К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

 

Контроль над городской площадью: сможет ли Китай влиять на Twitter после сделки Маска

Илон Маск (Фото Qilai Shen / Bloomberg via Getty Images)
Не терпящий публичной критики Китай в 2009 году заблокировал доступ к Twitter на территории всей страны. До сделки по покупке соцсети предпринимателем Илоном Маском КНР не имела на нее никакого влияния, но теперь это может измениться, считают эксперты

Пока мир пытается осознать последствия грандиозной сделки по покупке Twitter Илоном Маском, наблюдатели задаются вопросом: означает ли это приобретение, что Китай сможет косвенно контролировать платформу, учитывая, что прибыль Tesla зависит в том числе от завода в Шанхае и местных поставщиков?

25 апреля совет директоров Twitter, отклонив первоначальные предложения Маска, заявил, что примет предложение миллиардера в размере $44 млрд. Это положило конец многим неделям обсуждений, примет ли компания его неожиданное предложение. «Свобода слова — это основа действующей демократии, а Twitter — это цифровая городская площадь, на которой обсуждаются вопросы, жизненно важные для будущего человечества», — говорится в заявлении эксцентричного предпринимателя.

В 2021 году Китай стал крупнейшим источником производства автомобилей Tesla и, вероятно, вторым по величине источником продаж. Учитывая более низкие производственные затраты, в том числе на аккумуляторные элементы, материалы и оплату труда рабочих, это также «безусловный» источник прибыли производителя электромобилей, как недавно сказал Forbes аналитик Wedbush Дэн Айвз. По словам Майкла Форсайта из New York Times, опытного корреспондента, специализирующегося на Китае, КНР не терпит публичной критики и в 2009 году в стране закрыли доступ к Twitter. Хотя ранее страна не имела никакого влияния на Twitter, «это может измениться» после сделки Маска, написал Форсайт в своем твите.

 

Это привлекло внимание основателя Amazon Джеффа Безоса, который, в свою очередь, спросил: «Неужели китайское правительство только что получило контроль над «городской площадью»?»

Tesla была первым иностранным автопроизводителем, которому разрешили полностью выкупить сборочный завод в Китае. Ранее международные корпорации, в том числе General Motors, Volkswagen, Ford и Toyota, обязаны были сотрудничать с местными китайскими компаниями, которым обычно принадлежали контрольные пакеты акций совместных предприятий. Финансирование строительства объекта «Гига Шанхай» (китайский завод Tesla. — Forbes) включало кредиты на $1,3 млрд от местных банков, таких как China Construction Bank Corp, Agricultural Bank of China, Shanghai Pudong Development Bank и Industrial and Commercial Bank of China. Эксперты по Китаю полагают, что Tesla получила особое разрешение, поскольку правительство надеялось, что некогда базировавшаяся в Кремниевой долине компания подтолкнет китайских автопроизводителей к конкуренции с брендом. Похоже, это сработало, поскольку местные компании, включая BYD и NIO, стали быстрорастущими конкурентами Tesla на этом рынке и предлагают ряд привлекательных электрических моделей.

Маск, самый богатый человек в мире с состоянием, которое Forbes оценивает в $268,2 млрд, выразил готовность подчиняться таким требованиям китайских властей, каким он редко подчиняется в США. Самое заметное отличие — это его реакция на коронавирусные ограничения. Когда в начале 2020 года началась пандемия, Маск раскритиковал введенный местными властями локдаун, из-за которого временно приостанавливалась работа завода Tesla в калифорнийском Фримонте.

«Говорить, что [люди] не могут покидать свои дома и будут арестованы за нарушение запрета, — это фашизм, — заявил он во время конференц-кола с инвесторами Tesla в апреле 2020 года. — Это не демократия. Это не свобода. Верните людям их чертову свободу».

Тем не менее когда в конце марта компании пришлось остановить производство на своем заводе в Шанхае на три недели из-за жесткого карантина, введенного в связи с распространением «омикрона», Маск промолчал. На прошлой неделе Tesla начала производство Model Y и Model 3 с соблюдением жестких протоколов, в соответствии с которыми работники временно живут на заводе и не возвращаются домой.

В начале этого года Tesla также открыла шоурум в китайской провинции Синьцзян, правительство которой обвиняется в реализации программы ассимиляции и создании лагерей для интернированных этнических уйгуров и других мусульманских меньшинств. Маск не прокомментировал это решение, о котором китайское подразделение Tesla объявило в январе с помощью поста в Weibo, популярной китайской соцсети, похожей на Twitter.

«У Илона Маска есть завод Tesla в Китае, и он хочет продавать там больше машин, как отмечают многие эксперты по Китаю. Что если Пекин надавит на него из-за, скажем, аккаунта уйгурского или гонконгского активиста? Или из-за китайских ботов, которые используют платформу?» — написала журналистка Vice News Мелисса Чан.

«Если Илон Маск считает, что, раз он самый богатый человек в мире, он может послать Китай куда подальше, если Пекин начнет давить на него из-за Twitter, он узнает, как быстро китайские власти могут проглотить завод Tesla в Шанхае и утащить как можно больше его собственности», — написала в Twitter Чан.

Акции Tesla 25 апреля упали менее чем на 1% и достигли отметки в $998,02 на торгах Nasdaq. Акции Twitter выросли на 5,7% — до $51,70.

Перевод Натальи Балабанцевой

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+