После «Алисы»: как изменят бизнес персональные ассистенты с искусственным интеллектом

Я никогда не верил футурологам. В детстве я читал книжку о том, как по повелению Никиты Сергеевича Хрущева в 1980 году наступит коммунизм и как это будет прекрасно. В 2015 году Юваль Харари опубликовал футурологический труд Homo Deus, где рассказывал нам, что в новом прекрасном мире мы забудем про чуму, войны и голод. Появятся суперлюди, которые будут жить вечно и станут новыми богами. И вот наступает 2025 год. Можно праздновать десятилетие Homo Deus. Без чумы и войны?
Поэтому, когда каждые несколько лет очередные пророки рассказывают мне о том, что новые технологии снесут мой бизнес, я всегда вежливо киваю головой и молчаливо вспоминаю детскую книжку про коммунизм. Покойтесь с миром, Никита Сергеевич, мне и при капитализме неплохо живется. Принцип коммунизма — «От каждого по способностям, каждому по потребностям» — лично мне удалось реализовать и без оного.
Я всегда пытался строить бизнес, который был бы основан на тесной связи бренда и человека. Мой заказчик индивидуальной мебели неделями выносит мозг моему дизайнеру, изменяя высоту ящичков и цвет фасадов. Попробуйте сделать это на маркетплейсе… Сила любого бизнеса — персональные отношения с потребителем его товаров и услуг. Сила, как мы давно знаем, в правде. А потребитель верит именно тому, с кем он непосредственно взаимодействует.
Как только между бизнесом и его клиентом становится агрегатор, маркетплейс или любой другой посредник, именно ему верит или не верит покупатель. Кому верят, у того и сила. У кого сила, тот и хозяин. А ваш бизнес становится рабом маркетплейса. И так, с верой в свою силу я спокойно 28 лет строил свой бизнес.
От поисковика к ассистенту
Но вот недавно я впервые попробовал поиск на основе искусственного интеллекта, который называется Perplexity. В тот день закончился мой двадцатилетний роман с Google. При всем уважении я туда больше не вернусь. Потому что вместо тучи ссылок, ты получаешь четко структурированный и злободневный ответ на любой вопрос, а если приложение не знает ответа, то честно скажет, что ответ ему неизвестен, а не подсовывает десяток проплаченных линков, которые предлагают тебе хоть что-нибудь купить.
Мне стало крайне любопытно, как может монетизироваться подобный сервис, и я позвонил известному венчурному инвестору Николаю Давыдову, который инвестирует в том числе и в Perplexity. Солнечным калифорнийским утром Николай прочитал мне чудесную и безумно интересную лекцию об устройстве ИИ в целом и Perplexity в частности, после которой мой хмурый декабрьский московский вечер плавно перешел в бессонную ночь. Я впервые почувствовал, что мой бизнес может не дотянуть до своего почетного тридцатилетия.
Что же меня так напугало? Конечно, не то, что Perplexity будет зарабатывать на корпорациях, для которых он станет инструментом внутреннего поиска. Прекрасная идея, сотрудникам, например, не надо будет мучать HR вопросами о том, как воспользоваться медицинской страховкой или сколько дней отпуска вы недогуляли в этом году. А встревожил меня рассказ Николая, что, возможно, уже в 2025 году Perplexity не только научится отвечать на вопросы про Англо-бурскую войну или политику неоконов, но и сможет стать платным персональным ассистентом.
Выглядеть это будет примерно так. «У вашего друга через две недели день рождения. В это время, как он пишет вам в Telegram, он будет в гостинице «Северное сияние» в Териберке. Судя по переписке в чате выпускников вашего Сарапульского университета, он коллекционирует бейсболки. Я нашла, где можно купить хорошую бейсболку, на которой можно вышить дату его рождения, и разведала, как доставить ее в эту гостиницу ровно в день рождения. Заплатить лучше всего по QR-коду, потому что так вы получите максимальную скидку. Нажмите «Подтвердить», и я все за вас сделаю».
У меня есть прекрасный ассистент, которая уже лет 20 делает все то же самое, но, согласитесь, не каждый может позволить себе персонального ассистента. А вот визионер Давыдов считает, что теперь персональный ассистент появится у миллиардов, потому что цена подписки в сотни раз отличается от зарплаты реального помощника.
Искусственный интеллект совершил очередной скачок в 2023 году, когда к его основе — большой языковой модели — добавились агенты. «Агент в искусственном интеллекте — это автономная система, способная выполнять задачи без вмешательства человека, взаимодействуя с окружающей средой и принимая решения на основе собранных данных» — это, кстати, цитата из Perplexity, которой я теперь непрестанно пользуюсь. Почти все в России уже сталкивались с одним агентом, точнее, с агенткой. Ее зовут «Алиса». И она, кстати, связана с YandexGPT.
Сила контакта
Так что же это я так испугался предсказанного Давыдовым развития «Алисы» и ее иностранных коллег?
Да, сила моего бренда была, есть и будет в персональном контакте с моим клиентом, но, чтобы этот контакт состоялся, будущий клиент должен как-то узнать, что есть в России такая компания. Когда я начинал бизнес, я покупал первую страницу почившей в бозе газеты «Экстра М» и раскладывал листовки по почтовым ящикам в престижных районах. Бесплатные газеты объявлений больше никто не читает и, по-моему, даже не печатает, а подъезды заперли на кодовые замки. Теперь я покупаю поисковые слова у «Яндекса» и думаю, что сегодня их заработок на каждом лиде сравним с моим. И я понимаю, что если я хочу больше клиентов, то мне надо сделать акционеров «Яндекса» еще богаче.
А вот как сделать, чтобы будущий персональный ассистент на базе Perplexity работал с моей компанией, мне пока неизвестно. Это вам не выкупить первое место при поиске «мебель на заказ». Надо сделать так, чтобы мои компьютеры научились разговаривать с агентом ИИ. Ведь избалованный заказчик, который привыкнет к тому, что персональный ИИ-помощник сам закажет любимые цветы жены на ее день рождения, захочет, чтобы «Перплексина» — или как там назовут нового агента, договорилась с Mr.Doors сделать кухню, которая понравится жене. И все, я провалился на экзамене. Мои системы не смогут быстро и четко ответить на запрос «Перплексины». А тот, чьи системы это смогут, станет новым лидером рынка.
Единственное, что меня хоть немного утешило, — это то, что лидерам других индустрий надо не спать ночами уже сейчас. Если у меня есть небольшой запас времени, чтобы сделать искусственного дизайнера, которому можно будет выносить мозг из-за высоты ящиков или цвета фасадов, то у больших туристических агрегаторов его уже нет. «Перплексине» не нужен будет booking.com. Она сама выберет, где вам остановиться, в гостинице или в арендованной квартире, сама обо всем договорится и получит лучшие условия. Да и отель она выберет такой, который понравится жене. Ведь из вашего семейного чата, куда вы пустили «Перплексину», она знает не только, какие цветы она любит, но и какие гостиницы ей понравились в прошлых путешествиях.
Угроза нависла не только над агрегаторами отелей, но и над нынешними царями горы — маркетплейсами. Мы идем за покупками на Ozon или Amazon, потому что нам лень шерстить сайты и вводить на каждом свои адреса и карточки. А «Перплексине» не лень, за ней многие миллионы процессоров Nvidia, она запоминает, что нашла для других пользователей, и постоянно учится. Видимо, это понимает и номер два списка Forbes Джефф Безос, который тоже инвестирует в Perplexity. Ведь если ты что-то не можешь остановить, надо это возглавить. Иначе Amazon рискует превратиться просто в сеть логистических центров, он потеряет свои интимные отношения с клиентом. Между ними встанет разлучница «Перплексина». Именно она будет владельцем сокровенной для ретейлера информации — персональных предпочтений клиента.
Что-то подобное произошло с провайдерами мобильной связи. С изобретением смартфона и приложений они были разжалованы из королей в водопроводчики, их основной задачей стало подавать быстрый и бесперебойный интернет, которым пользуются создатели и пользователи приложений.
Что ни говори, а беспокойным обещает быть год новый, от рождества Христова 2025-й. Видимо, надо лететь в Калифорнию и там за ланчем в Chef Chu’s все же выпытать у Николая Давыдова, как разговаривать с «Перплексиной».
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
