Как поступить на MBA за два месяца: гид по подготовке в бизнес-школу для отважных

Идеальный сценарий: путь к MBA за год-полтора
«Ты что, с ума сошла?», «Слишком мало времени — подавайся в следующем году», «Тебе 32 — учиться уже поздно», «У тебя слишком нишевый профессиональный опыт», «Встаньте в очередь за тысячей кандидатов, которые годами готовятся к поступлению», «Поступай в школы попроще» — такие «полезные» советы я слышала почти каждый день, когда поздней осенью 2021 года решила поступать на MBA в США. У меня все было налажено в жизни: любимая работа, классная команда, комфорт и порядок. Но именно в этот момент я осознала, что откладывать бизнес-образование дальше уже нельзя. До дедлайнов оставалось два с половиной месяца, а у меня не было ни списка школ, ни четкой стратегии, только внутреннее ощущение, что время пришло.
В идеальных условиях путь к бизнес-школе занимает год-полтора, а часто и больше. Начинается он с осознания, что MBA — это не только дорого и сложно, но и требует глубокого понимания, зачем это нужно именно тебе и что ты там планируешь делать. Сначала следует составить предварительный список школ. Обычно заявки подают сразу в несколько, выбирая из топ-30 глобального рейтинга, но четких правил тут нет. Я считаю, что важно не просто смотреть на бренд и позиции в рейтингах, а понять, отвечает ли школа вашим личным целям, культурным предпочтениям и карьерным амбициям. Если есть возможность, лучше лично поехать в кампусы, поговорить с профессорами и студентами, посетить библиотеки. Так вы прочувствуете атмосферу и ответите себе на вопрос: «Хочу ли я провести здесь два года жизни?»
Почему это важно? MBA — это не столько учеба, сколько опыт активного лидерства, здесь вам предстоит строить круг общения и формировать репутацию. И важно заранее определиться, в каких мероприятиях вы хотите принимать участие, на какой грант претендуете, с каким профессором планируете работать. Особенно это критично для тех, кто намерен искать работу уже во время учебы. По-хорошему, на выбор MBA стоит потратить даже больше времени, чем на подготовку к экзаменам — вы выбираете среду, в которой вам предстоит жить и развиваться.
Следующий этап — экзамены. Это GMAT или GRE плюс TOEFL, если вы не оканчивали англоязычный вуз. На каждый из них в идеале закладывают минимум три месяца подготовки. Часто сдавать приходится по два-три раза, выбирая лучший результат. Полученные баллы также могут скорректировать список школ, так как у некоторых есть четкие требования к минимальным баллам — например, в Harvard Business School прямо указано, что с TOEFL ниже 109 баллов можно даже не пытаться поступать. При оценке результатов тестов (GMAT, GRE) приемные комиссии ориентируются на сравнительный уровень внутри региональных или демографических групп соискателей. В регионе Восточной Европы исторически сильные кандидаты с очень высокими баллами в аналитической части, поэтому, чтобы выделиться, нужно превзойти и без того высокий средний уровень.
Параллельно идет работа над эссе, которая может занять два-три месяца. Для каждой школы требуется подготовить свою версию, и время уходит не столько на написание текста, сколько на осмысление и формулирование того образа, который вы хотите донести: рациональный бизнесмен, предприниматель, заботящийся о социальном благе или кто-то еще. Для разных школ акценты могут меняться, поэтому важно определить, какую сторону вашей профессиональной и личной истории вы хотели бы подчеркнуть. Например, для MIT я выстраивала профиль вокруг идеи лидера, который соединяет технологии, бизнес и пользу для общества. Описывала, что создаю продукты для людей, которые стремятся учиться и развиваться, как мне удалось превратить олимпиады в возможность для миллионов школьников. Это поддерживало идею про равные возможности в обучении и доступ к качественному образованию.
Предстоит также заполнить анкеты, собрать рекомендательные письма и другие необходимые документы. У приемной комиссии есть всего 10 минут на чтение одного досье. За это время они оценивают ваши результаты экзаменов, рекомендации, эссе и общее впечатление от вашей заявки. Если история выглядит как набор несвязанных достижений, она вряд ли сработает. Важно показать целостный образ, в котором все элементы работают на одну четко сформулированную идею: кто вы и зачем школе именно вы.
Наивность и отвага
На практике все часто складывается совсем не так, как написано в гайдах. Мой пример — это пройти через весь путь максимально нестандартно и на грани невозможного. Мой опыт может вдохновить и помочь тем, кто готовится к MBA, лучше понять ключевые этапы и пройти подготовку в своем темпе.
Приняв окончательное решение о поступлении, я составила довольно бескомпромиссный список из шести бизнес-школ: Harvard Business School, Chicago Booth, Kellogg School of Management, Stanford GSB, Berkeley Haas и MIT Sloan.
За два дня я написала четкий план: три недели на подготовку к GRE, одну неделю — к TOEFL, две недели — на эссе и две недели — на заполнение заявок. Сейчас даже смешно, какая я была наивная и отважная. Единственное, что я сделала правильно, — обращалась за помощью ко всем, кто мог со мной поговорить о своем опыте поступления и хоть что-то подсказать. Я писала в холодную десяткам незнакомых людей. Со мной тогда беседовали выпускники мехмата, РЭШ, где я училась в магистратуре, их друзья, друзья друзей и все, кто был готов откликнуться. Каждый день я созванивалась с теми, кого не знала лично и, возможно, никогда и не увижу. Но они уделяли мне свое бесценное время и знакомили с кем-то еще по цепочке. В среднем это три новых человека в день и огромное количество контактов за два месяца.
Сейчас, когда уже ко мне приходят с вопросами о поступлении, я всегда стараюсь найти полчаса или час на консультацию. Когда-то помогли мне — теперь моя очередь помогать другим.
Одного человека я нашла буквально через Google и написала ему в одной из соцсетей. Мы разговаривали полтора часа, а в конце он сам предложил написать для меня рекомендательное письмо. Я удивилась: «Так ведь не делают». А он ответил: «Если бы ты делала, как все, была бы ты здесь?»
Эта фраза стала для меня лейтмотивом всей этой истории. У меня не было времени на «правильную» подготовку, и я на каждом этапе вынуждена была выходить за рамки шаблонов. А в результате все мои шаги неожиданно оказались работающей стратегией.
Я рассказала моему CEO и команде о планах, и они быстро включились в процесс. Коллеги помогали готовиться к экзаменам, читали черновики эссе, писали рекомендации и тоже делились контактами. Позже я узнала, что многие скрывают от руководства планы на MBA — это часто воспринимается как сигнал к уходу. Я же поступала максимально честно, сразу открыла все карты и получила со стороны компании такую безусловную поддержку, что даже поверить в это не могла.
С подготовкой документов мне также помогали профессиональные консультанты. И однажды у меня состоялся, пожалуй, самый ценный бесплатный час с таким специалистом. Мой друг из Нью-Йорка, выпускник MBA в США, узнав о моем решении поступать, предложил познакомить со своим консультантом, у которого «все попадают в топ-школы». Когда тот узнал, что у меня осталось совсем мало времени до подачи документов, то даже не захотел разговаривать — считал это бессмысленным. Я с трудом настояла на личной беседе. Через несколько попыток он согласился и даже не взял за это денег, просто потому что не верил, что у меня что-то получится. Зато дал действительно полезные рекомендации, после которых я в очередной раз полностью переписала свое досье.
Пять принципов успешного поступления
Полученные от этого консультанта рекомендации и другие советы я сформулировала в пяти основных принципах, вокруг которых, как я считаю, можно строить стратегию поступления.
- Выбирая школу, не стремитесь быть самыми умными в классе. Хороший ориентир, когда вы, представляя свое поступление, в буквальном смысле недоумеваете: «Как я вообще сюда попал/а? Как меня взяли?» Именно такое внутреннее сомнение часто говорит о правильном направлении. Если цель ощущается сильно больше вас, значит, это ровно то, что вам нужно. А если чувствуете, что она по плечу, значит, вы ее уже переросли. Например, мне многие советовали диверсифицироваться, разбавив топовые школы в своем списке более «реалистичными» опциями. Я сделала иначе. Мне было важно выбрать место, которое станет для меня вызовом и будет по-настоящему вдохновлять.
- Важно найти правильный тон и посыл заявки. Это может быть позиция просьбы («пожалуйста, возьмите меня»), снисхождения («я самый крутой, и вам повезет, если я буду учиться у вас») или равного партнерства («я добьюсь успеха в любом случае, но вместе мы сможем усилить друг друга»). Работает только последний win-win-подход, и он должен четко считываться в досье.
- Еще один важный принцип — показать в заявке последовательную траекторию развития. То есть путь от точки А, где вы были, через ключевые этапы и достижения, к точке Б, куда выросли, и почему MBA — логичный следующий шаг. Такой подход демонстрирует вашу способность к развитию, а значит, в среде MBA вы сможете вырасти в еще более сильного лидера.
- Эссе — это история, рассказанная через образы. Американский нарратив всегда визуален. Вместо перечисления фактов и сухого «я получила красный диплом МГУ» вы описываете картину, например: «Спускаясь по мраморной лестнице Московского университета с красным дипломом в руках, я впервые осознала, что моя настоящая миссия — помогать людям раскрывать свое предназначение». Такой прием погружает читателя в эмоции и делает историю живой. Позже, читая другие бизнес-кейсы, я заметила, что в каждом из них присутствует яркий визуальный образ. Без этого текст легко теряется среди тысяч заявок.
- В нашей культуре мы редко задумываемся о социальной работе, волонтерстве и отдаче обществу как о важной части профессионального пути. Между тем в американских школах это неотъемлемый элемент профессиональной биографии. Консультанты долго помогали мне «вытащить» эти истории в эссе.
Я никогда не считала значимым тот факт, что в РЭШ получила стипендию за выдающиеся лидерские качества среди женщин, а теперь ежегодно ее финансирую и поддерживаю студенток с активным лидерством. Или что в нашей семье мы говорим на амшенском армянском диалекте (одном из вымирающих языков, признанном ЮНЕСКО находящимся под угрозой исчезновения), сохраняя и передавая культуру следующим поколениям. Для меня это было повседневностью, но на самом деле эти истории напрямую отражают важные для западных бизнес-школ ценности.
Мне казалось, что нужно больше говорить о бизнесе и более измеримой его части — KPI, достижениях, но фокус только на собственной карьере и бизнес-целях не сработает. Школы MBA в первую очередь заботятся о том, чтобы вырастить думающих об обществе лидеров. Их задача — собрать в классе людей из разных индустрий и стран, с разнообразным опытом и взглядами. Например, миссия Школы менеджмента Слоуна Массачусетского технологического института (MIT Sloan) — это развивать лидеров-новаторов, которые улучшают мир и создают идеи, продвигающие управленческие практики.
Как следствие, от студента будут ждать не столько прилежного обучения, сколько активного и инициативного лидерства. Поэтому будьте готовы стать частью студенческого сообщества, придумывать и создавать мероприятия, руководить тематическими клубами и участвовать в различных инициативах сокурсников. Это не факультатив — это и есть основной смысл вашей учебы.
Что читают между строк в эссе
Из всего пакета документов эссе — самая субъективная, но и самая говорящая о кандидате часть. Его формат и фокус в разных школах различаются, потому что каждая ищет свой типаж кандидатов. Гарвард ориентирован на уже состоявшихся топ-менеджеров. MIT Sloan интересны предприниматели, сочетающие бизнес и технологии, способные развивать науку, биотехнологии и создавать инновационные проекты. Школа бизнеса Хаас в Беркли (Berkeley Haas) привлекает тех, кто готов кардинально сменить сферу, — среди их студентов немало бывших учителей и специалистов из некоммерческого сектора, решивших начать новую карьеру. В эссе для Бизнес-школы при Колумбийском университете (Columbia Business School), например, просят описать свою любимую книгу. Им, конечно, важна не сама книга, а то, как вы о ней рассказываете и что это говорит о вас как о человеке.
Для Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета требовалось эссе «Что для вас важнее всего и почему?». Мое начиналось со слов: What’s your name again? («Как вы сказали вас зовут?»). Это самый частый вопрос, который я слышу. Мое имя редко запоминают или правильно произносят с первого раза. В тексте я выстроила такую линию: сначала люди не понимают, как меня зовут, потом удивляются, что я поступаю на мехмат в МГУ — «это ведь не для девочек», и вот я уже в профессиональной среде, где приходилось также преодолевать стереотипы, включая эйджизм. Я показала, как эти опыты связаны с выбором образования, решением идти на MBA и моими ценностями.
В MIT процесс отбора отличается от других. На первом этапе они не требуют мотивационного эссе о ваших интересах и планах на жизнь, их волнует 350 слов о том, что вы уже сделали и каких результатов добились. По сути, это лаконичное сопроводительное письмо, в котором нужно показать достижения и вписать туда свою личность. В моем случае я рассказала о продукте в Учи.ру.
Этот сдержанный формат дополняет минутное видео в свободной форме — личное представление для будущих однокурсников. Здесь кандидаты могут проявить креативность и показать себя с нестандартной стороны. Кто-то эффектно останавливается на горных лыжах прямо перед камерой, кто-то записывает ролик на производстве в строительной каске. Видео становится способом рассказать про увлечения, показать стиль жизни и личный подход к коммуникации.
Я же записала простое селфи-видео на фоне белой стены. Был январь 2022 года, времени и сил на художественные изыски уже не оставалось. Единственное, что я могла сделать искренне, — показать себя без визуальных излишеств. В своем видео я рассказала про две ассоциации, которые чаще всего связывают со мной мои близкие, — это любовь к книгам и умение быть хорошим другом. Добавила и про личную мечту: чтобы моим крестникам всегда хотелось приезжать ко мне, где бы я ни находилась, и оставаться рядом, потому что им со мной хорошо. Таким образом показала, что строю вокруг себя теплую и поддерживающую среду — в семье, дружбе и бизнесе. Такую же атмосферу мне хотелось привнести и в MBA-класс. В видео я постаралась донести самое главное — это и есть я, без декораций, просто и искренне.
После первого этапа отбора кандидаты получают задание написать дополнительные эссе. Одно из них — аналитическое, где важно показать умение работать с данными и технологиями. Я, например, приводила графики запуска олимпиад в разных странах и объясняла, как это помогает строить международный бизнес. Второе — краткое эссе о себе. Такой формат близок мне как выпускнице мехмата, где принят такой подход: сначала продемонстрируйте, что умеете решать задачи, а потом расскажите, кто вы.
У каждой школы есть свой «идеальный» профиль кандидата, но внимание часто привлекают и те, кто выделяется на общем фоне, — условные «городские сумасшедшие», которые делают класс более разнообразным и живым. Возможно, мой профиль был именно таким, но этого я уже не узнаю.
Выбор между Berkeley Haas и MIT Sloan
После первого этапа отбора наступает серия интервью с представителями школ. Интересно, насколько они различаются в зависимости от культурного контекста. На онлайн-звонках с американцами больше внимания уделялось моим ценностям, взглядам на лидерство и личным интересам. В Стэнфорд же меня собеседовал выпускник из России, и весь час мы говорили исключительно о бизнесе: как я нанимаю и увольняю сотрудников, веду переговоры, принимаю решения. Это не хорошо и не плохо — просто разные акценты. В Стэнфорд я не прошла.
В итоге я поступила и в Berkeley, и в MIT, и передо мной встал непростой выбор. В США есть важное различие между частными и государственными университетами, которое не всегда очевидно студентам из России, где большинство топ-вузов государственные. Berkeley, например, считается сильнейшим государственным университетом, а MIT — частным. Этот статус влияет на многое: от структуры финансирования и возможностей приглашать выдающихся профессоров до политики бюджетирования и приоритетов в поддержке инициатив. Частные вузы, как правило, обладают большей гибкостью.
Я всерьез рассматривала Калифорнию, но в какой-то момент поняла: MIT есть MIT. Я приняла офер и приехала туда в эйфории — поступить за рекордно короткий срок с моим опытом и результатами экзаменов казалось невероятным успехом. Но уже в процессе адаптации пришло главное осознание: в классе MBA нет «самых крутых» — сравнивать просто бессмысленно. Однокурсники приезжали с совершенно разным бэкграундом: первая женщина-консультант в своей стране, автор глобальной стратегии TikTok, изобретатель нового вида солнечных батарей.
И я поняла, что успех имеет тысячи форм. Что есть бесконечно много способов заниматься полезными вещами. Уважать разнообразие опыта и видеть силу в чужих историях так же, как в своей, — это, пожалуй, один из главных уроков MBA.
Адаптация заняла много времени. Особенно тяжело было осознавать, что многие мои однокурсники уже жили в США, получали здесь образование, работали в международных компаниях — у них не было языкового барьера или шока от смены среды, тогда как я начала учебу буквально с первого дня после прилета.
Хотя высокие баллы по TOEFL и GRE создавали ощущение, что с английским у меня все в порядке, оказалось, что экзамены — это одно, а жизнь на неродном языке 24/7 — совсем другое. Особенно трудно было воспринимать английскую речь в фоновом режиме, а не только активно говорить и понимать.
Лидерство как норма
Я всегда думала, что получение степени магистра делового администрирования — Master of Business Administration — предполагает в первую очередь обучение бизнесу, но на практике оказалось, что MBA — это школа лидерства. От студентов там ждут реального вклада в сообщество школы — ответственности за любые проекты и инициативы. Формально это необязательно, но пассивность может вызвать вопросы, поэтому студенты сильно загружены.
При этом школа обеспечивает финансированием, помещениями, логистикой и правом пользоваться брендом, что само по себе открывает многие двери. Например, если в вашем письме будет указан MIT — вам ответят с большей вероятностью. Особое впечатление на меня произвела AI-конференция — ежегодное масштабное событие с участием лидеров индустрии, целиком организованное студентами. MIT предоставляет свою лучшую площадку Media Lab и поддерживает проект на уровне топ-мероприятий. Такой уровень доверия и вовлеченности в студенческие инициативы сложно представить где-то еще.
Мой личный интерес к медитациям и теме wellness я превратила в лидерский проект, возглавив один из wellness-клубов. Помимо поездки, я проводила регулярные медитационные сессии для студентов, випассану и организовывала встречи с представителями индустрии, приглашая спикеров из Google и других крупных технологических компаний. Среди них — CPO Headspace, выпускник MIT, который делился опытом создания продуктов в wellness-индустрии и рассказывал, как практики осознанности помогают выстраивать безопасную и продуктивную корпоративную среду.
Еще, объединившись с моей грузинской однокурсницей, мы организовали поездку для 12 однокурсников: она провела тур по Грузии, а я — по Армении. Это распространенная практика, когда студенты приглашают свою группу в другую страну в гости. Мы ходили в горы, погружались в звуковые медитации с известным армянским певцом прямо в деревенской пекарне, где выпекают лаваш.
Лидерство в MIT продолжается и после выпуска, оно перерастает в активное сообщество выпускников, на котором держится жизнь университета. Эндаумент, сформированный из их пожертвований, финансирует работу школы, ее рост и развитие. Впервые я увидела этот подход еще в РЭШ — там тоже была культура эндаумента и активного комьюнити выпускников.
В кампусе почти каждый объект подписан именем дарителя: скамейка, внутренний дворик, лаборатория. У MIT есть собственный яхт-клуб, где тренируются студенты, и на каждой лодке стоит имя выпускника, который ее подарил.
Выпускники не только финансируют проекты, но и возвращаются в кампус как менторы и спикеры, оставаясь частью экосистемы, которая поддерживает новое поколение студентов. Так выглядит настоящая отдача школе, когда-то открывшей для вас столько возможностей. Я тоже с радостью вернусь в MIT, чтобы делиться опытом и помогать запускать важные инициативы.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
