Олимпиада в небе: как авиакомпании участвуют в главном спортивном событии

Forbes
Анастасия Дагаева Forbes Contributor, Леонид Фаерберг Forbes Contributor
Спорт и авиация: 16 историй о том, как Олимпийские игры помогали авиакомпаниям зарабатывать или приводили их к краху

Олимпиада — отличная возможность для бренда заявить о себе. Это давно поняли авиакомпании, у которых «рекламными площадями» служат фюзеляжи самолетов. Облачиться в олимпийскую ливрею престижно, выгодно и красиво: причастность к спортивному мероприятию мирового масштаба, растущая узнаваемость среди пассажиров, наконец, редкий случай выделиться среди конкурентов изящными пятью кольцами.

«Аэрофлот» впервые «примерил» олимпийские кольца в 1980 году — во время проведения московской Олимпиады. Затем спортивная окраска была приурочена к Пекину-2008. Год спустя «Аэрофлот» стал партнером Игр с 2010-го по 2016 годы. Основные силы были брошены на Олимпиаду в Сочи. Спонсорский вклад «Аэрофлота» составил $100 млн, часть из них «оплачены» перевозкой спортсменов и членов олимпийских комитетов. Компания также запустила беспрецедентную маркетинговую кампанию, предложив пассажирам билеты на Олимпийские и Параолимпийские игры по фиксированному тарифу 5000 рублей. У россиян должна быть возможность поехать в Сочи и поболеть за наших, говорит гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Выпадающие доходы будут компенсированы небывалым спросом: загрузка самолетов на Сочи почти 100%-ная при частоте девять полетов в день, а в дни открытия и закрытия Игр — до 17-ти. К Олимпиаде в парке «Аэрофлота» появились лайнеры Airbus A320 с элементами фирменного «лоскутного» стиля и изображениями талисманов Игр.

Почти 80 лет назад Lufthansa первой нанесла олимпийскую символику на борт самолета. В преддверии Олимпиады в Берлине один из новейших пассажирских самолетов того времени — Junkers 52 — в дополнение к нацистской свастике получил и олимпийскую раскраску: большая надпись «XI Olympiade Berlin 1936» и разноцветные кольца. После Второй мировой войны, по мере развития олимпийского движения и гражданской авиации, логотипы Игр стали наносить на самолеты, доставляющие из Греции пламя Олимпийского огня.

«Олимпийское» (и любое другое) рекламное послание можно нанести на фюзеляж двумя способами — покраской или специальной наклейкой (первое — дороже и более трудоемко). Перед лондонскими Играми-2012 British Airways объявила конкурс на лучший вариант раскраски (предварительно заплатив £40 млн Олимпийскому комитету и обойдя конкурентов Virgin и Emirates). Его выиграл дизайнер Паскаль Энсон, предложивший задекорировать самолет в голубя (давний символ Олимпийских игр). На каждый лайнер ушло 500 литров краски. В золотые голубиные перья было перекрашено девять Airbus A319; еще один, на котором летело олимпийское пламя, получил отдельную окраску — Firefly (светлячок).

На покраску двухэтажного Boeing B747 необходимо уже две тонны краски и не менее $200 000. На такие расходы пошла в 1996 году авиакомпания South African Airways, полностью перекрасив один из своих В747. Самолет получил собственное имя — Ndizani (в переводе с языка Зулу — «парить, лететь к новым высотам»). Покраска была приурочена к Олимпиаде в Атланте, а заодно и заявке ЮАР на проведение собственной Олимпиады в 2004 году.