К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Шампанское для победителя: как менеджеру не потерять здоровье, свободу и прибыль

Фото REUTERS / Ralph Orlowski
Фото REUTERS / Ralph Orlowski
Пять советов для руководителя компании по управлению рисками

Руководитель компании принимает решения по всем важным аспектам ее деятельности, но отвечает при этом не только за свои персональные действия, но и за все решения своих подчиненных. Тем более что его ответственность закреплена в трудовом, гражданском и административном кодексе. Иногда спорные ситуации переносятся, увы, и в сферу уголовного законодательства. При этом требования к руководителю могут предъявить как сама компания, так и акционеры, сотрудники, государственные органы, клиенты, кредиторы, конкуренты и третьи лица, так что повседневная деловая жизнь каждого директора — это постоянный риск. Но в современном мире шампанское пьет тот, кто умеет управлять рисками и их минимизировать.

Договариваться на берегу

Безусловно, каждый руководитель компании обязан в своей работе действовать добросовестно в интересах компании. Но для того чтобы не подвергать риску ни активы частного предприятия, ни личные средства самого руководителя, рамки полномочий директора могут быть четко определены соглашением об ограничении ответственности. В этом документе можно прописать суммы, виды сделок и т.д., которые имеет право совершать директор единолично. Очевидно,  что ответственность за недобросовестные и противоправные действия исключить или ограничить соглашением нельзя. Кроме того, необходимо разработать и принять систему внутренних процедур, предполагающую организацию контроля за управленческими процессами. При заключении значимых сделок руководителю стоит собрать максимум доступной информации о предполагаемом действии и привлекать компетентных консультантов. В последнее время очень хорошей практикой становятся договоры о возмещении убытков директора компанией – в случае если директор получит иск, возникающий в связи с исполнением им своих должностных полномочий в компании, компания берет на себя все расходы, связанные с таким иском (если только она сама не является истцом).

 

Подстраховать себя

Каждый собственник бизнеса, безусловно, стремится предотвратить убытки и оградить себя от расходов, даже если его высокопоставленные управленцы допустили какие-то неверные действия. Общемировая практика — приобретение специальных страховых полисов D&O (Directors&OfficersLiability) для всех директоров. Например, для выхода компании на фондовые рынки многих стран это если не обязательное условие, то как минимум насущная необходимость. Обычно такие полисы приобретаются самими компаниями для своих руководителей.

 

Профессиональный директор, который нередко является членом советов директоров нескольких компаний, может приобрести аналогичный полис, но персональный, что конечно дает дополнительную свободу в принятии решений и гарантирует защиту в случае непреднамеренной ошибки в любой из компаний, в какой бы он ни работал. Любой из таких полисов страхует расходы, связанные с претензиями со стороны акционеров, сотрудников, клиентов, государственных органов и третьих лиц.

Чтить законы и помнить о регуляторах

Работа государственных надзорных органов, направленная на повышение прозрачности рынка, сегодня представляет широкую область для требований в отношении директоров, причем это касается как крупных, так и малых компаний. Поэтому необходимо не просто четко соблюдать законы, но и постоянно следить за обновлением юридической базы. Кроме того, нельзя пренебрегать в своей работе и сложившимися в обществе этическими нормами. Некоторое время назад общественность была взбудоражена информацией о неприлично высоком годовом бонусе топ-менеджера одной из крупных государственных компаний и возбуждением в связи с этим уголовного дела следственными органами. И хотя пока чиновник уверен в законности получения подобной премии и продолжает работать на своем посту, определенная реакция государства уже последовала. Так, сейчас разработана концепция о введении единого стандарта вознаграждения для высокопоставленных сотрудников государственных организаций, в соответствии с которой выплаты чиновникам будут зависеть и от ключевого показателя эффективности работы компании.

 

Firewallmust have

По мере продвижения бизнеса в цифровое пространство увеличивается и  риск киберугроз. Безусловно, в первую очередь страдают банки, инвестиционные и страховые компании, участники рынка ценных бумаг, электронные платежные системы, которые интересны киберпреступникам, нацеленным на хищение больших объемов финансовых средств и баз данных с персональной информацией. Но и в других компаниях есть что украсть — производственная и коммерческая информация всегда нужна конкурентам, а, например, «падение» сайта компании даже на небольшой промежуток времени может принести существенные убытки.

Теперь задача любого руководителя не просто использовать современное компьютерное оборудование, антивирусные программы, лицензионное ПО с соответствующей технической поддержкой, но и  построить культуру безопасности в компании на основе соответствующей корпоративной политики и осведомленности сотрудников. Ведь даже небрежное отношение одного работника к сохранению в тайне своего пароля, которое приведет к финансовым потерям, может быть отнесено к персональной недоработке руководителя. Если же для вашей компании риск киберугроз действительно велик, а потенциальный ущерб значителен, необходимо разработать адекватную систему управления такими рисками, а также застраховать киберриски компании, благо такие продукты имеются на российском страховом рынке.

Читать также: Вымогатели: как ransomware-программы стали работать по модели сервиса и что с этим делать

Сохранить то, что нельзя купить за деньги

 

Не секрет, что руководители компаний испытывают на работе практически постоянный стресс. А это не просто проблемы со здоровьем, но и профессиональное выгорание. А если так, то количество управленческих ошибок растет, и вот уже перед владельцем бизнеса маячит необходимость заменить руководителя, в профессиональный рост и образование которого было вложено немало средств, да и наем нового — дело хлопотное и затратное. Гораздо проще помочь ценному работнику оставаться в хорошей физической и интеллектуальной форме. Внедрение в компании программ для топ-менеджеров, которые включают развернутые медосмотры, консультации диетологов, психологов и личных коучей постепенно внедряется в крупных международных компаниях и должно стать частью повседневной офисной жизни. Российскому бизнесу до этого еще далеко, но регулярно проверять здоровье никто не препятствует.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости