Как подсадить миллениалов на чипсы с солью и заработать 10 млн рублей за полгода. Бизнес-план «Пакета картошки»

Миша Ганнушкин (справа) и Ян Лебедев Миша Ганнушкин (справа) и Ян Лебедев Фото DR
Чипсы «Пакет картошки» появились в московских барах летом 2019 года. Минималистичный дизайн, аскетичный состав — только картофель, масло и соль — и вирусный маркетинг обеспечили им любовь модной московской молодежи. Как основателям проекта удалось подарить знакомому всем продукту вторую жизнь?

Forbes продолжает постоянную рубрику «Бизнес-план». Мы берем за основу строгую форму реального делового документа и оживляем ее историями наших героев-предпринимателей, которые с нуля построили перспективный бизнес. В каждом пункте есть два временных пласта: «тогда» — положение дел на момент запуска бизнеса; «сейчас» — советы героев о том, какую стратегию выбрать в нынешних условиях.

На этот раз «на атомы» свой успех разбирают Миша Ганнушкин и Ян Лебедев — основатели проекта «Пакет картошки», который пытается переломить стереотип о чипсах как о вредном дешевом джанк-фуде и уже попал на полки 1100 «ВкусВиллов», в московский Duty Free и «Яндекс.Лавку».

Цели и задачи бизнеса

Тогда

Когда мы познакомились, то практически сразу решили, что хотим сделать какой-то бизнес вместе, который будет не просто про зарабатывание денег, а станет образом жизни и любимым делом. Хотели сделать продукт, который мы сами покупаем почти каждый день и который неразрывно связан с нашим представлением о досуге, веселье, дружбе. Мы — это Ян Лебедев — предприниматель, производитель батончиков Pikki, — и Миша Ганнушкин — арт-директор фестиваля «Пикник «Афиши», Парка Горького, ЦУМа.

Мы подумали про чипсы и поняли, что еще не появилось отечественного производителя в ценовом сегменте до 200 рублей, который бы нам по-настоящему нравился. Изучая рынок, задались вопросом: почему в России до сих пор не производят крутых крафтовых чипсов? Почему мы покупаем только импортную картошку вроде Tyrells и San Carlo? Почему даже в их составах мы видим массу сомнительных компонентов, использования которых можно было бы избежать? Так и появилась идея создать компанию «Ганнушкин и Лебедев» и бренд чипсов «Пакет картошки»

«Пакет картошки» — это просто пакет, внутри — просто картошка

Сейчас

Мы стараемся делать классный продукт массового потребления, который бы нам хотелось покупать самим — чтобы он был эстетически привлекательным, чистым, понятным любому покупателю, запоминающимся, простым. Простым — характеристика не со знаком минус, а со знаком плюс, потому что каждый день мы возвращаемся к простым вещам и именно без них не можем представить свой повседневный рацион. Отсюда и появилось название «Пакет картошки»: это просто пакет, а внутри — просто картошка. Продукт, который найдет своего покупателя в разных социальных слоях, с разными вкусовыми предпочтениями и финансовыми возможностями.

«Пакет Картошки»

Мы продолжаем придерживаться первоначальной идеи и реализуем ее на бешеных скоростях. Нашему бренду нет еще и года (первая презентация продукта прошла 13 июня 2019 года), а мы уже достигли внушительных результатов на очень конкурентном рынке. С 22 января нас можно найти во всех магазинах «ВкусВилл», где нас называют самой «модной» картошкой, с 17 января мы продаемся в корнере в «Цветном».

Цель деятельности (чего вы хотите достичь)

Тогда

Первым нашим продуктом стали чипсы с солью, но у нас в планах была разработка еще четырех вкусов: с перцем чили, трюфелем, сыром и уксусом. Мы организовали небольшой распределительный центр недалеко от центра Москвы и начали распространять образцы. Хотели оперативно зайти в HoReCa (сегмент кафе, баров и гостиниц — прим. Forbes), занять нишу барных снеков, получить обратную связь и, зарекомендовав себя и заработав репутацию и авторитет на рынке, зайти в ретейл. Мы также быстро поняли, что нельзя игнорировать быстро развивающийся рынок интернет-торговли (Яндекс.Лавка, «Кухня на районе», «Самокат», LavkaLavka, Ozon). Более того, мы не хотели быть только столичным брендом — у нас была амбиция выйти за пределы Москвы и продаваться в крупных городах России, а в идеале выйти на зарубежный рынок.

Сейчас

Мы разместили товар в близких нам и духу нашего бренда барах и ресторанах, куда ходим сами и куда ходят наши друзья. Наш продукт размещают на витринных полках баров, на самом виду у покупателя, что не очень характерно для барной истории. Отчасти благодаря этому «Пакет картошки» и сам стал маркером классного места — теперь уже к нам стучатся владельцы новых московских заведений с предложениями о сотрудничестве.

Мы используем простые приемы: трижды повторяем название на упаковке, используем чистые цвета и легко читаемый шрифт

Наш продукт представлен в 1100 магазинах «ВкусВилл» по всей России, в Duty Free московских аэропортов и в магазинах здорового питания. Мы есть в Яндекс.Лавке, «Самокате», «Кухне на районе» и на других интернет-площадках, а сейчас ведем переговоры с крупными ритейлерами.

Скоро мы запустим пакеты по 50 грамм — «Пакетик картошки». Будем размещать их в вендинговых автоматах и очень хотим выйти на российские авиакомпании. На днях открыли свою точку продаж на фуд-корте универмага «Цветной» в «Брикет Маркете», где можно попробовать наши чипсы с 15 гастрономическими соусами.

У нас есть не только чипсы, но целое бюро «Ганнушкин и Лебедев», которое уже вовсю думает о новых продуктах и готово предоставлять консалтинговые услуги другим предпринимателям, которые хотят запускать проекты в схожей с нашей философии. А еще «Пакет картошки» внезапно стал локомотивом для предприятия «Клинские Снеки», которое уже десять лет производит сухарики и нуждалось в новом продукте.

Характеристика отрасли

Львиная доля потребления картошки в России приходится на чипсы с очень яркими и насыщенными химическими вкусами, в составе которых половину наименований занимают ароматизаторы и усилители вкуса, от крупных транснациональных корпораций и старожилов отечественного снекового бизнеса.

В крупных городах России встречаются интересные импортные бренды картошки, среди которых можно выделить Tyrells — безусловный эталон чипсов в английском стиле, — и итальянцев San Carlo. В России продается много импортной картошки обыкновенного качества, которая на домашних рынках позиционируется как эконом-сегмент, а у нас прикидывается премиумом за счет своей «импортности». Такая картошка расценивается нами как музейный экспонат, придающий имидж полкам ритейлеров

Описание продукта или услуги

Тогда

Уникальность «Пакета картошки» заключается в том, что это домашняя картошка, сделанная с большим уважением к продукту и его потребителям. Мы делаем чипсы с чистым составом из компонентов, за качеством которых следим лично, не добавляем усилителей вкуса, консервантов, химических ароматизаторов. Все очень просто: картошка, соль и масло, специи и натуральные добавки. Казалось бы, ничего такого, но каждый день мы получаем положительные отзывы, ради которых и работаем. Нам, например, пишут, «это самые вкусные чипсы в мире», «спасибо, что делаете картошку без химии, теперь можем баловать своих детей». ЗОЖ-продуктом чипсы по определению назвать сложно, но лучше есть хорошую картошку, чем плохую. И вообще, можно все, главное — не злоупотреблять.

Размещаясь на актуальных московских площадках, мы сразу приглянулись веселым московским персонажам, лидерам мнений, тусовщикам

У нашего продукта очень простой и понятный дизайн. Мы продаем чипсы в прозрачном пакете, который упакован в бумажный: у нас нет необходимости выстраивать маркетинг за счет ярких цветов. В дизайне всего три цвета — белый, черный и желтый/розовый. Мы используем простые приемы, которые работают: трижды повторяем название нашего продукта на упаковке, маскируя это в игру в техническую печать, используем чистые цвета и легко читаемый шрифт. Ничего лишнего, все очень просто, но продукт действительно как будто смотрит на тебя с полки.

Сейчас

Перед нами стоит сложная задача — продолжить разрабатывать интересные вкусы, используя только натуральные компоненты. Например, в чипсах с чили мы используем купаж из перца чили, халапеньо, паприки, черного, белого и красного перца горошка. Только так нам удалось добиться насыщенного и полноценного вкуса, который интересно развивается в процессе поедания. Аналогичная история с трюфелем — крайне сложным и нестабильным сырьем, которое сильно меняет характеристики уже в пакете, в течение всего срока годности. Первая партия была похожа на лотерею. В каких-то пакетах вкус был очень насыщенным, в каких-то — наоборот, несмотря на то, что мы используем объективно самую качественную (а потому и крайне дорогую) трюфельную пудру из Италии. Гораздо проще, дешевле и быстрее было бы использовать ароматизатор вместо специй, но мы так не делаем и делать никогда не будем. Это и есть, пожалуй, ДНК «Пакета картошки».

Описание рынка сбыта

Покупатели

Тогда

Мы изначально не ограничивали себя рамками одной целевой аудитории, понимая, что интересный снек найдет своего покупателя везде. Размещаясь на актуальных московских площадках, мы сразу очень приглянулись веселым московским персонажам, лидерам мнений, тусовщикам, нашим друзьям. Людям, которые ценят честные продукты.

Сейчас

Сейчас уже невозможно выделить какого-то однотипного покупателя «Пакета картошки» — это и офисный работник, и заядлый тусовщик, и мама с детьми. Тусовщиков, конечно, больше — так вышло, что мы сами являемся частью этого «модного московского коммьюнити», с которого все начиналось. Забавный факт — мы обратили внимание, что наша картошка особенно популярна у женской аудитории от 18 до 30 лет. Именно девушки активнее всего отмечают нас в социальных сетях и присылают отзывы на наш продукт.

Конкуренты

Tyrells — особый английский стиль приготовления, очень плотные и хрустящие чипсы с интересными вкусами (вустерский соус, например), самобытный и запоминающийся брендинг;

San Carlo — фантастическая рифленая картошка из Италии, одна из лучших;

REAL — отличная английская картошка с уксусом для ценителей;

Holy Corn — это вообще-то попкорн, но тоже здоровый снек, поэтому мы считаем его косвенным конкурентом. У него яркий и широкий продуктовый ряд, классный брендинг, индивидуальный продукт со своей душой.

Импортная картошка расценивается как музейный экспонат, придающий имидж полкам ретейлеров

Сегменты рынка

Если рассматривать только картофельные чипсы и не сильно вдаваться в подробности, то существует масс-маркет (Lays, «РуссКарт»), средний сегмент (Naturals, Bon Giorno) и дорогой сегмент (Tyrells, San Carlo). Мы зависли где-то между, потому что по цене находимся на стыке низкого и среднего сегмента, а по качеству тянемся за зарубежными лидерами.

Если рассматривать наш опыт шире, чем просто производство чипсов, то сегодня очевиден тренд на новый подход к производству и на переупаковку привычных продуктов. По такому пути, например, идут чай Travki, попкорн Holy Corn, онлайн-магазин гранолы Granola.Lab.

Размер рынка и его рост

Мы пока не делали исследования рынка и развиваемся больше по наитию, нежели по плану

Оценочная доля на рынке

Считать ее пока преждевременно, но, думаю, мы пока занимаем менее 1% российского рынка чипсов (что объяснимо — мы на самом старте)

Влияние конкуренции

Благотворное — сейчас каждый производитель занимается строго своим сегментом рынка. В нашем сегменте, кроме импорта, у нас конкурентов нет.

План продаж и маркетинга

Первые продажи мы запустили в июне 2019 года, на сегодняшний день продали около 200 000 «Пакетов картошки». Основной рост мы планируем в теплое время года. Наша главная задача до лета — расставить «Пакет картошки» в максимальное количество точек продаж. В 2020 году планируем попасть в «Азбуку Вкуса» и «Перекресток», в 2021-м — в «Магнит» и «Пятерочку». Все они уже получили образцы продукта, со всеми идут переговоры на разных стадиях. Зайти туда оказалось не так сложно благодаря опыту Яна с батончиками Pikki — это семейный бизнес, в котором он отвечает за реализацию продукта. Поэтому налаженные связи с крупным ритейлом уже были, правда, заходить пришлось все равно по-новой: за закупку здоровых батончиков и чипсов обычно отвечают разные люди. Но сам факт того, что один продукт нашего сооснователя уже продается в их магазинах, сильно помог при переговорах.

Маркетинговая расстановка (основные характеристики продукции, услуги в сравнении с конкурентами)

Мы специально организовали распределительный центр в Москве, чтобы быстро доставлять чипсы в центральные бары и магазины. Поначалу мы делали доставку за свой счет от одной коробки. За счет этого нам удалось очень быстро вырастить пул клиентов среди баров и кафе — это и сделало «Пакет картошки» узнаваемым брендом в Москве.

«Пакет Картошки»

Ценообразование (как правильно установить цену на товар)

Устанавливая цену, мы не проводили каких-то точных расчетов — ориентировались на то, сколько сами готовы заплатить за вкусные чипсы с натуральным составом и привлекательной упаковкой. И попали в цель — сегмент 90 (в магазинах)-200 (в барах) рублей позволяет отмежеваться от низкого сегмента, но не отпугнуть массового покупателя. А вообще советуем составить ценовую карту конкурентной среды, чтобы точно спозиционировать продукт.

Схема распространения товаров

Мы как раз занимаемся переходом на схему количественной дистрибуции — хотим не только точечно поставлять чипсы в дружественные нам бары, но и массово расходиться по магазинным сетям.

С сетями, у которых есть свои распределительные центры, мы работаем напрямую, на локальные рынки будем выходить через дистрибуторов, а домашний рынок осваиваем обоими способами.

Методы стимулирования продаж

Мы проводим много маркетинговых активностей: например, устраиваем мероприятия в честь запуска новых вкусов. Мы относимся к таким событиям как личному празднику, и потребитель чувствует это.

Так, мы провели большую презентацию бренда в «Доме Культур», шумную вечеринку в Casa Corona. Сделали совместный проект острых чипсов с рок-группой «Поехххали», который отметили концертом. Презентацией трюфельных чипсов запустили киноклуб «Пакета Картошки», который проходил в Центре документального кино допрокатным просмотром фильма «Холстон». В недалеком будущем хотим создать детский клуб.

Что касается сетей, то классно работающий инструмент стимулирования продаж там — акции с большой скидкой.

Мы не платим за рекламу и у нас нет больших маркетинговых бюджетов. Более того, у нас нет прописанной маркетинговой стратегии — она очень интуитивная. Мы видим что-то классное и включаемся. Наши друзья снимают для нас промо и вирусные ролики, отмечают нас на смешных фотографиях с нашим продуктом и дурачатся вместе с нами.

План производства

С производством у нас отдельная долгая история. Когда у нас родилась идея «Пакета картошки», Ян рассказал о ней отцу, Сергею Лебедеву. Сергей владеет производством «Клин Снек» под Владимиром, на котором уже много лет выпускаются сухарики «Клины» (раньше назывались «Клинскими»), а пять лет назад стартовали батончики Pikki. Сергей посоветовал Яну поговорить с дядей, который по забавному стечению обстоятельств как раз занимался картошкой — в Тульской области у него большое овощное хозяйство. Он провез племянника по полям, показал, в каких условиях растет картофель, рассказал, в чем различие сортов. Так мы, например, узнали, что делать чипсы нужно из специальных чипсовых сортов — в них меньше сахара и больше крахмала, за счет чего нарезанный картофель не скручивается в трубочку и остается белым при обжарке.

У нас нет прописанной маркетинговой стратегии — она очень интуитивная. Наши друзья снимают вирусные ролики, отмечают продукт на смешных фотографиях и дурачатся вместе с нами

Мы узнали, как все делается по науке, и решили пойти от обратного — поэкспериментировать кустарно. Купили в магазине обычную картошку, откопали где-то на производстве «Клин Снек» барный фритюр (в нем обычно делают картошку фри и сырные шарики) и пожарили первую партию. Результат нас не порадовал — из-за сорта картошки чипсы получились темно-коричневыми, иногда почти черными, скрученными в трубочки. Но все равно были вкусными!

Мы поняли, что сам процесс нам очень зашел, и подошли к делу нормально — нашли тех, кто выращивает чипсовые сорта картошки во Владимирской области, отгородили себе на заводе «Клин Снек» цех и купили производственную линию. Если совсем коротко, она работает так: с одной стороны загружаешь картофелину, с другой — получаешь чипсы.

Начинается все с мойки и чистки картофеля в специальной машине, после мы осматриваем клубни, чтобы понять, нет ли на них повреждений. Затем нарезаем картофель на слайсы и бланшируем их — обдаем нарезанную картошку кипятком, чтобы подготовить к обжарке. Обжарка происходит в разогретом до 180 градусов подсолнечном масле, устойчивом к окислению при нагревании. Во время работы оно циркулирует через фильтры, которые удерживают подгоревшие частички картошки.

Далее получившиеся чипсины обдувают потоком воздуха, чтобы охладить их и снять «лишнее» масло. В финале проводится визуальный осмотр, удаляются нестандартные и подгоревшие кусочки. Все должно быть красиво.

Делать чипсы нужно из специальных чипсовых сортов — в них меньше сахара и больше крахмала, поэтому картофель при обжарке не скручивается в трубочку и не темнеет

Последний этап — упаковка продукта. Это отдельная дорогущая линия, ее нам покупать не пришлось, опять же, благодаря опыту с Pikki: используем ту, которая уже есть на «Клин Снеке» и делает пакетики для батончиков и сухариков. На упаковку автоматически наносится номер партии, по которой мы можем проследить путь каждой пачки от сырья до конечной точки продаж и быстро понять, что именно пошло не так, если клиент недоволен.

Организационная структура

Большую часть работы сейчас мы делаем самостоятельно. Отец Яна Сергей Лебедев отвечает за производство, Ян — за продажи, Миша Ганнушкин — за маркетинг. Производство у нас сосредоточено на предприятии «Клин Снек» (поэтому на упаковке указано именно это юрлицо в качестве производителя). Мы также пользуемся их бухгалтерией, отделом закупок и логистики на аутсорсе — ничего за это не платим, так как бизнес фактически семейный. «Клин Снек» генерит в среднем от 15 до 25 млн рублей выручки в месяц и работает в прибыль. Продажи «Пакета картошки» осуществляются от имени ООО «Ганнушкин и Лебедев».

Менеджер по продажам HoReCa, который у нас один, получает 70 000 рублей в месяц.

Производственный персонал:

Технолог — контролирует весь производственный цикл на соблюдение норм технологического процесса изготовления конечного продукта, от отбора картофеля до конечной упаковки.

45 000 рублей

Оператор линии — отбирает картофель нужной формы, загружает в аппарат мойки, отбирает некондиционный картофель после мойки и после жарки, передает картофель на дражировку вкуса.

30 000-35 000 рублей

Упаковщик — на упаковочном аппарате принимает запакованные пакеты, закладывает прозрачный пакет с картошкой в дополнительный бумажный пакет, затем в короб.

25 000 рублей

Наладчик — следит за работой оборудования, выставляет нужный размер для толщины нарезки картофеля, контролирует процесс бесперебойной работы производственной линии упаковки.

45 000 рублей

Мойщик оборудования — после завершения процесса жарки все оборудование подлежит обязательной мойке. Мойка производится специальным моющим средством для полной очистки оборудования от остатков жарки.

25 000 рублей

Кладовщик — уже готовый продукт передается на склад, где хранится до реализации. Кладовщик выписывает документы на отгрузку , отправляет картошку конечному покупателю или на наш распределительный центр в Москве.

30 000 рублей

Источники и объем стартовых вложений

На старт нам понадобилось около 20 млн рублей. 10 млн из них пошло на закупку оборудования — автоматизированную линию для мойки, чистки, резки и жарки картофеля, остальное — на организацию производства, логистики и поставок клиентам. Это совокупная сумма, которая требуется на полноценный запуск — мы еще не все потратили.

Часть средств вложил отец Яна Сергей Лебедев, получив треть в компании «Ганнушкин и Лебедев». Вернуть эти средства мы планируем за 3,5 года

Финансовый план

Ежемесячные постоянные и переменные расходы сегодня составляют 1-1,5 млн рублей.

Планируемый оборот — нижнюю планку мы установили на уровне 24 млн рублей в год, а если помечтать, хотим все 50.

Предполагаемый срок выхода на операционную окупаемость — один год.

Факторы риска

К угрозам можно отнести потенциально возможную активность компаний-импортеров, которые могут искать и привозить интересные продукты из-за рубежа.

Положительных факторов сильно больше, но основной — тренд на честные продукты с чистым составом по адекватной цене и уважение к покупателям, который начал и продолжает развивать «ВкусВилл» и который сейчас утвердился в стратегии других крупных ритейлеров.

Если подвести резюме нашему опыту, можем сказать, что наш успех (громкое слово, но все же) держится на двух больших китах. Первый и самый жирный — это, как бы банально ни звучало, качество продукта. Масс-маркет научился делать практически все, о чем мы можем подумать, в огромных объемах. Но взять и сделать то, к чему все привыкли, по-настоящему хорошо, честно и с душой способны немногие. В этом наша сила. Второй кит — это, безусловно, классный маркетинг, попадание в целевую аудиторию модной московской молодежи и наши друзья, без которых ничего бы не случилось. Поэтому главный совет — ищите то, что вы сами любите есть, носить, слушать или смотреть каждый день, создавайте идеальный образ этого продукта таким, каким хотели бы видеть его вы, и идите воплощать его в жизнь. Вопреки гигантам-монополистам и скепсису рыночных аналитиков.

10 лучших новых брендов России: рейтинг Forbes

Новости партнеров