Местный розлив: как «Красное & Белое» вывело Студенникова в миллиардеры

Фото Семена Каца для Forbes
Фото Семена Каца для Forbes
В России главное — вовремя найти правильных, серьезных партнеров и не жадничать. Но в то же время доля даже 49% в частной компании мало что значит — все, что меньше контрольного пакета, не считается

Сергей Студенников, основатель сети алкомаркетов «Красное & Белое», магазины которой широко распахнули двери, кажется, уже на каждом углу, — типичный русский предприниматель из 1990-х, и в истории его компании отражены все особенности ведения бизнеса в России. Будущий миллиардер из списка Forbes почти 30 лет назад возглавил в Челябинске представительство екатеринбургской розничной сети «Монетка», а потом и сам начал торговать всем подряд. В его «SPS-Холдинг» входили оптовые фирмы по торговле бакалеей, табаком, стройматериалами, алкоголем.

Дело шло ни шатко ни валко, пока предприниматель не нашел «свою тему» и не открыл в 2006-м первый магазин «Красное & Белое». Алкоголь по ценам значительно ниже, чем у конкурентов, моментально разлетался в Копейске, городе-спутнике Челябинска. Бутылка водки за 29 рублей и нехитрая закуска — что еще нужно простому человеку, чтобы отдохнуть после смены. Успех был ошеломляющим и неожиданным. «Сергей действует по принципу «есть идея — погнали», — рассказывает один из местных бизнесменов. — Все систематизировать, составить бизнес-план — это не про него. У него вечно все падало, не получалось. Поэтому, когда «Красное & Белое» выстрелило, все были в шоке».

К 2013 году только в Челябинской области было открыто 470 магазинов «Красное & Белое», в 2018 году эта федеральная сеть выросла примерно до 8000 точек продаж, а выручка компании составила 300 млрд рублей. Бизнес Студенникова вырос настолько, что в продуктовом ретейле он стал конкурировать с гигантами — «Магнитом» и X5 Retail Group. При этом не было внятных ответов на вопросы: за счет чего компания держит такие низкие цены на алкоголь и столь стремительно растет?

И 26 декабря 2018 года в офисы и на склады «Красного & Белого» нагрянули с обысками сотрудники ФНС, ФСБ, ОМОН и Росалкогольрегулирования — сеть заподозрили в обороте контрафакта и неуплате налогов. Буквально через месяц было объявлено о слиянии «Красного & Белого» с сетями «Бристоль» и «Дикси» миллиардеров Игоря Кесаева и Сергея Кациева, основателей крупнейшего в стране табачного дистрибьютора «Мегаполис». Объединенная компания стоит $2 млрд. Кто выступал инвестиционным консультантом сделки, просчитывал условия слияния, коэффициенты конвертации акций и пр.? Похоже, никто. «Классического due diligence не проводилось: только внутренняя оценка бизнесов, в результате которой стоимость активов оказалась равнозначной. Дополнительные средства в пользу одной из сторон не вносились», — говорит Студенников.

Сообразили на троих: что стало с компанией «Красное & Белое» после слияния

Как все просто! Ему принадлежит 49% акций объединенной компании «Меркурий Ритейл Груп Лимитед», 51% — Кесаеву и Кациеву. При этом каждой из трех объединившихся сетей продолжает управлять своя команда, и пока для Студенникова ничего не изменилось. По итогам 2019 года выручка «Красного & Белого» составила 420 млрд рублей, а в 2020-м, по прогнозам, вырастет до 530 млрд. Состояние Студенникова после сделки, по оценке Forbes, увеличилось с $850 млн до $1 млрд.

В России главное — вовремя найти правильных, серьезных партнеров и не жадничать. Но в то же время доля даже 49% в частной компании мало что значит — все, что меньше контрольного пакета, не считается, и карета Студенникова может моментально превратиться в тыкву стараниями тех же правильных старших партнеров.

Дополнительные материалы

10 самых продаваемых алкогольных брендов в мире