К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Все включено: страны Запада потратят на задержанные яхты сотни миллионов долларов

Яхта Amore Vero (Фото Albert Gea / REUTERS)
Яхта Amore Vero (Фото Albert Gea / REUTERS)
Власти США и ЕС задержали по меньшей мере десять суперъяхт подсанкционных участников российского списка Forbes. И если раньше на содержание роскошных лодок не жалели денег их владельцы, то теперь расходы легли на плечи американских и европейских налогоплательщиков. Во сколько обойдется странам Запада содержание яхт российских миллиардеров?

За введением санкций против российских бизнесменов последовала кампания по аресту их активов за рубежом. Наибольшее внимание западных властей привлекли международные символы успеха миллиардеров из России — роскошные суда замораживались по всему миру, от Гибралтара до острова Фиджи. Однако ликование в зарубежной прессе по этому поводу довольно быстро сменилось озабоченностью. Причина в том, что теперь содержание арестованных лодок финансируется из бюджетов тех стран, где они были задержаны. В случае с крупными яхтами (россияне — одни из лидеров в сегменте 100+ метров) речь может идти о миллионах долларов ежемесячно. 

Весной, когда арестовывались первые яхты, с оплатой счетов возникла неразбериха. К примеру, расположенная на Лазурном берегу верфь La Ciota заявила, что выписывает счета за швартовку задержанной суперъяхты Amore Vero, но не знает, кому их отправить. По данным французских властей, лодка принадлежит главе «Роснефти» Игорю Сечину, в нефтяной компании это отрицали. 

На практике же и в Европе, и в США давно существуют нормы, регулирующие содержание задержанного и арестованного имущества, говорит эксперт по санкционному праву, адвокат, партнер АБ NSP Сергей Гландин. «В соответствии с законодательствами западных стран в случае задержания или ареста бремя расходов несут власти соответствующей страны», — поясняет он.

 

Когда испанские правоохранительные органы по запросу властей США арестовали яхту Tango председателя попечительского совета «Сколтеха» Виктора Вексельберга в начале апреля, с пояснениями выступил федеральный прокурор Нью-Йорка Эндрю Адамс, перед этим назначенный руководителем инициативы KleptoCapture (подразделение Минюста США, созданное для отслеживания активов подсанкционных лиц за рубежом). 

«Если мы арестовываем лодку, в Министерстве юстиции есть люди, чья работа заключается в работе со страховыми компаниями, с управляющими и судоходными компаниями, чтобы убедиться, что все обязательства [по поддержанию состояниях яхт] соблюдены», — сказал он.

Всего с начала «спецоперации»* на Украине было задержано и арестовано девять суперъяхт, принадлежащих российским участникам списка Forbes.

  • 3 марта власти Германии задержали 156-метровую яхту Dilbar, принадлежащую основателю USM Алишеру Усманову. Судно ремонтировалось на верфи Blohm+Voss. Его оценочная стоимость составляет $588 млн.
  • 5 марта итальянские власти задержали яхту Lady M длиной 65 м и стоимостью $65 млн в порту города Империя.
  • 12 марта финансовая гвардия Италии задержала 142-метровую яхту А основателя «Еврохима» Андрея Мельниченко. Оценочная стоимость судна составляет $578 млн.
  • 12 марта правительство Италии заморозило судно владельца «Волга Груп» Геннадия Тимченко. 50-метровая яхта Lena оценивается в $50 млн.
  • 21 марта власти Гибралтара задержали яхту бывшего совладельца ТМК Дмитрия Пумпянского Axioma. Стоимость 72-метрового судна оценивалась в $70 млн. В августе лодка была продана с аукциона, средства от ее продажи были направлены на погашение задолженности перед банком JP Morgan. 
  • 23 марта две яхты, которые связаны с совладельцем Letter One Алексеем Кузьмичевым, задержали на Лазурном берегу власти Франции. Речь идет о яхте La Petite Ourse длиной 17 м и La Grande Ourse длиной 26 м. По данным Liberation, их стоимость оценивают в $20 млн и $50 млн соответственно.
  • 12 апреля в порту Пальма-де-Майорки арестовали яхту Tango Виктора Вексельберга, ее стоимость оценивается в $150 млн.
  • 6 мая правоохранители конфисковали на Фиджи яхту, принадлежащую, как считают власти США, российскому сенатору Сулейману Керимову. Ордер на арест судна стоимостью более $300 млн выдал окружной суд США округа Колумбия.
  • 11 мая в Германии задержали 115-метровую яхту Luna Фархада Ахмедова. Судно стояло на верфи в Гамбурге, куда прибыло на плановый ремонт. Стоимость яхты оценивается в $436 млн.

Таким образом, суммарная оценочная стоимость задержанных/арестованных судов российских участников списка Forbes на сегодняшний день составляет $2,307 млрд. Очевидно, эта цифра будет увеличиваться: 20 августа сотрудники службы безопасности Антигуа и Барбуды и сотрудники ФБР провели обыски на лодке Alfa Nero стоимостью $120 млн, принадлежащей семье совладельца «Фосагро» Андрея Гурьева. В августе бизнесмен и его сын Андрей Гурьев мл. были внесены в санкционный список США.

Во сколько может обойтись содержание задержанных судов? Как говорил Forbes владелец одной из яхт длиной больше 100 м, ежегодные расходы на содержание и обслуживание судна составляют около 10% ее стоимости. Эту цифру подтверждали в беседе с Forbes яхтенные брокеры, ее же называло агентство Bloomberg. 

 

Следует учесть, что расходы на содержание проданной на аукционе яхты Axioma после ее задержания шли не из бюджета Гибралтара, а оплачивались банком JP Morgan, выдавшем кредит на ее покупку. Таким образом, годовые затраты на содержание яхт налогоплательщиков стран, где эти суда были задержаны, можно условно оценить в $220 млн.

Впрочем, на практике цифра может оказаться меньше. «Европейские власти пытаются максимально минимизировать расходы на содержание задержанных яхт», — говорит брокер, работавший с одной из арестованных лодок. Поэтому, например, правительства стран не нанимают для задержанных яхт управляющие компании.

Из чего складываются расходы на содержание судна? Это страховка, зарплаты персонала, затраты на техническое обслуживание и оплата стоянок в портах.

Затраты на страховку составляют примерно 0,5–0,8% от страховой стоимости судна в год, говорят опрошенные Forbes брокеры. Она включает в себя два вида страхования Hull & Machinery (H&M, страхование корпуса и оборудования/материалов) и Third Party Liability ( TPL, страховка перед третьими лицами). Также необходима медицинская страховка для экипажа.

Минимальное количество членов экипажа регулируется флагом, под которым судно ходит, говорит основатель itBoat Никита Горчаков. В каждой конкретной юрисдикции установлено определенное минимальное количество членов экипажа для лодок определенного класса. При этом обычно владельцы яхт, приглашающие на свои суда гостей, используют вдвое больше персонала, чем это необходимо. К примеру, как писал портал Luxurylaunches, для обслуживания яхты Dilbar требуется минимум 40–50 человек, в то время как в лучшие времена для этих целей был задействован экипаж из 100 человек.

 

Техническое обеспечение зависит и от возраста судна, и от сложности установленного оборудования. К примеру, на яхте Axioma техническое обслуживание обходится около $8000–9000 ежемесячно, говорит один из брокеров. 

Стоимость стоянки в порту зависит как от размера судна, так и от востребованности порта, от сезона. К числу наиболее дорогих локаций относятся Французская Ривьера, Карибы и Балеарские острова. К примеру, стоянка яхты длиной 54 м в порту Антиб в низкий сезон (с 15 октября по 14 апреля) обойдется в €335 в день, в высокий (с 15 апреля по 14 октября) — в €671. При этом в пиковые даты стоимость стоянки может увеличиваться в пять-семь раз по сравнению с ценой зимнего сезона, говорит Горчаков. Помимо стоянки, оплачивается электричество в порту, вывоз мусора, сточных вод и т.д.

На больших лодках есть IT-инфраструктура и системы связи, счета за которую могут составлять десятки тысяч долларов ежемесячно, говорит Горчаков. Отдельной статьей расхода являются агенты, сопровождающие лодку в портах, обеспечивающие документооборот на лодку и помогающие с закупками провизии, топлива и т.д.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+