Личный пляж по цене машины: как позволить себе покупку яхты, если вы не миллиардер

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Покупка личной яхты доступна не только участникам списка Forbes: парусное судно можно приобрести и за несколько десятков тысяч долларов. Превратить яхту в выгодную инвестицию почти нереально, зато можно одновременно получить дом у моря, мобильный пляж и бункер, чтобы переждать карантин, по цене коллекционного автомобиля, уверена основательница компании Smart Yachts Юлия Скопцова.

Во времена массовой самоизоляции яхта — вещь нужная: можно обеспечить себя и семью самым необходимым, закупить впрок дизеля или бензина и переждать карантин в марине с отличным видом из окна кают-компании. А если отключить телефон и интернет (нерабочие дни кончились, но ведь отпуск никто не отменял), можно и вовсе забыть о том, что в мире бушует вирус.

Если к таким радикальным мерам вы еще не готовы, советуем использовать свободное время на карантине для онлайн-подбора яхты. Сделать это можно, даже если вы пока что не миллиардер и не значитесь в списке Forbes.

Дешевле автомобиля

Во многих странах, у которых есть выход к теплым морям, нередко можно увидеть частные пляжи и пристани, на которых пришвартованы небольшие катера или яхты. Владеют ими обычные семьи и используют их для отдыха в выходные.

Российской семье со средним достатком вряд ли придет в голову покупать яхту. Все потому, что у нас бытует стереотип об их недоступности. Но лодки бывают разные: моторные и парусные, катера, яхты, мегаяхты, суперъяхты и гигаяхты. Классификация основана на длине корпуса и на гросс тоннаже — валовом внутреннем объеме судна. Многие можно себе позволить, даже если вы не зарабатываете миллионы.

Размер имеет значение: самые большие яхты 2019 года

Парусная яхта. Как уже сказано выше, в Европе парусная яхта — это не роскошь, а вполне обычное судно для семейного отдыха. Такой мобильный пляж и дом у моря одновременно. Здесь любой парусник будет называться яхтой, даже если его стоимость — €50 000. Такое приобретение в большинстве случаев по карману не ударит: на покупку коллекционного автомобиля и его содержание многие тратят в разы больше.

Моторная яхта. Многие при этом словосочетании представляют огромную и безумно дорогую мегаяхту, принадлежащую миллиардеру и пришвартованную в Монако или у острова Сен-Барт. Но если подходить к вопросу с точки зрения класса, то моторной яхтой считается судно свыше 24 м по линии загрузки по международной классификации или свыше 20 м в России (это немного). Яхта в размере около 20 м обойдется в €1,5 млн, новая 25-метровая будет стоить €3 млн, если говорить о первичном рынке. Но во времена кризиса мы ожидаем как специальные предложения, так и отложенный спрос.

Цена лодки — это не только стоимость судна, но и ежегодные расходы на содержание: техническое обслуживание, ремонт, топливо, налоги, стоянка, страховка и зарплата экипажа. Эти затраты составляют приблизительно 5-10% от стоимости лодки в год, в зависимости от места эксплуатации. Например, годовое обслуживание под ключ для 20-метровой яхты обойдется владельцу в сумму порядка €150 000 в год, а 40-метровое судно стоимостью €16 млн будет ежегодно забирать около €1 млн.

Карантин на мегаяхте: как миллиардеры самоизолируются на своих лодках

Влиться в тусовку

Для владельцев яхт очень важна тусовка. Опять же, распространен стереотип о том, что вписаться в нее сложно. Это не так: вам стоит сходить на ботшоу — международную выставку яхт, куда слетаются самые увлеченные яхтсмены. Вход туда открыт и в Москве стоит символические 500 рублей, в Европе — от €15 (Канны) до €300 (Монако). Если среди ваших друзей нет владельцев яхт, ботшоу — это чуть ли не единственный способ попасть на борт и посмотреть, как можно в перспективе обустроить свою яхту.

На ботшоу выставляются как компании, у которых яхту можно приобрести здесь же, так и частные владельцы. Последние выставляют собственную лодку отнюдь не для того, чтобы похвастаться. За использование яхты в демонстрационных целях верфь и дистрибьютор дарят заказчику внушительную скидку.

На выставке можно пообщаться с дилерами, брокерами, сервисными компаниями, производителями и дизайнерами, да и просто с известными людьми. Получив такой опыт, куда проще оценить предложения на первичном и вторичном рынке и выбрать подходящее по количеству кают, запасу хода и бюджету.

«Вообще весь рынок стоит»: что происходит с индустрией яхт и частных джетов из-за коронавируса

Главные выставки в мире яхт:

  • Cannes Yachting Festival — самый большой смотр яхт длиной до 40 м. Ежегодно проходит в сентябре и представляет последние новинки;
  • Monaco Yacht Show — самая известная и именитая выставка, где можно посмотреть на мега-, супер- и гигаяхты. Атмосфера пафосная и не такая дружественная, как в Каннах, ведь для посещения больших лодок посетителям нужно пройти аккредитацию и контроль у службы безопасности владельцев яхт. 

«Какие ботшоу? Карантин на дворе», — скажете вы и будете правы. Прелесть в том, что для первого впечатления о потенциальной лодке вполне достаточно онлайн-мониторинга. Он поможет определиться с бюджетом и размерами будущей яхты.

А вот дальше эффективнее обратиться за помощью в специализированную компанию. Только профессиональный брокер сможет дать актуальную информацию по динамике рынка и рассказать о нюансах. Он знает, что и где выгоднее купить или продать, соответствует ли выставленная яхта той цене, которую за нее просят, какой владелец готов уступить, а к кому даже не стоит обращаться.

Линкор для миллиардера: итальянская студия показала яхту с конвертопланом и личной подлодкой

Яхта куплена. Что дальше?

Вы выбрали яхту по душе и бюджету и — главное — купили ее. Теперь ей нужно дать имя, зарегистрировать, застраховать и определиться с местом стоянки.

Яхты, как и любое другое имущество, регистрируют в соответствующих государственных инстанциях. Список юрисдикций, в которых может быть зарегистрирована яхта, связан  с юридическим статусом владельца, но не ограничивается им благодаря Международной конвенции по морскому праву ООН.

Процесс регистрации условно можно разделить по типу использования на частный и коммерческий. Стоимость регистрации яхты для частной эксплуатации начинается от €1000, за коммерческий флаг придется платить в разы больше, кроме того, нужно приобрести дополнительное спасательное оборудование.

Серийные яхтовладельцы: как растут амбиции и лодки миллиардеров

Пожалуй, самая приятная часть всех этих процедур — присвоение лодке имени. Яхта или лодка как в русском, так и в английском языках женского рода, поэтому чаще всего судна называют в честь матерей, жен, дочерей, а иногда и всех сразу в виде аббревиатуры имен.

Так, самая вместительная яхта в мире длиной 156 м Алишера Усманова получила название Dilbar в честь его матери. В нашей практике был забавный случай: владелец назвал лодку в честь жены, а его дочь негодовала по этому поводу. Отец тогда ответил, что такие претензии лучше предъявлять будущему мужу, если тот когда-нибудь купит яхту.

Место и люди

Яхте, как и личному автомобилю, необходимо место для стоянки. Небольшой катер можно самостоятельно припарковать на причале у дома. Такая парковка — обычное дело, например, в Майями.

Для яхты побольше нужно искать место в марине — специально организованной стоянке. Стоимость места зависит от многих параметров: длины и ширины яхты, географии размещения и уровня самой марины. В выборе страны, в которой вы хотите хранить яхту, в первую очередь нужно отталкиваться от мест, в которых вы хотите побывать.

«Вершина мира» для Билла Гейтса: как выглядит первая в мире суперъяхта на жидком водороде

Турция — наиболее бюджетный вариант для стоянки за рубежом: около €8000 в год за размещение 20-метровой лодки. В Черногории или Италии — €10 000-15 000 в простой марине. Существуют марины и более высокого класса, например, Порто Монтенегро в Черногории. Там стоянка обойдется почти как в Монако — €35 000 в год. Есть и отечественные варианты. Стоимость стоянки яхты такого же размера, например, в Крыму составит около €10 000 в год, что сравнимо с ценами в Турции, но места необходимо бронировать заранее.

Стоянка не единственная издержка, связанная с владением яхтой, — нужна команда. На лодке должно быть как минимум два человека — капитан и матрос. В роли капитана можете выступить и вы, если получите капитанские права. Комфортно управлять лодкой самостоятельно можно, только если она не превышает 20 м. Матросом в теории может стать один из членов вашей семьи: для швартовки маленького судна не обязательно обладать специальными навыками. Другой вопрос, готовы ли вы доверить непрофессионалу свою яхту.

Для управления яхтой свыше 24 м нужно пройти аттестацию, а проще нанять капитана. К тому же если вы хотите прилетать на выходные в разные локации, он заботливо перегонит яхту в нужное место и закупит все необходимое для отдыха. Часто для управления яхтой и обслуживания нанимают семейную пару: капитана и матроса-стюардессу. Гонорар двух членов экипажа в среднем составляет €60 000 в год.

Спрятаться от эпидемии и беспорядков: богатые россияне начали покупать бункеры-убежища

Брак по расчету

Учитывая, что яхтенный сезон длится не круглый год, арендовать яхту в пересчете на голые финансы выгоднее. Но это вопрос мировосприятия: зачем покупать дом, если можно жить в отеле? И если у вас в голове возникает вопрос «покупать ли яхту?», значит, пока покупать ее не стоит. Покупка яхты — это осознанное решение, которое хоть и обходится дороже, но избавляет от множества согласований от выбора яхты для аренды до завоза и вывоза вещей. Дело в удобстве и ощущении — вот и все.

Нас часто спрашивают, можно ли превратить яхту в выгодную инвестицию. Отвечаем — можно, но крайне сложно. Инвестируют в яхтенный бизнес сегодня редко, и сделать это можно только под руководством специалиста. В нашей практике существует два основных проекта подобного рода в зависимости от запроса:

  • бесплатное владение: «Я хочу купить яхту, использовать ее n лет и продать так, чтобы ничего за это время не потратить». Это возможно, если найти хорошую подержанную яхту по цене ниже рыночной, сдавать в аренду и правильно выбрать момент для перепродажи;
  • расчет инвестиционного проекта годовой доходностью, то есть проекта с фактической прибылью от первоначальных инвестиций. В основном это перестройка коммерческих судов в частные яхты или выкуп проблемных активов. К последним относят арестованные или конфискованные лодки, которые сначала поступают в государственную казну или банки и впоследствии продаются на аукционе.

Образно говоря, инвестиции в яхту — это как в той шутке про брак по расчету: главное, чтобы расчет был верный. Но для большинства владельцев яхта — это не про инвестиции и даже не про имидж. Яхта — это про умение наслаждаться жизнью.

Дополнительные материалы

Уплыли от вируса: где пережидают пандемию яхты российских миллиардеров