К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дорогой Коровин: кто и зачем массово подделывает картины художника

Константин Коровин «Ночной Париж» (Фрагмент)
Константин Коровин «Ночной Париж» (Фрагмент)
Центр художественной экспертизы имени И. Е. Репина выявил серию поддельных работ Константина Коровина. Специалисты провели расследование, изучив массив поздних работ художника, и пришли к выводу, что на рынке действует артель, массово подделывающая его работы. Подробности в колонке для Forbes рассказывает основатель ЦХЭ имени И. Е. Репина Виктор Шпенглер

Закапсулированный арт-рынок русского искусства жадно впитывает любые пополнения извне. Сегодня среди самых востребованных у коллекционеров работ — картины Константина Коровина французского периода. За три года цены на работы художника значительно выросли. А рынок наводнили подделки хорошего качества. Центр художественной экспертизы (ЦХЭ) им. И. Е. Репина провел расследование, изучив массив поздних произведений Константина Коровина, и пришел к выводу, что на рынке действует артель, массово подделывающая работы художника.

Замечательный, талантливый, всеми любимый русский художник Константин Коровин эмигрировал из России в 1922 году и продолжал создавать прекрасные картины еще на протяжении 17 лет. Эти работы с 1990-х и по сегодняшний день поступают в Россию. Сейчас вместе с подлинными картинами Коровина на рынок выплеснулась волна подделок.

«Импрессионистическая живопись Коровина так же свежа, как и прежде», — писал художник Климент Редько о коровинской выставке в Париже в 1929 году. Художник сохранил характерные для себя экспрессию, яркость красок, контрастность цвета и тона и оставался прогрессивным мастером. Но при этом у художника появились и работы сомнительного качества: миниатюры или так называемые картонки, которые у многих уже давно вызывают сомнения в авторстве Константина Коровина. Эти картонки распадаются на две группы: работы с видами ночного Парижа и серия «Воспоминания о России» с зимними деревенскими пейзажами. 

 

В ходе изучения этого пласта произведений, подписанных Константином Коровиным, специалисты ЦХЭ пришли к выводу, что такие миниатюры, вероятно, производились серийно в конце 1920-х и в 1930-х годах и недорого продавались на набережной Сены. Реализацией этих работ занимался сын Федора Шаляпина. Коровин писал ему: «Насчет миниатюр я бы был доволен, если бы получил за каждую из них по 15 или 20 долларов, продав их, я смогу выслать тебе такое же количество новых. Я ранее никогда не продавал своих вещей за такую цену и, конечно, не продал бы, если бы имел средства, но нужен обман, чтобы продолжать работать и жить». То есть «картонки» носили массовый, чисто коммерческий характер. 

Возможно, над сувенирами работала отдельная мастерская, где трудился и Алексей Коровин, сын Константина Коровина, и еще один нуждающийся художник. Известно, что отец и сын работали вместе, Алексей подражал манере отца. Алексей нередко подписывал свои произведения инициалами Константина Коровина, или Константин Коровин подписывал своим именем миниатюры сына и подмастерья. Так в 2010-х годах российские эксперты пришли к заключению, что у отца и сына Коровиных были совместно исполненные работы. Исследования ЦХЭ установили, что если такая практика и была, то крайне редко. На экспертизу в Центр не раз приносили произведения, приписываемые отцу и сыну, но такие версии были опровергнуты. В базе ЦХЭ есть эталонные произведения обоих художников, в том числе «картонок-миниатюр». Почерки отца и сына вполне различимы, специалисты уверенно могут отличить их работы. 

 

Мнение о двойственном авторстве приводит к ошибкам атрибуции и ставит под сомнение подлинность произведений Константина Коровина. Так, например, случилось с картиной «Париж ночью. Бульвар Осман» 1920-х годов, которую относили к совместному творчеству отца и сына. Команда экспертов ЦХЭ выявила ошибку. После сравнения работы с эталонами из музейных и частных собраний стало очевидно авторство Константина Коровина. 

Миниатюры хоть и не показательны для творчества Константина Коровина, часто оказываются подлинными и выставляются в музеях. Практика массового производства миниатюр породила явные подделки, которые продолжают исполнять и сейчас. Как правило, эксперты выявляют их быстро. 

Но пласт низкопробных «картонок» не главная проблема, связанная с фальсификацией картин Константина Коровина 1920–1930-х годов. Подделки, которые наводняют арт-рынок сегодня, претендуют на высокохудожественные полотна французского периода. Уже несколько таких картин прошли полноценное исследование в ЦХЭ и были признаны намеренными фальсификациями. Экспертами было установлено, что у этих работ один исполнитель. Анализ рентгенограмм фальшивых работ показал, что они абсолютно идентичны между собой. При этом все работы имеют 100% отличий от подлинных картин Коровина. Это было доказано как технологически, так и при стилистическом сравнении с эталонами. 

 

Нетрудно проследить, как изготавливают такие подделки. На блошиных рынках в Европе покупают недорогие картины 1920–1930-х годов. Затем их отправляют в мастерскую к подпольному художнику-реставратору, который смывает живописный слой и на старом холсте пишет очередной «Ночной Париж» в стиле Константина Коровина. Картину сушат, старят и отправляют на крупные аукционы в Европу и Америку, где после закрытия отделов русского искусства уже не осталось экспертов, способных распознать подделку. Так с провенансом серьезного аукционного дома подделка прибывает в Россию, где уходит по рекордной цене.

Сегодня произведения Константина Коровина среднего размера стоят сотни тысяч долларов, а картины под метр оцениваются в $1 млн и выше. Группа фальсификаторов работает слаженно и ничего не боится. Хотя серия подделок известна, признана экспертами, о них знают опытные коллекционеры. Но это не останавливает фальсификаторов. Проблема в том, что когда коллекционер сомневается в подлинности приобретенного произведения, то продавец без вопросов принимает назад свою подделку и возвращает ему деньги. А эта подделка затем попадает к следующему покупателю. 

Но главная проблема не в том, что фальсификаторы безнаказанно зарабатывают миллионы долларов, а в том, что они наносят большой вред наследию замечательного художника Константина Коровина.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+