К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

50 дней на размышления: почему Москва не меняет своих позиций в отношении Украины

Российско-украинские переговоры в стамбульском дворце Чираган (Фото Александра Рюмина / ТАСС)
Российско-украинские переговоры в стамбульском дворце Чираган (Фото Александра Рюмина / ТАСС)
Ультиматум Дональда Трампа о прекращении боевых действий на Украине за 50 дней, скорее всего, будет проигнорирован Россией. Москва не станет корректировать свои стратегические цели в конфликте и смягчать переговорную позицию, пока имеет преимущество на поле боя, а Киев отказывается принимать выдвинутые на переговорах в Стамбуле российские условия, считает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов

Последовательное ужесточение риторики Трампа в отношении России уже некоторое время указывало на угрозу эскалации в российско-американских отношениях. Похоже, с российской стороны были готовы к такому повороту и не планировали поступаться своими целями по Украине просто ради хороших отношений с Вашингтоном. При этом в Москве не спешат втягиваться в полемику с Трампом, ограничиваясь достаточно умеренной реакцией. 

Отказ России от линии на нормализацию отношений с США маловероятен, но пауза и снижение градуса ожиданий от Трампа понятны. Этап «улыбаемся и машем» новому старому президенту завершен исчерпанием естественных пределов. При этом действия Трампа пока не требуют от России какой-то реакции. Никакие новые санкции не введены, санкционный законопроект конгресса отложен, угроза введения тарифов в 100% на российский экспорт в США несерьезна ввиду его незначительности. Правда, «вторичные тарифы» в отношении стран, покупающих российские энергоносители (Индия, Китай, Турция, Япония, часть стран ЕС) могут привести к краткосрочному снижению российских нефтегазовых доходов, но возможности Трампа тут ограничены его общей тарифной политикой и в рамках будущих двусторонних сделок антироссийские пошлины могут быть, по сути, обнулены. В любом случае сложно представить, чтобы лидеры Индии и Китая как-то принудили бы Путина завершить боевые действия на условиях Трампа.

Расчеты Москвы

Российские власти считают, что диалог с Вашингтоном сохранится и после перелома «на земле», что позволит получить желаемое. Сдержанные заявления Трампа, который «разочарован и недоволен Путиным», Москва трактует как стремление американского президента остаться в режиме торга, усилить давление, не скатываясь к прямой военно-политической конфронтации с переходом на личности, сохранить каналы диалога и оставить себе пространство для «выхода без сделки» после истечения срока ультиматума, который, очевидно, никто не собирается выполнять. В Кремле пришли к выводу, что Трамп не хочет, чтобы «война Байдена» стала его войной, и после этапа «решительного натиска» он развернется в сторону персональной дипломатии с Путиным по Украине, как он это сделал в ситуации с Ираном. 

 

Российская стратегия в отношении Трампа преследует три цели: вывести урегулирование по Украине в отдельную второстепенную тему в стратегическом диалоге великих ядерных держав, мотивировать Белый дом принудить Киев к принятию российских условий урегулирования, сохраняющих Украину в российской сфере контроля, а при неготовности Трампа к такому маневру — добиться полного выхода США из конфликта. 

Пока достигнуто скромное продвижение по первым двум направлениям. Двусторонний диалог формально разблокирован, но осязаемых результатов, за исключением открытия банковских счетов дипмиссий, нет. Переговоры по восстановлению нормальной работы посольств поставлены американской стороной на паузу, упершись в ограничения американского санкционного закона CAATSA и необходимость согласия конгресса, что не просматривается без сделки по Украине. Госсекретарь и советник по национальной безопасности Марко Рубио увязал нормализацию с реальным прогрессом по прекращению боевых действий, отказавшись выделять это в отдельный трек. Попытки заинтересовать США невероятным потенциалом для бизнеса видимых успехов пока не имели, но будут продолжены

 

Администрация Трампа с самого начала и не планировала помогать России дипломатическим путем достичь целей «спецоперации»* и не собиралась выступать инструментом навязывания Киеву российских условий мира. Давление Трампа на украинского президента Владимира Зеленского ограничилось достижением сделки по редким металлам и согласием на безусловное прекращение огня на 30 дней с последующими переговорами по окончательному урегулированию. 

В апреле-мае Вашингтон попытался навязать план урегулирования из 22 пунктов, который Москва отвергла, поскольку он не обеспечивал «устранение первопричин конфликта». Хотя план спецпосланника Стива Уиткоффа мог показаться выгодным для России (остановка боевых действий по линии боестолкновения, признание де-факто (но не де-юре) российского контроля над занимаемыми территориями**, признание США суверенитета России над Крымом, снятие с актуальной повестки вопроса о вступлении Украины в НАТО, украинский нейтралитет, отмена основной части антироссийских санкций), он оставлял Украину с относительно полным суверенитетом в области внешней и оборонной политики, включая сохранение программ западной военной помощи, наличие хорошо оснащенной армии и собственного мощного ВПК. Такое завершение конфликта означало бы недостижение целей «спецоперации» и, в понимании Запада, стратегическое поражение России. Администрация Трампа также отказалась рассматривать требования юридических письменных гарантий дальнейшего нерасширения НАТО на постсоветском пространстве, выразив, правда, понимание российских озабоченностей.

Повторение пройденного

В итоге Москва взяла инициативу в свои руки, чтобы с помощью Трампа навязать Киеву те рамки переговоров, которые сфокусировались бы на российской формуле мира. На переговорах в Стамбуле 2 июня Москва предложила проект меморандума по урегулированию украинского кризиса, отражающий российскую позицию, которая почти не менялась с февраля 2022 года. Главным российским требованием остается прекращение и невозобновление в будущем любого военного сотрудничества Украины со странами Запада, прекращение действия и отказ от заключения в будущем международных договоров, несовместимых с нейтральным статусом, — речь о всех действующих двусторонних соглашениях в области безопасности, а их более 30. Также это может толковаться как запрет на вступление Украины в ЕС, что предусматривает соглашение о взаимной обороне — статья 42.7 договора о Европейском Союзе. Российский меморандум фиксирует территориальный раздел Украины и определяет статус «оставшейся» Украины как «невооруженный нейтралитет под российскими гарантиями безопасности». Москва готова обсуждать только имплементацию условий перехода к нужному ей формату украинской государственности.

 

США обеспечили явку Киева для обмена меморандумами 2 июня в Стамбуле и даже попытались как-то совместить не имеющие точек пересечения российский и украинский драфты. Это позволило Москве говорить, что дальнейшая динамика переговоров зависит от «эффективности посредничества США». На данном этапе Трамп еще может подтолкнуть не рвущийся к дипломатии Киев к третьему раунду стамбульских переговоров, но не факт, что США потребуют вести предметное обсуждение российского меморандума, в содержании которого Вашингтон изначально был разочарован

Возможно, перезапустить переговорный процесс помогут некие новые предложения Москвы, которые глава российского МИД Сергей Лавров передал Рубио на встрече в Куала-Лумпуре, но, судя по сдержанной реакции госсекретаря, речь все же о новом изложении известных российских требований и алгоритма их реализации. В новом ультиматуме Трамп не обозначил намерений искать урегулирование на основе российских условий. Все говорит о новой попытке США склонить Россию к компромиссу с отказом от ряда принципиальных требований Москвы, прежде всего по статусу Украины, что маловероятно.

Что касается цели России добиться полного выхода США из конфликта, то она тем более не достигнута, хотя в конце мая Трамп серьезно задумался о преимуществах позиции «на этом я вас оставлю». Но, временно отвлекшись в июне на бомбардировки Ирана и сильно вдохновившись успехом, Трамп решил все же дожать историю с прекращением конфликта на Украине методами эскалации для деэскалации.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Оружие за счет НАТО

В военном плане для Москвы возобновление крупных поставок американского оружия Киеву представляет дополнительные сложности, но пока кардинально не меняет ситуацию. Решение продолжать поставки американского оружия Украине на условиях предоплаты союзниками по НАТО вместо запросов новых пакетов помощи у конгресса позволяет, по словам генсека НАТО Марка Рютте, поддерживать обороноспособность Украины на обозримую перспективу. 

Первый транш на $10 млрд обеспечит поставки с европейских складов стран НАТО прежней номенклатуры американских вооружений, включая артиллерийские боеприпасы, зенитные ракеты и запчасти, но пока не содержит никаких новых наступательных вооружений. Сообщения о готовности США поставить Украине ракеты большой дальности «для ударов по Москве» пока не реализовались, хотя, как выясняется, Трамп такую возможность рассматривал, включая передачу Украине крылатых ракет «Томагавк» большой дальности, но пока решил приберечь для следующей ступени эскалации. Неприятной новостью является возможность передачи дополнительных баллистических ракет ATACMS со снятием ограничений по дальности.

 

Будет реализована закупка для Украины трех батарей ЗРК Patriot (две закупит Германия, одну — Норвегия) в стандартной комплектации по шесть пусковых установок, что и дает озвученную Трампом пугающую цифру в 17 комплексов. Зеленский в начале 2025 года просил 10 батарей для прикрытия основных городских и промышленных центров. 

Новый пакет позволит «сохранить Украину в бою», но не изменит негативную для Киева динамику боевых действий и не остановит дальнейшего российского продвижения. Ключевая проблема ВСУ — дефицит личного состава, что не позволяет удерживать линию боестолкновения. В Москве рассчитывают, что до конца летней кампании 2025 года украинская оборона начнет расползаться сразу на нескольких направлениях, создавая возможности для прорывов на стратегическую глубину. Ожидается, что в этой ситуации нынешнее или уже новое руководство Украины согласится на мир на российских условиях. Сомнения в легитимности подписи Зеленского без проведения новых президентских выборов на Украине нацелены на формирование у украинских элит понимания, что при Зеленском мира не будет, а сохранение оставшейся независимой Украины требует формирования власти, способной заключить мир на российских условиях.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания

** Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации» России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+