К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Утраченные иллюзии: как "активные граждане" завоевали Москву

Фото проекта "Активный гражданин"
Фото проекта "Активный гражданин"
Реальные протестные настроения в столице отсутствуют, поэтому побеждают плитка, качели и гранитные кадки с деревьями

Свежая новость о реконструкции Тверской улицы и Садового кольца содержит в себе две новости. Первая – о том, что Тверскую сузят для автомобилистов и расширят для пешеходов, вернут на тротуары 86 послевоенных лип, с Садовым кольцом поступят примерно так же, вернув дореволюционные сады. Вторая новость – о том, что диалог между горожанами и мэрией отсутствует напрочь. Когда на Тверской улице устанавливали гранитные кадки с деревьями, объяснение мэрии было такое: высаживать деревья в грунт нельзя, повредим коммуникации. Сегодня появился новый проект реконструкции Тверской с высадкой лип в открытый грунт, и ни один «эксперт», ни один «архитектурный критик» или «общественный деятель» не вспоминает про коммуникации и не хватает мэрию за язык.  Лишь отдельные граждане плачут в соцсетях над своими разбитыми надеждами.

Пять лет назад иллюзия диалога возникла по поводу, который казался случайным. Разговаривала мэрия не с «москвичами», а с хипстерами. Дружеской капковской рукой подносила им мороженое на палочке и кормила с ложечки митболами в ЦПКиО. Но когда все велодорожки были построены, недостойное серьезных людей сюсюканье стихло. Вместо тонкой настройки общественного мнения провели безумный зимний велопробег и успокоились. Что думает об этом пробеге население города, никого справедливо не волновало.

Потому что ничего не думает.

 

ЦПКиО расширился до размеров всей Москвы, благоустройство стало повсеместным, и объяснять его выгоды каждой социальной группе сложно и бессмысленно. Потому что нет никаких автомобилистов, пешеходов, инвалидов или пенсионеров, нет даже "лиц кавказской национальности", придававших прошлой, лужковской Москве некоторую пикантность. Есть только москвичи, неотличимые друг от друга, с одинаковой мечтой о ежеминутно благоустраиваемом городе. К этим москвичам мэрия ритуально и обращается с ограниченным набором мантр: город поехал, удобное пространство, приоритет пешеходам, пересаживайтесь на общественный транспорт. И слышит в ответ громкое «ура!», транслируемое сервисом «Активный гражданин». Какое все это имеет отношение к действительности, никого всерьез не волнует: самый поверхностный анализ данных сервиса «Яндекс.Пробки» показывает, что за последние два года никакой положительной динамики трафика в Москве не наблюдается, но этот анализ надо провести, опубликовать и обсудить. Пешеходы, в интересах которых были расширены тротуары, этой зимой переломали на совершенно обледенелых и неубранных тротуарах руки и ноги, но что-то мы не слышим о выигранных гражданами у департамента ЖКХ и благоустройства исках. Метро, затеявшее нескончаемый ремонт вестибюлей, почти коллапсирует, но вместо извинений и внятных сроков окончания ремонта – рапорты о том, как все прекрасно.

С одной стороны, московские власти вредят самим себе: призывают автомобилистов пересесть на общественный транспорт и при этом превращают поездку в метро в квест, расширяют тротуары и при этом закапывают под землю ливневую канализацию, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, обещают бесплатные парковки возле больниц, но при этом, к примеру, возле Первой Градской больницы нельзя припарковаться вообще нигде и никак.

 

С другой стороны, вред этот совершенно безвреден: «активные граждане» продолжают бодро голосовать за расширение новых тротуаров, зон платной парковки и ремонт новых станций метрополитена.

Глядя на это благолепие, образованные столичные жители успокаивают себя: «активные граждане» либо ненастоящие, либо хорошенько просеянные через мелкое сито Департамента информационных технологий Москвы.

Конечно, соблазнительно вообразить, что вместе с благоустроенной и удобной для всех и каждого виртуальной Москвой, существующей лишь в собянинских СМИ, мэрии удалось создать и таких же довольных всем москвичей, которые знай только рукоплещут: ах, кадки с деревьями, ах, скамейки из гранита, ах, 86 лип, ах, новые вестибюли метро с дешевой плиткой вместо мрамора! И, дескать, на деле нет этой Москвы и этих москвичей, в «Активном гражданине» голосуют боты, а озверевшее, доведенное до отчаяния население только и ждет следующих выборов, чтобы сказать свое решительное «нет». Как бы не так.

 

Недавно «Эху Москвы», чтобы выяснить отношение граждан к платным парковкам, пришлось запускать собственное голосование в Твиттер-аккаунте, и — надо же! — выяснилось, что граждане в целом поддерживают введение платных парковок. Почему такие трудозатраты? Потому что ФОМ последний раз проводил исследование об отношении москвичей к платным парковкам более двух лет назад. С благоустройством улиц ситуация еще более странная: об отношении москвичей к перманентно перекопанному городу можно узнать лишь из опросов в том же «Активном гражданине», которые, строго говоря, являются опросом пользователей приложения, а вовсе не жителей города: ни ФОМ, ни ВЦИОМ мнением горожан на этот счет особенно не интересовались.

Как-то все молчаливо согласились, что «Активный гражданин» при всей его непрозрачности, о которой разве что газета «Тверская, 13» не писала, это и есть городское общественное мнение. Что ж, небезосновательно.

Садовое кольцо

Вопросы вкуса и архитектурного облика не ставятся вовсе.

С огромного большинства «активных граждан», использующих слово «модерн» для обозначения hi-tech, и спрос невелик, а профессиональное сообщество, которое должно  заниматься вкусом и стилем по долгу службы и по призванию, готово превозносить политику, установившую на Триумфальной площади качели, которым самое место на территории какого-нибудь дубайского резорт-отеля.

 

Но возмущенный всем этим горожанин с единомышленниками и френд-лентой зря мечтает о медленно закипающем народном недовольстве. Нет этого недовольства. Конечно, нарядные показатели «Активного гражданина» со стандартными 7-8% недовольных выглядят чуть менее правдоподобно, чем статистика ФОМ: опрос об отношении к деятельности Собянина был проведен в 2013 году и показал, что недовольных всего 23% — меньше, чем проголосовавших за Навального. Но даже со статистикой ФОМ властям можно особо не беспокоиться, иначе опросы проводились бы каждые полгода, а не раз в три года, муниципальные депутаты и функционеры ОНФ не ограничивались вялыми формальными претензиями к московским властям, а работали с протестным электоратом. Но ничего этого нет.

А значит, побеждают качели, плитка без «ливневки», гранитные кадки и 86 исторических лип в открытом грунте, отсутствие комплексного подхода к проблеме пробок, снесенные одним и тем же бульдозером "незаконные" палатки и гаражи москвичей, и бульвар со скамеечками посреди десятиполосного Ленинградского проспекта – излюбленное место отдыха горожан.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+