукт, но мне виделось, что его нужно кардинально переработать. Это вызывало трения», объяснил Forbes свою позицию Федоров.

 

Владимирская поняла, что для поиска компромисса с партнером ей необходим совет опытного консультанта. «Я написала жалобный пост в Facebook: «Божечки, мне нужен ментор, тьютор», вспоминает предпринимательница. На призыв откликнулся Алексей Марей, член совета директоров Альфа-банка и Qiwi. Он согласился консультировать Владимирскую бесплатно.

Сергей Дружинин
Сергей Дружинин·DR

Но это не помогло решить конфликт основателей «Антирабства». «Мы пытались сблизить позиции, но безуспешно. Как это часто бывает, не смогли договориться», констатирует Федоров. В мае 2019-го он выкупил долю Владимирской 50% компании. Сумма сделки не разглашается, но, по словам Владимирской, превышает $100 000. Уход партнера не сильно отразился на работе «Антирабства» 90% клиентов остались, заверяет Федоров.

Советы «корефанов»

Выйти из бизнеса «на выгодных условиях» Владимирской помог сооснователь винного стартапа Invisible, экс-менеджер проектов «Яндекс.Украина» и «Яндекс.Беларусь» Сергей Дружинин. Он консультировал предпринимательницу по операционным вопросам и контролировал процесс продажи доли в «Антирабстве». «Сергей — хороший операционщик, который умеет разгребать говнище», говорит Владимирская.

 

После сделки она задумалась о запуске совместного с Дружининым проекта. В команду пригласили Александра Маслюка, эксперта SAP в области «HR-трансформации». «Александр ведет знаменитый Telegram-канал WTF_HR, который читают все HR страны. Его все в отрасли знают», — представляет партнера Владимирская. Также к стартапу присоединилась Анна Алфимова, экс-руководитель направления по оценке персонала Альфа-банка, которая перешла в Careefan с позиции директора по карьерному развитию института «Стрелка».

План опытной команды — сделать проект, который поможет белым воротничкам перейти на новую позицию в своей же сфере или полностью изменить карьеру. Бренд Careefan придумала специально разработанная нейросеть случайным образом «сплавила» слова, связанные с HR: «карьера», «фанат» и «корефан — кореш», рассказывает Дружинин. Название оказалось точным по смыслу: сервис призван помогать менеджерам среднего и высшего звена находить работу по душе — будто по рекомендации хорошего знакомого, того самого «корефана».

Роль «корефанов» в компании возьмут на себя независимые карьерные консультанты  опытные HR-специалисты, которые определят потребности пользователя. Затем алгоритм подберет подходящую соискателю компанию, а эксперт-инсайдер из этой компании раскроет перед пользователем внутреннюю корпоративную кухню.

Человек-ресурс

Владимирская отмечает, что впервые участвует в проекте, где она «не только не лидер, а самое слабое звено»: Дружинин, по ее словам, сильнее в операционных процессах, Маслюк — в методологии HR, а Алфимова — во внедрении продуктов. Однако личный бренд предпринимательницы остается важным для Careefan драйвером развития: «Мое дело — подтаскивать ресурс. Проект делается на мои деньги и, собственно, развивается за счет моей медийности».

На старт Владимирская потратила $80 000 личных сбережений (еще $20 000 — вклад Дружинина). Ее доля в проекте самая большая — после привлечения инвестиций она составит 19%. Доли остальных основателей не раскрываются. Пока сервис работает на зарегистрированном в октябре ООО «Карифэн». По данным СПАРК, 100% компании принадлежат Дружинину — по словам Владимирской, такое решение было принято, потому что компания планирует перейти в британскую юрисдикцию и «регистрировать ее на одного учредителя для дальнейшей передачи значительно проще».

 

Предпринимательница также собрала команду советников  каждый консультирует Careefan в профильной для себя сфере. Помимо Алексея Марея, это экс-гендиректор Alibaba в России и бывший топ-менеджер Сбербанка Марк Завадский, директор по маркетингу «Додо Пиццы» Михаил Чернышев, член совета директоров газеты «Ведомости» Демьян Кудрявцев, директор Mail.Ru Games Ventures Илья Карпинский и управляющий директор Rambler&Co Максим Тадевосян. На старте советники работают бесплатно. После привлечения инвестиций, по словам Дружинина, каждый получит в среднем по 0,65% компании.

Завадский интерес к стартапу объясняет верой в предпринимательские способности Владимирской: «Мне понравилась комбинация компетенций в команде и идея проекта. Я ожидаю мощный старт в России и затем запуск на других рынках».

Чернышева в Careefan тоже привлекают «харизма Алены» и идеи. «Этот проект формирует новую категорию карьерного развития как для кандидатов, так и для бизнеса. И делает людей и бизнес более счастливыми. Для меня поиск смысла и счастья во всем, что я делаю, является ключевым параметром при выборе проектов, в которые я инвестирую свое время», рассуждает топ-менеджер «Додо Пиццы». По его словам, бизнес и соискатели используют инструменты рекрутинга «из прошлого века», а темпы цифровизации требуют нового, более умного и быстрого подхода к выбору кандидатов.

Помойка человеческих душ

Квалификация менеджеров среднего звена, особенно специалистов за 40, устаревает очень быстро для них это ключевая проблема, объясняет Владимирская. «Я  считаю, что белые воротнички это новый черный с точки зрения рекрутинга»,  говорит предпринимательница. По ее оценке, в России у Careefan 2,5 млн потенциальных клиентов. Стартап рассчитывает привлечь не менее 8% из них.

 

Специалистов, с которыми будет работать Careefan, на обычных «джоббордах» (сайтах-досках объявлений о вакансиях, таких как HH.ru и Superjob. — Forbes) не найти, подчеркивает сооснователь сервиса Александр Маслюк. «Дело не в том, что искать работу на «Хедхантере»  зашквар. А в том, что джобборд прекрасно решает задачу поиска работы, а задачу построения карьеры чуть менее чем никак», отметил он в своем Telegram-канале.

По мнению сооснователя Careefan, будущее традиционных «работных» сайтов  это «искусственный интеллект для синих воротничков, рядовых разработчиков софта и офисного планктона». Рекрутеры на сайтах ищут кандидатов по резюме, а оценивают — по ключевым словам, их главная задача — поскорее закрыть вакансию и «продать» должность, заключает Маслюк.

Александр Маслюк
Александр Маслюк·DR

Владимирская тоже со скепсисом относится к перспективам сайтов для поиска работы: «Джобборды помойка человеческих душ. Это лотерея: какую вакансию вытянул наугад из шапки или как тебя HR случайно нашел  туда ты и пошел. С чего вы взяли, что это лучший шанс?»

Белым воротничкам нужны другие инструменты, и команда Careefan придумала какие. Работу выгоднее искать через знакомых, продолжает Маслюк. «[В этом случае] вас оценивают не только по навыкам и опыту, но и по способностям делать что-то новое. Это другой уровень доверия. Ни у кого нет никаких причин никому врать. И человек, который помогает вам искать работу, на вашей стороне», объясняет сооснователь Careefan.

 

Карьерный Tinder

Поиск работы и «корректировка карьеры» с помощью Careefan строятся в три этапа.

На первом пользователь созванивается с карьерным консультантом через платформу. Это отобранные Анной Алфимовой профессиональные HR-специалисты, у которых есть опыт в консалтинге. Их работа оплачивается сдельно по 2500-3750 рублей за беседу. Сейчас в команде 36 таких консультантов. В отличие от классических рекрутеров, которые сотрудничают с несколькими компаниями и заинтересованы устроить соискателя в одну из них, специалисты Careefun «не ангажированы» и поэтому более объективны, утверждают основатели проекта. По словам Маслюка, задача консультантов понять, что человек умеет и чего хочет достичь, предложить варианты развития карьеры и подсказать, как найти работу «по душе».

На втором этапе специалист вносит пользовательские данные в разработанную Маслюком модель классификатор компетенций. Эта система сопоставляет профили соискателей и запросы работодателей. Она опирается не на карьерные вехи кандидата и его обязанности, а на способности и конкретные результаты, объясняет Маслюк. По его словам, профиль заполняется анонимно, доступа к информации извне нет, поэтому риск, что работодатель узнает о желании сотрудника сменить работу, сводится к нулю. Алгоритм матрицы помогает определить наиболее подходящую вакансию  не по названию должности, а по результатам, которых предстоит достичь, — а затем на основе полученных данных консультант советует эксперта из этой компании. Полная автоматизация в рекрутинге невозможна, считает Владимирская: «первую милю» на диагностике и «последнюю милю» проводит человек. «Потому что машина  она умная, но глупая», смеется предпринимательница.

На третьем этапе пользователь общается с экспертом-инсайдером, который  рассказывает, как на самом деле обстоят дела у работодателя, какие плюсы и минусы есть у предлагаемой позиции. Это не рекрутер, а сотрудник, который занимает примерно ту же должность, на которую метит пользователь. К проекту присоединились 226 экспертов из ИТ, телекома, медиа, финансов и других областей, в том числе топ-менеджеры крупных компаний и советники проекта, заверяют основатели. Имен инсайдеров они не разглашают, но уточняют, что те могу работать, только если не имеют подписанного договора о неразглашении информации с работодателем. 

 
Анна Алфимова
Анна Алфимова·DR

Маcлюк сравнивает принцип работы сервиса с поликлиникой: «Вы приходите к терапевту и говорите: «У меня болит голова». Вы думаете, что у вас болит голова, потому что вы не досыпаете, а на самом деле потому что постоянно сидите на неудобном стуле. И для того, чтобы это понять, терапевт отправляет вас к узкому специалисту».

Беседа с карьерным консультантом на первой ступени длится 45 минут и стоит для пользователя 5000 рублей. Careefan забирает 25-50% комиссии. Разговор с экспертом тоже платный цена варьируется в зависимости от позиции (диапазон цен основатели пока не определили). Но деньги за беседу получит не эксперт: вся сумма будет поступать на счет «Добро.Mail.Ru»  хаба проверенных благотворительных организаций, который распределяет средства среди фондов помощи детям, старикам, больным людям и животным. Такое решение подсказали сами инсайдеры. Во время подготовки к запуску проекта команда Careefan опросила 100 человек, и лишь 2% захотели забрать деньги себе остальные предпочли перевести их на благотворительность. По словам Дружинина, для экспертов в проекте работает нематериальная мотивация желание сделать доброе дело и завести полезные связи.

По словам Владимирской, технологию успешно обкатали на 150 кейсах. 30% соискателей поменяли работу, остальные «скорректировали карьерную стратегию». Одной из первых опробовала сервис Виктория Чмаль, давняя подписчица Владимирской в соцсетях. Летом 2019 года она решилась записаться на консультацию. Чмаль тогда работала операционным директором небольшого рекламного агентства. Во время беседы Владимирская задавала наводящие вопросы об опыте, проектах, навыках и карьерных желаниях соискательницы. «Я не особо понимала, где хочу быть. Мы вместе определили, куда мне стоит двигаться», вспоминает Чмаль. По ее словам, методика Careefan помогла понять, насколько она была «честна» в том, что хотела получить от работы. Затем матрица определила подходящую компанию. На следующем этапе Чмаль общалась с представителем компании, а после попала на собеседование. Благодаря сервису она устроилась в маркетинговый отдел международной финансовой компании (называть ее запрещено договором о неразглашении). «У меня был сильный uplift (карьерный подъем. — Forbes). Произошла магия»,  радуется Чмаль.

По мнению советника проекта Михаила Чернышева, Careefun поможет людям делать осознанные шаги в карьере: «Платформа сможет более точно соединять «свои» компании со «своими» соискателями. Будет больше счастливых людей и бизнесов». Другой советник, Марк Завадский, называет сервис «новым взглядом на наем»: «Это не услуга для клиента с одной или другой стороны, а мэтчинг, если угодно дэйтинг: поиск не той работы, которую ты хочешь, а той, которая на самом деле будет лучше для тебя».

 

Мечта о $150 млн

Не все коллеги по цеху верят в успех сервиса. «Менеджер, который платит за поиск работы, абсолютно неадекватен. Пусть придет на Superjob. Там есть все, что нужно, чтобы из мидла стать топом. Абсолютно бесплатно», говорит основатель Superjob.ru Алексей Захаров. По его словам, ищут призвание только 10% белых воротничков, все остальные выбирают работу «по старинке» ориентируются на зарплату.

С этим согласен Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работа»: «Соискатели из этой категории обычно находят работу либо через джоб-сайты, либо через рекомендации. Смотрят на зарплатные предложения, далее на уровень задач и качество самой работы». Он отмечает, что перспективы у Careefan все же есть. «Если основатели смогут правильно реагировать на «боли» клиентов, решать конкретные проблемы и помогать в создании карьерных траекторий. За консалтинг такого плана российский пользователь готов платить, в отличие от помощи в поиске работы ведь и так есть из чего выбрать»,  заключает Кумпель.

Команда Careefan готова к тому, что первое время сервис будет убыточным: после запуска компания планирует тратить $100 000 в месяц, половина суммы пойдет на маркетинг. В течение года сервис планирует привлечь $1 млн инвестиций. Первый транш $300 000-350 000 — рассчитывают получить до январских праздников. По словам Владимирской, уже есть договоренность на половину суммы с  несколькими советниками и менторами проекта, другие потенциальные источники предпринимательница не раскрывает. По ее словам, предложения об инвестициях поступали еще до старта проекта: «Нам предлагали $1,5 млн. Это была во многом плата за «потусоваться рядом с этим бордом [советниками]». Поэтому мы с самого начала решили, что продукт делаем на мои деньги, до запуска как минимум. Это дало нам свободу».

Инвестиции проекту нужны для развития и выхода на зарубежные рынки. Первым вместе с Россией к платформе подключится Израиль, после Нового года Германия. «Мы поняли, одна из самых актуальных задач, с которыми мы сталкиваемся здесь, но которые можем решить там, это вопросы тех, кто планирует переезд, но не до конца уверен либо вообще ничего не знает о том, как правильно строить карьеру дальше», объясняет Алфимова. Для менеджеров высшего и среднего звена возможность переезда — один из самых важных параметров при поиске новой должности, согласна Владимирская.

 

Еще одна причина выхода за рубеж сделать сервис заметным на международном рынке, чтобы его оценили крупные рекрутинговые компании. Владимирская рассчитывает выйти из проекта через пять лет: «Давайте говорить честно, на самом деле есть задача продаться условному LinkedIn за $150 млн».

Антон Ануфриев, управляющий партнер фонда Vitamin.vc, считает, что такая амбициозная цель вполне достижима: «Поиск работы актуален не только на нашем рынке. Исходя из этого, не видно причин, почему бы проекту не быть востребованным и в других странах. Продажа компании стандартная стратегия стартапов, ориентированных на экзит [выход]. При быстром росте базы пользователей реализуема. Но обычно занимает больше времени, чем пара лет».

Их университеты: где и как учились самые перспективные молодые россияне

Их университеты: где и как учились самые перспективные молодые россияне

Фотогалерея «Их университеты: где и как учились самые перспективные молодые россияне»
6 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости