К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Кто стоит за взлетом и падением онлайн-кинотеатра TVzavr и кому он может продаться за долги

Фото Максима Стулова / Ведомости / ТАСС
«Я не могу назвать имя собственника, потому что это чревато последствиями с точки зрения безопасности», — говорит Forbеs бывший менеджер одного из старейших российских онлайн-кинотеатров TVzavr. В начале июня сервис временно прекратил работу. Еще раньше компания задолжала контрагентам сотни миллионов рублей, и один из кредиторов потребовал признать ее банкротом. Forbes рассказывает, кто на протяжении 10 лет стоял за TVzavr, что не так с вероятным банкротством онлайн-кинотеатра и кто может выкупить его за долги

«Лопнул мыльный пузырь», — констатирует в беседе с Forbes гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. За свою 12-летнюю историю один из старейших российских онлайн-кинотеатров TVzavr успел занять и потерять заметную долю на рынке и сменить владельца и в итоге влез в долги перед десятком контрагентов. В марте 2021 года один из кредиторов TVzavr Никита Кислощенко подал заявление на признание его банкротом. А в июне сайт и приложение в Smart TV сервиса временно прекратили работу (на 23 июня сайт сервиса доступен).

Однако на этом история не закончилась. В мае 2021 года в суд на онлайн-кинотеатр подал бизнесмен Илья Гриднев. Близкие к TVzavr источники рассказали Forbes, что на самом деле именно он управлял компанией большую часть ее жизни. Связи между несколькими кредиторами могут свидетельствовать о том, что банкротство компании контролируемое, считает старший партнер юридической компании «Бубликов и партнеры» Валентин Чунин.

Параллельно собственники компании ищут покупателя, который захочет забрать ее за долги. Покупателем может стать холдинг «Газпром–Медиа», рассказывают собеседник Forbes внутри холдинга и один из бывших контрагентов TVzavr.

Реклама на Forbes

Серый кардинал

TVzavr придумала группа топ-менеджеров компании «Активное видео» — среди них гендиректор Владимир Горгадзе, исполнительный директор Александр Беленов и директор по развитию бизнеса Марина Сурыгина. «Активное видео» продавала интерактивные видео и корпоративные презентации на заказ, а в 2009 году начала создавать онлайн-кинотеатр, вспоминает в беседе с Forbes один из бывших сотрудников TVzavr.

«На тот момент был популярен YouTube, в России уже появилась [платформа] Tvigle с короткими роликами, но не было ни одного полноценного онлайн-кинотеатра как в США, — рассказывает другой источник Forbes, близкий к TVzavr. — Это было обусловлено тем, что сети не были готовы к передаче потокового видео таких объемов. Коллеги [Горгадзе, Беленов и Сурыгина] нашли частные инвестиции и стали одновременно с ivi строить свой сервис». С Беленовым Forbes связаться не удалось, Горгадзе и Сурыгина отказались от комментариев.

Марина Сурыгина
Марина Сурыгина·Личная страница Facebook

Как писали «Ведомости», финансировала развитие нового онлайн-кинотеатра некая Елена Субботина. О том, что она была инвестором проекта, говорят и два близких к TVzavr собеседника Forbes. Субботина согласилась вложить в TVzavr порядка $10 млн, полагает источник Forbes. Марина Сурыгина ранее рассказывала «Секрету фирмы» о большей сумме стартовых вложений — $15 млн.

В конце 2009 года команда зарегистрировала ООО «Тивизавр». К 2012 году, по данным СПАРК, 75,01% компании перешли Субботиной, а 24,99% — ООО «ЛСВ», которое занималось разработкой программного обеспечения на заказ и в то время принадлежало Сурыгиной, Беленову и еще пяти предпринимателям.

Три менеджера TVzavr, пожелавших остаться анонимными, считают, что Елена Субботина не участвовала в управлении компанией. На самом деле онлайн-кинотеатром мог управлять бизнесмен Илья Гриднев, предполагает один из источников Forbes. Тот факт, что ключевые решения принимал Гриднев, подтверждает в разговоре с Forbes Алексей Бырдин, гендиректор Ассоциации «Интернет-видео», в которую входят крупнейшие онлайн-кинотеатры России. Согласно выписке из Пенсионного фонда России (есть в распоряжении Forbes), Гриднев периодами с 2013 по 2015 годы получал пенсионные отчисления от ООО «Тивизавр».

«Я человек непубличный, и, судя по вашим вопросам, у вас есть своя версия всего происходящего, довольно далекая от правды. У меня нет времени все объяснять», — заявил в ответ на вопросы Forbes Илья Гриднев. Forbes не удалось связаться с Еленой Субботиной.

По данным СПАРК, Гриднев был или до сих пор является директором или владельцем порядка 35 компаний. Большая часть из них связана со строительством: ООО «Строй-Инвест», где Гриднев был владельцем и директором, в частности, строило ЖК «Парк Дружба» и «Панорама» в городе Владимире. В друзьях Гриднева в Facebook много  бывших сотрудников TVzavr, он поставил отметки «Нравится» страницам TVzavr и MoviesChain (проект TVzavr).

Сразу несколько собеседников Forbes, согласившихся поговорить об истории онлайн-кинотеатра, отказались обсуждать роль Гриднева в ней даже на условиях анонимности.

Лучшие времена

Поскольку разработкой онлайн-кинотеатра руководили люди, которые разбирались в технологиях (сначала гендиректором был Горгадзе, с 2011 года — Беленов), команде удалось создать недорогую, но качественную систему стриминга, вспоминает источник Forbes, близкий к TVzavr. По его словам, компания первой перешла на вещание «чанками» (десятисекундными фрагментами) — эта технология лежит в основе скоростного качественного вещания неограниченному количеству пользователей по всему миру. «Из-за недостатка инвестиций все делалось самостоятельно: построили первую в России CDN (систему передачи данных) на базе серверов «Ростелекома», написали свой плеер, одно из первых приложений для Smart TV», — перечисляет собеседник Forbes, близкий к проекту.

Впрочем, с экономикой у TVzavr на первых порах все было не так хорошо, как с разработкой. Компания покупала права на фильмы и сериалы у производителей и дистрибьюторов контента — например, 20th Century Fox, Walt Disney, Paramount и российского «Централ партнершип». Чтобы окупать эти вложения, TVzavr брал деньги с рекламодателей, которым предлагал интеграции в начале, середине или конце картин. Контент компания транслировала поначалу только в веб-версии, затем — в мобильном приложении и на Smart TV. В 2011 году, по данным СПАРК, выручка «Тивизавр» составила всего 5 млн рублей, прибыль — 3000 рублей, к 2013 году выручка доросла до 40,6 млн рублей, прибыль — до 200 000 рублей.

Акционеры были недовольны, что проект требует много вложений и при этом практически не зарабатывает, рассказывает бывший менеджер TVzavr: «Развилка была такая: либо закрывать, либо попробовать еще раз монетизировать».

В 2013 году TVzavr начал работать с крупным селлером рекламы IMHO. В следующие два года вдобавок к рекламной модели команда под руководством тогдашнего гендиректора Сергея Лившица запустила подписку: теперь пользователи могли разово покупать контент или платить за подписку на сервис, чтобы не видеть рекламу. Кроме того, компания заключила больше договоров с мейджорами (крупными производителями контента), усилила коммерческий департамент и PR-службу, запустила приложения для Smart TV, перезапустила сайт и мобильное приложение.

Сергей Лившиц
Сергей Лившиц·Личная страница Facebook

За счет этих действий выросли выручка и доля TVzavr на рынке онлайн-кинотеатров. По оценке гендиректора аналитической компании Telecom Daily Дениса Кускова, в «лучшие времена» — 2017–2018 годы — TVzavr занимал порядка 4% рынка легального онлайн-видео. Один из бывших менеджеров компании помнит о чуть более высокой рыночной доле в эти годы — 6–7%.

По данным СПАРК, совокупная выручка «Тивизавра» с 2016 по 2018 годы выросла с 232,2 млн рублей до 649,4 млн рублей, прибыль держалась на уровне от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. Источник Forbes, близкий к TVzavr, утверждает, что 70% средств до 2018 года поступало от рекламы, 30% — от платных пользователей (подписка и разовые покупки).

Нежелание сражаться

Вместе с TVzavr росли и другие игроки, а пользователи Рунета постепенно учились платить за контент. На этом фоне российские онлайн-кинотеатры стали переключаться с рекламной модели монетизации на подписку. В 2017 году они совокупно впервые получили от пользователей больше денег, чем от рекламодателей. В 2018 году это соотношение составило 65% и 35% соответственно.

Реклама на Forbes

Одновременно крупнейшие игроки активно привлекали инвестиции. К 2015 году ivi привлек суммарно $73,5 млн от фондов ru-Net, Tiger Global Management, Baring Vostok и холдинга «Профмедиа». В 2019-м он привлек еще около $40 млн от РФПИ, Baring Vostok и других инвесторов. Весной 2018 года онлайн-кинотеатр Okko перешел под контроль компании Rambler Group Александр Мамут # 65 , которую впоследствии купил «Сбер».

Последний раунд перед IPO и оценка в $1 млрд: Forbes выяснил, как ivi привлек новые инвестиции

Чтобы продолжать навязывать конкуренцию лидерам, TVzavr нужно было вкладывать средства в покупку эксклюзивного контента или производство своего. «У других сервисов уже были оригинальные фильмы, поэтому привлечь пользователей можно было, тоже делая ставку на эксклюзивность», — рассуждает гендиректор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Но эксклюзивные права стоили дорого, а траты на свой контент было не потянуть, вспоминает один из бывших менеджеров компании. «Для дальнейшего развития требовались инвестиции, причем желательно войти в портфель крупной компании и продаваться в пакете с другими услугами — иначе не выжить», — вторит ему другой источник Forbes, близкий к TVzavr.

В 2016 году TVzavr стал искать стратегического инвестора или покупателя, знают собеседники Forbes из числа бывших сотрудников компании и Денис Кусков из Telecom Daily. Акционеры были готовы продавать компанию только целиком, вспоминает тогдашний гендиректор Сергей Лившиц. Потенциальных покупателей он не называет, но утверждает, что они готовы были заплатить за сервис порядка 400 млн рублей. Эта сумма было «существенно ниже ожиданий» владельцев, утверждает Лившиц. Сервис не удавалось продать «стратегу» из-за низкой выручки, считает Кусков: «Владельцы ждали лучших времен, но они не наступили».

Так и не найдя стратегических инвесторов, акционеры в 2019 году продали компанию предпринимателю Руслану Кафтанатию. Сначала, еще в 2015 году, Кафтанатий стал единоличным владельцем ООО «ЛСВ», которому с 2012 года принадлежало 24,99% «Тивизавра». В декабре 2019 года «ЛСВ» перешло по 99% «Тивизавра» и «Тивизавр Девелопмент». По 1% в этих компаниях достались гендиректору «Тивизавр Девелопмента» Александру Павлову. Кафтанатий на сообщения и звонки Forbes не ответил, Павлов отказался от комментариев.

Реклама на Forbes

Текущие бенефициары онлайн-кинотеатра на момент сделки не раскрывали ее сумму и причины продажи бизнеса Кафтанатию. За предыдущие 10 лет работы в TVzavr было вложено около 3 млрд рублей, в ходе сделки Субботина должна была постепенно вернуть вложенные в проект деньги, пересказывали «Ведомости» слова Кафтанатия. «Текущие инвесторы не смогли найти [инвестиции], поэтому перепродали свою долю человеку, который должен был эти инвестиции найти в кратчайшее время», — утверждает источник Forbes, близкий к TVzavr. «Он [владелец TVzavr] уже не видел желаний и возможностей для сражений и отдал все Руслану [Кафтанатию] — тот должен был найти покупателя», — вторит ему один из бывших сотрудников компании.

Основной бизнес Кафтанатия связан с поставками горнодобывающего оборудования, рассказывал он «Ведомостям». В 2002 году он инвестировал в «Активное видео», из которого впоследствии вырос TVzavr. Сейчас ему принадлежит 10% в ООО «Р.Т.С–СЕРВИС», которое владеет «Активным видео», еще 90% записаны на офшор, зарегистрированный на Сейшельских островах.

Нападение пиратов

По итогам 2019 года компания понесла убытки, а рыночная доля онлайн-кинотеатра в первом полугодии сократилась до 3,3%. Кафтанатий планировал инвестировать в компанию в 2020–2021 годах не менее 1 млрд рублей. Однако, как и прежний владелец, не смог найти ни инвесторов, ни покупателей.

Владимир Щеглов
Владимир Щеглов·Личная страница Facebook

В наибольшей степени переговоры продвинулись с телевизионным оператором «Триколор», рассказали Forbes два бывших сотрудника компании и ее последний гендиректор Владимир Щеглов. По словам Щеглова, «Триколор» проявлял интерес к TVzavr на протяжении последних пяти лет. О переговорах TVzavr с «Триколором» также писала газета «Ведомости». Еще в 2016 году «Триколор» привлек TVzavr для развития собственного видеосервиса «Кино.Триколор ТВ».

«Была адекватная цена от «Триколора» — несколько сотен миллионов рублей. Но Кафтанатий на нее не соглашался, — говорит один из бывших менеджеров TVzavr. — Серьезных переговоров больше ни с кем не было». По его словам, владелец хотел продать TVzavr за 1–3 млрд рублей, но «на тот момент сервис уже столько не стоил». «Ведомости» писали, что Кафтанатий планировал продать актив за 1 млрд рублей. В «Триколоре» отказались комментировать вопросы Forbes, касающиеся переговоров о покупке TVzavr.

Реклама на Forbes

На фоне неудачных поисков инвестора или покупателя и, как следствие, отсутствия эксклюзивного контента рыночная доля онлайн-кинотеатра продолжала падать. По словам Дениса Кускова из Telecom Daily, рынок онлайн-кинотеатров в 2020 году вырос на 55%, а доля TVzavr сократилась менее чем до 1%: «Компания за три года просто скатилась».

Бизнесу TVzavr мешали пиратские сайты, считает Кусков: «Рекламодатели ставили рекламу в контент TVzavr, а фильмы выходили не только непосредственно на TVzavr или Smart TV, но и на сайтах с сомнительной репутацией, не имеющих отношения к кино. Компании начали это прознавать и вносить TVzavr в стоп-лист [по размещению рекламы]». О проблеме, связанной с тем, что плеер легальных кинотеатров ставят на сайтах с пиратских контентом, говорила и соосновательница онлайн-кинотеатра Марина Сурыгина в интервью «Секрету фирмы».

Уже в 2020 году состояние TVzavr ухудшилось из-за пандемии, добавляет Щеглов. Рекламный рынок упал на 4% за год, а львиную долю доходов онлайн-кинотеатр продолжал получать от рекламодателей.

Власти хотят посчитать аудиторию соцсетей и онлайн-кинотеатров

Терпение лопнуло

За 2020-й и первую половину 2021 года TVzavr накопил более 300 млн рублей долгов перед поставщиками контента и услуг, считает Щеглов. По мнению Кускова из Telecom Daily, еще в 2020-м начались задержки зарплат сотрудникам. В «лучшие годы» в команде было около 85 работников, рассказывает Forbes один из бывших сотрудников. По его словам (их подтверждает Бырдин из «Интернет-видео»), большая часть штата «разбежалась» летом-осенью 2020 года. В апреле 2021-го заявление об уходе написал и гендиректор TVzavr Щеглов.

Реклама на Forbes

С середины 2020-го к компании начали поступать судебные иски от контрагентов с претензиями возместить от 99 000 и более чем до 27 млн рублей, свидетельствуют данные системы «Электронное правосудие». На сегодняшний день с «Тивизавра» требуют суммарно более 110 млн рублей, иски на 103 млн из которых суд полностью удовлетворил.

Также весной 2021 года в Арбитражный суд Москвы поступило заявление о признании ООО «Тивизавр» банкротом. Заявитель, некий Никита Кислощенко, ранее обращался в Хамовнический районный суд Москвы с требованием взыскать с ООО «Тивизавр» долг 1,8 млн рублей за оказанные рекламные услуги. Суд удовлетворил этот иск 2 февраля 2021 года. Это решение стало основанием для заявления о банкротстве, поясняет старший партнер юридической компании «Бубликов и партнеры» Валентин Чунин.

Один из истцов, которому по решению суда TVzavr должен выплатить 6,8 млн рублей, — ООО «Прайм-Фильм». Его гендиректор Алексей Гришаев в беседе с Forbes рассказал, что онлайн-кинотеатр с 2015 года исправно платил дистрибьютору контента за права на фильмы и сериалы. «Задержки [выплат] начались в 2020 году, — вспоминает он. — Мы провели встречу, не договорились и затем обратились в суд».

Еще один истец, которому TVzavr должен около 651 000 рублей, — Ассоциация «Интернет-видео». В беседе с Forbes ее гендиректор Алексей Бырдин рассказал, что TVzavr был членом ассоциации и в 2020 году перестал платить членские взносы — так и образовался долг.

Ассоциация исключила онлайн-кинотеатр из своего состава в феврале 2021 года. Примерно в то же время с TVzavr прекратил работать Prime Film. В начале июня прекратили работу сайт и приложение онлайн-кинотеатра в Smart TV. «Ресурсы перестали работать из-за долгов перед поставщиками технической инфраструктуры», — утверждает последний гендиректор онлайн-кинотеатра Владимир Щеглов.

Реклама на Forbes

Убыточный супергерой: как создатели фильма по комиксам «Майор Гром» провалились в прокате, но продали права Netflix

Элитные гномы

Двое из трех истцов, требующих от «Тивизавр» вернуть долги суммарно почти на 36 млн рублей, могут иметь косвенные признаки аффилированности, считает юрист Валентин Чунин. Представителем компаний «Энергоавангард» и «Аксиома» в суде является один и тот же человек — Алевтина Ретенгер, говорит он. Помимо этого, у «Энергоавангарда» и «Аксиомы» совпадает юридический адрес (отличие лишь в номере офиса) и вид деятельности (торговля оптовая прочими машинами и оборудованием). Ретенгер в беседе с Forbes сообщила, что является юристом компании «Энергоавангард», но какие-либо комментарии об исках к «Тивизавру» давать отказалась.

Заявление о банкротстве подал 23-летний Никита Кислощенко. «Когда заявителем о банкротстве крупной компании выступает «физик» с микродолгом, то зачастую это номиналы [номинальные люди], — утверждает Чунин. — В «банкротном» мире их называют «элитными гномами» — они нужны в тех случаях, когда нужно скрыть настоящего автора действия».

Один из бывших сотрудников TVzavr связывает компанию-истца «Энергоавангард» с Ильей Гридневым. Гриднев с 2010 по 2013 годы был гендиректором другого «Энергоавангарда» (отличается ИНН), который был ликвидирован в 2015 году. В собственниках новой компании, которая подала иск к «Тивизавру», его нет, но ее совладелицей в 2013–2014 годы была некая Айгуль Гриднева. Она же была совладелицей еще одного схожего в написании юрлица «Энерго Авангард» (ликвидировано в 2018 году). Гендиректором в последнем в 2015–2017 годы был гендиректор «Тивизавра» Владимир Щеглов.

Щеглов в беседе с Forbes подтвердил, что знаком с Гридневым, но заявил, что ничего не знает о его причастности к «Энергоавангарду» и «Тивизавру». Согласно выписке из Пенсионного фонда России, Гриднев получал пенсионные отчисления не только от «Тивизавра», но и от компаний «Энерго Авангард» и «Энергоавангард» (с начала 2000-х по 2016 год).

Реклама на Forbes

В мае 2021 года в суд на «Тивизавр» подал и сам Илья Гриднев. Причины и размер претензий пока неизвестны.

Представитель Никиты Кислощенко Кирилл Буячкин в беседе с Forbes отрицает возможную связь Кислощенко с «Энергоавангардом», «Аксиомой» и Гридневым: «К нам они никакого отношения не имеют, мы независимый кредитор». При этом Буячкин, как и Чунин, считает, что «Энергоавангард», «Аксиома», «Тивизавр» и лично Гриднев могут быть аффилированы между собой. «Мы будем пытаться доказать [в суде], что «Энергоавангард», «Аксиома» и Гриднев — это фиктивные кредиторы, которые претендуют на включение в конкурсную массу (это дает возможность влиять на выбор процедуры банкротства и конкурсного управляющего. — Forbes)», — говорит он.

Чунин считает, что в ситуации с банкротством TVzavr «разыгрывается спектакль». Иски от нескольких аффилированных между собой компаний, по его словам, часто могут быть связаны с подготовкой так называемого «ручейка». «Это когда ряд лояльных компаний одна за другой подают на банкротство, опережая остальных кредиторов, зачастую имеющих намного больше требований к должнику, — поясняет Чунин. — Этот ручеек позволяет тянуть введение процедуры банкротства столько, сколько нужно [от 6 месяцев и больше]. За это время должник или его акционеры, если они ведут себя недобросовестно, имеют возможность подготовиться к банкротству: зачистить компанию от активов, перевести бизнес на новый контур (то есть перевести операционную деятельность бизнеса на другое юрлицо. — Forbes) и так далее».

При этом кредитор, подавший на банкротство первым (на данный момент это Кислощенко), имеет право выбрать арбитражного управляющего, продолжает Чунин. «Выбор «своего» арбитражного управляющего помогает минимизировать риск попадания бенефициара и топ-менеджмента компании под субсидиарную ответственность (то есть ответственность за невыплату задолженности перед кредиторами. — Forbes)», — объясняет он.

Щеглов отрицает, что банкротство TVzavr контролируемое. По его словам, «Энергоавангард» — такой же кредитор, как и остальные: «Был реальный заем. Деньги отдавались «Энергоавангарду», часть. Он в таком же порядке, как другие кредиторы [пытается вернуть деньги]». На вопрос Forbes о том, боится ли он как последний гендиректор компании попасть под субсидиарную ответственность, Щеглов не ответил.

Реклама на Forbes

Бери и делай

«Мне, конечно, печально очень, что так произошло, — говорит Владимир Щеглов, проработавший в TVzavr более шести лет. — Если появятся какие-то предложения выкупить компанию за долги, это предложение будет рассмотрено владельцами». По его словам, сейчас таких предложений нет.

Алексей Бырдин из ассоциации «Интернет-видео» и Алексей Гришаев из Prime Film ожидают, что TVzavr все же вернет им задолженность. Гришаев надеется, что компанию за долги согласится забрать один из холдингов, для которого TVzavr станет «дополнением экосистемы».

Источник Forbes среди бывших партнеров TVzavr рассказывает, что переговоры о покупке компании за долги ведет «Газпром-Медиа». О том, что ГПМ хочет приобрести TVzavr за долги, слышал другой источник Forbes в медиахолдинге. Бырдин считает, что «Газпром-Медиа» могут заинтересовать технологии TVzavr, но вероятность сделки оценивать не берется. В холдинге отказались комментировать любые вопросы о возможной сделке с TVzavr.

Кусков из Telecom Daily считает, что покупать TVzavr бессмысленно, но кто-то из покупателей может согласиться забрать компанию за долги. «Там может быть оплачен контент зарубежный на сумму более миллиарда [рублей]. Кого-то может заинтересовать это и система трансляции рекламы в видео», — предполагает он. Однако, по его мнению, за TVzavr будут готовы заплатить не более 200 млн рублей.

«Все приложения работают, все отлажено, все горит, моргает — бери и делай», — описывает техническое состояние онлайн-кинотеатра Владимир Щеглов. — «Этот долг — это вообще ничто. Это подарок тому, кто заинтересуется». По его мнению, если сейчас «подхватить» проект, то за полгода его можно будет вывести на уровень 2019 года (по данным СПАРК, в 2019 году суммарная выручка «Тивизавр» и «Тивизавр Девелопмент» составила 837 млн рублей, убыток — 60 млн рублей). «Но с долгами компанию труднее продавать, как мы видим», — вздыхает последний гендиректор TVzavr.

Реклама на Forbes

Женский футбол в ауле, балерины в Париже и опасность в интернете: главные премьеры фестиваля «Докер»

Женский футбол в ауле, балерины в Париже и опасность в интернете: главные премьеры фестиваля «Докер»
Фотогалерея «Женский футбол в ауле, балерины в Париже и опасность в интернете: главные премьеры фестиваля «Докер»»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021