К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

«Переработка энергии солнца»: как попасть в Forbes благодаря веганским креветкам

Фото New Wave Food
Биологи Доминик Барнс и Мишель Вольф основали компанию New Wave Foods, чтобы спасти мангровые леса, которые уничтожают для выращивания креветок. Получится ли у производителей альтернативных морепродуктов приучить людей к тунцу из помидоров и креветкам из гороха, или нужно дождаться, когда вымрет поколение, которое привыкло считать дары моря изысканной пищей?

Если растительное мясо благодаря стараниям компаний типа Beyond Meat и Impossible Food уже завоевало популярность в мире, то морепродукты на основе растительных белков — сравнительно новая и свободная ниша. В 2020 году в США продажи растительных продуктов выросли на 22% — до $7 млрд, при этом сегмент альтернативных морепродуктов хоть и растет, но пока не с такой скоростью. По оценкам компании Fact.MR, рынок растительных морепродуктов к 2031 году достигнет $1,3 млрд и вырастет на 28%.

Однако интерес инвесторов к этой отрасли в последнее время заметно вырос. Инвестиции в американские морепродукты на растительной основе в первой половине 2021 года составили $70 млн, что соответствует показателям за последние два года вместе взятые.

Нетравоядный бизнес: почему у рынка искусственного мяса большое будущее

Экологичные креветки для флекситарианцев и веганов

На то, чтобы выпустить на рынок свой первый продукт — жареные креветки на основе водорослей и бобов мунг (также известных как маш), компании New Wave Foods потребовалось пять лет и $8 млн. Доминик Барнс и Мишель Вольф создали биотехнологическую компанию в 2015 году, когда интерес к растительному белку как к более экологичному продукту уже был довольно высок. Но Доминик и Мишель решили заняться рынком морепродуктов.

В США креветки — самый популярный морепродукт, в год, по данным компании, их потребляют 1,5 млрд фунтов (680 тыс. т). При этом промышленное выращивание креветок представляет собой экологическую угрозу, говорит Мишель Вольф. 90% креветок, продающихся в США, импортируются из Юго-Восточной Азии, где ради увеличения площадей ферм для их выращивания уничтожаются мангровые леса, которые поглощают углерод и защищают планету от климатической катастрофы. Срок существования креветочной фермы в среднем — около пяти лет, а затем они двигаются дальше вдоль береговой линии, что оказывает большое влияние на выброс парниковых газов. Именно тему экологии Мишель и Доминик сделали ключевой в своих выступлениях в прессе и питчах для инвесторов. Кроме того, они подчеркивали, что при выращивании креветок на фермах используются вредные для здоровья антибиотики и пестициды, а также зачастую нарушаются права низкооплачиваемых работников.

Доминик и Мишель считают себя экоактивистками. Доминик по образованию — магистр морского биоразнообразия и охраны природы в Институте океанографии Скриппса, а Мишель — магистр биомедицинской инженерии, а до этого получила степень бакалавра в области материаловедения.

До New Wave Foods Мишель работала в L'Oreal в отделе исследований и инноваций, но рассказывает, что еще со школы интересовалась продуктами питания и пищевыми технологиями. Во время работы в L'Oreal Мишель поняла, что «шампуни — совсем не для нее», и решила переехать в Сан-Франциско, где сосредоточено множество стартапов, занимающихся разработкой продуктов на растительной основе. Там общий друг познакомил ее с Доминик, которая в то время занималась исследованием проблем избыточной нагрузки для океана и окружающей среды в целом от выращивания и вылова морепродуктов. Вместе они решили создать компанию по производству экологичных креветок на основе растительного сырья. Всего в течение следующих пяти лет компания привлекла инвестиций на $8 млн.

Реклама на Forbes

В 2019 году небольшую долю в New Wave приобрел один из крупнейших в США производитель мяса Tyson Foods (в этом же году Доминик покинула компанию), а в декабре 2021-го Мишель Вольф вошла в список Forbes «30 до 30» в категории «Еда и напитки». 2021 год вообще стал для New Wave Foods прорывным — она получила от Tyson Ventures $18 млн в рамках раунда A и почти сразу после этого вывела на рынок свой первый альтернативный продукт — креветки на растительной основе. Пока они распространяются только в американских заведениях общепита. По словам Мишель, которая сейчас занимает должность технологического директора в компании, их креветки имеют тот же вкус и хрустящую структуру, что и настоящие. «У нас ушло пять лет на то, чтобы разработать продукт наилучшего возможного качества, — говорит она. — Я могу сколько угодно рассказывать вам о преимуществах наших креветок для экологии или о том, как он отлично подходит для флекситарианцев (люди, которые стремятся сократить потребление мяса, но полностью его из рациона не исключают. — Forbes) и веганов, но в конечном счете, если они не будут вкусными, ни один ресторан и закусочная не станут их у нас покупать. Сейчас мы полностью довольны результатом».

New Wave Foods работала с сертифицированным шеф-поваром Брэдом Барнсом, который придумал для стартапа стандарт, к которому он должен стремиться при разработке креветок. Так компания пришла к тому, чтобы использовать морские водоросли для создания текстуры и маш для формирования белковой ценности продукта, которую ищут в растительных морепродуктах.

New Wave Foods подписала дистрибьюторское соглашение с Dot Foods — крупнейшей компанией в США, которая занимается перепродажей продуктов питания. А в 2022 году стартап планирует производить другие растительные морепродукты, включая омаров, гребешки и крабов.

Бургеры из носорогов: как вегетарианство очень скоро изменит потребление еды в мире

Вредоносные фермеры и крах экосистемы

Сейчас миссия New Wave Foods, как заявляет компания — защищать окружающую среду, особенно океаны, от урона, который наносит индустрия морепродуктов (от чрезмерного вылова рыбы до экологически разрушающих моллюсков). Выращивание креветок и в дикой природе, и на фермах вредно для окружающей среды. Фермы находятся в бассейнах на побережье, где приливы могут уносить отходы в море. А пруды готовят с использованием больших доз химикатов, например, мочевины, суперфосфатов и дизельного топлива. Фермеры уже уничтожили около 38% мангровых зарослей в мире, чтобы создать продукты для выращивания креветок — и этот ущерб необратим.

По утверждению Всемирного фонда дикой природы (WWF), фермы могут стать устойчивым способом выращивания морепродуктов, если принять правила, контролирующие разрушение окружающей среды, и диверсифицировать разводимые виды. Однако сейчас 80% выращиваемых креветок состоят только из двух видов, а отсутствие генетического разнообразия может привести к возникновению болезней и уничтожению всего урожая.

Весной 2021 года на Netflix вышел документальный фильм Seaspiracy («Морской заговор»), который рассказывает о вреде, который люди наносят морским животным, и коррупции в сфере рыболовства. Рыбная промышленность приносит компаниям около $160 млрд в год, и доход продолжает расти. При этом потерянные или оставленные в океане рыболовные сети составляют около 10% пластикового мусора. Альтернативные морепродукты могут стать решением этой проблемы.

Сейчас уже доступны разнообразные растительные морепродукты, включая тунца, крабовое мясо, мидии, омары. Для их производства используют горох, сою, нут, чечевицу и другие продукты. Некоммерческая организация Good Food Institute (GFI) говорит, что «благополучие миллиардов людей и стабильность жизни на Земле зависят от здоровья Мирового океана. Чрезмерный вылов рыбы привел к исчезновению многих видов, а экосистему — к краху. Переход на морепродукты на растительной, культивируемой и ферментативной основе — наиболее удобный способ улучшить здоровье наших океанов». По данным того же GFI, сейчас одна треть рыбных запасов истощается быстрее, чем они могут восполниться, а 60% запасов уже вылавливается на максимально устойчивом уровне.

По данным Mintel, сегодня 19% потребителей используют растительную пищу в качестве источника белка, а 49% — едят ее больше, чем год назад. В России, по оценке аналитиков Deloitte Consulting, сегмент растительного мяса составляет всего 0,7-0,8% от европейского, но в ближайшее время будет расти на 10% в год.

Травоядный гигант: как две подруги детства создали веганскую корпорацию с годовым доходом в $150 млн

Кто еще производит растительные морепродукты

Альтернативные морепродукты можно разделить на два типа. Одни изготавливаются из растительных продуктов, которые обрабатываются для имитации вкуса и текстуры. Есть также морепродукты на клеточной основе, они же культивируемые. Их выращивают в лаборатории с помощью размножения рыбных клеток, животных при этом убивать не нужно.

Испанский фуд-тех стартап Mimic Seafood делает мясо тунца из помидоров, оливкового масла, соевого соуса и экстракта водорослей. Продукт создали для имитации сырых кусочков тунца для суши. Чтобы обеспечить желаемую структуру, Mimic Seafood вытягивает воду, которую потом использует для производства растительной икры лосося.

Bluu Biosciences — первая в Европе компания по производству альтернативных морепродуктов. Она делает продукты на основе клеток, и в августе 2021 года объявила о наращивании производства трех популярных видов: атлантического лосося, радужной форели и карпа. Сейчас Bluu Biosciences работает над оптимизацией товара, чтобы обеспечить необходимое количество жира и омега-3.

Один из самых известных производителей альтернативных продуктов Good Catch получил финансирование в раунде B на $36,8 млн, что позволило компании открыть производственное предприятие в штате Огайо, а в апреле 2021 года стартап собрал $26,3 млн. Бренд представлен в США, Канаде и Европе. Good Catch продает альтернативные рыбные палочки, крабовые лепешки, рыбные бургеры и котлеты, а также растительный тунец.

В России производством исключительно альтернативных морепродуктов сейчас занимается компания «Европром», основанная в 1997 году и производящая икру из морских водорослей. В мае 2021 года одна из крупнейших российских рыбных компаний Agama запустила производство растительного лосося в линейке Green Fish.

Ловим больше, едим меньше. Почему русская рыба дорожает

Перспективы альтернативных морепродуктов в России. Мнения экспертов

Анна Ненахова, инвестиционный директор «Уралхим Инновация»:

Растительные морепродукты делают из тех же ингредиентов, что и растительные альтернативы мясным продуктам — соя, горох, рис, а также активно используют водоросли и артишоки. Но альтернативные морепродукты — новый рынок, и разнообразие на нем пока не так велико.

О популярности таких морепродуктов в России говорить сложно, но растительную рыбу уже можно найти в некоторых магазинах, а в ресторане Twins Garden есть растительные кальмары, разработанные российской компанией 3D BioPrintingSolution. Наша компания сейчас совместно со «Сколково» проводит конкурс Pea Challenge, и среди полученных заявок одна касается производства растительных рыбных продуктов.

[[{"fid":"399057","view_mode":"default","fields":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false,"external_url":""},"type":"media","field_deltas":{"2":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false,"external_url":""}},"attributes":{"class":"media-element file-default","data-delta":"2"}}]]

Юсеф Хесуани, директор стартапа 3D Bioprinting Solutions:

По объему улова морепродуктов Россия стабильно входит в топ-5 в мире, однако большая часть рыбы отправляется на экспорт. Россияне стали в последние годы потреблять меньше рыбы, возможно, по экономическим причинам. Растительные морепродукты при отработке методов производства, масштабировании и снижении себестоимости могут стать более экономичной альтернативой натуральным морепродуктам — следовательно, вызовут интерес у потребителя, если будут отвечать базовым вкусовым требованиям.

[[{"fid":"399059","view_mode":"default","fields":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false,"external_url":""},"type":"media","field_deltas":{"3":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false,"external_url":""}},"attributes":{"class":"media-element file-default","data-delta":"3"}}]]

Андрей Зюзин, советник по инновациям ГК ЭФКО, управляющий партнер венчурного фонда Fuel for Growth:

Перспективы у альтернативных морепродуктов в России такие же, как у растительного мяса и других растительных продуктов, которые начали завоевывать рынок. Просто с мясом это произошло быстрее за счет дистрибьюторов, которые вывели Beyond Meat в Россию.

Если вы смотрели фильм Seaspiracy на Netflix, то слышали, что мы едим все меньше свежей рыбы, да и назвать ее полезной сложно — она загрязнена микропластиком и потребляет все больше ртути.

В разработки альтернативной рыбы и морепродуктов сейчас инвестируют и крупнейшие разработчики традиционной продукции, например, один из самых больших производителей баночного тунца Thai Union. В Америке известна компания Blue Nalu, которая привлекла более $60 млн инвестиций. В азиатском регионе компания Avant уже строит завод по производству культивированной рыбы в надежде получить разрешение от регулятора.

У нас пока нет конкретных планов по производству морепродукции. Но если мы увидим рост интереса потребителей, то подумаем о том, чтобы заняться и этой категорией продуктов.

[[{"fid":"399061","view_mode":"default","fields":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false,"external_url":""},"type":"media","field_deltas":{"4":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false,"external_url":""}},"attributes":{"class":"media-element file-default","data-delta":"4"}}]]

Юлия Марсель, сооснователь и директор по маркетингу компании Greenwise:

Альтернативы рыбе и морепродуктам в перспективе станут такими же повседневными, какими стали альтернативы молоку. Сегодня уже никого не удивишь капучино на соевом или овсяном молоке, а растительного молока на полках магазинов некоторых сетей уже чуть ли не больше, чем коровьего.

Пока, конечно, сектор растительных альтернатив рыбе и морепродуктам в России представлен очень слабо — на рынке не больше пяти производителей.

Так как спрос на альтернативы в России повторяет спрос на рынках Европы и Америки с пяти-семилетним запаздыванием, мы ожидаем увидеть заметный рост категории альтернативных морепродуктов на растительной основе в ближайшие пять лет.

Как стартап по производству искусственного мяса Greenwise осваивает новый для России рынок

Реклама на Forbes

Мы внимательно следим за трендами на глобальном рынке альтернатив и постоянно тестируем различные рецептуры альтернатив рыбе и морепродуктам, а уже сейчас готовим к выходу на рынок альтернативу тунцу. Также к нам уже обратились два крупных производителя рыбы и рыбных деликатесов за разработкой для них альтернатив рыбе и морепродуктам, поэтому до конца 2021 года нас ждет сразу несколько интересных запусков в этом новом сегменте.

Иван Сидорок, сооснователь венчурного фонда Aintrigud:

У рынка растительных продуктов в целом большие перспективы, потому что это эффективный способ переработки энергии солнца в белок и другие питательные вещества. Поэтому неважно, будут ли это морепродукты, мясо или молоко — это дело вкуса.

Производство альтернативных продуктов — это тренд на более эффективное выращивание макроэлементов и нутриентов для человека. Помимо растений, белок получают из насекомых и ферментацией с помощью бактерий. И эти технологии будут развиваться, но сложно сказать, что останется в финале, какая технология будет самой эффективной в экономическом плане.

Если в ближайшие 10-15 лет 100% мясных продуктов заменят на альтернативные, через какое-то время появится поколение, ни разу не пробовавшее мясо и морепродукты, в таком случае им даже не придется создавать этим продуктам аналоги. Как только поколение людей, привыкших считать морепродукты чем-то изысканным, покинет планету, спрос на их заменители будет постепенно снижаться, пока не сойдет к нулю.

Довольно быстро тренд на растительные морепродукты дойдет до России, потому что технологии масштабируются быстро и легко. Когда в мире появится компания, достаточно удовлетворяющая вкусовые потребности, через год она появится и в России.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021