Бюджет стабильности: как власти стараются сбалансировать доходы и расходы

Подчеркнем два взаимосвязанных, конечно, вывода. Первый: времена остаются непростыми — для России, для государственных органов, управляющих страной, для бизнеса и, конечно, самое главное, для граждан. Второй: чтобы справиться с этими трудностями, во главу угла бюджетной политики положен принцип максимальной стабильности. Стабильности экономической, чтобы не только обеспечить нормальное функционирование экономики, но и создать задел для инновационного развития. Стабильности стратегической, чтобы обеспечить интересы обороны и безопасности страны. Стабильности социальной, чтобы все обязательства государства перед гражданами неукоснительно выполнялись. Потому что только такая комплексная стабильность позволит не только нормально жить сегодня, но и надеяться на поступательное развитие.
Такая стабильность требует немалых расходов, а значит, и доходы бюджета должны быть соответствующими. Выступая недавно на Восточном экономическом форуме, президент Владимир Путин подчеркнул, что «увеличение доходной части бюджета должно обеспечиваться за счет повышения эффективности производств» — верная постановка задачи, но задачи, решаемой по крайней мере не в краткосрочной перспективе. Поэтому нас ожидают некоторые налоговые новации, в первую очередь — повышение НДС с 20% до 22%.
Вряд ли такое повышение кого-то обрадует, но это максимально корректный способ увеличения доходов бюджета, по нескольким причинам. Во-первых, это более «здоровый» (то есть менее инфляционный) для государственных финансов способ по сравнению, например, с государственными заимствованиями. Во-вторых, его влияние на инфляцию будет умеренным — по расчетам экономистов, около 1 п.п. (как было и при предыдущем повышении НДС в 2018 году). В-третьих, социальный эффект этой инфляции будет «мягким»: у малообеспеченных в семейном бюджете высока доля трат на самое необходимое: продукты питания, лекарства (особенно у пенсионеров), детские товары (семьи с детьми) — а на все эти категории сохраняется льготная, 10%-ная ставка НДС, то есть малообеспеченные не понесут новых расходов. Зато проекция повышения доходов в результате изменения ставки НДС весьма солидная — 4,42 трлн рублей за три года. В первую очередь эти дополнительные доходы пойдут на меры по укреплению безопасности страны.
Да, есть и другие новации: порог на уплату НДС для малого бизнеса, работающего по упрощенке, существенно снижается и затронет уже не единицы, а порядка 15% субъектов малого предпринимательства (это борьба с недобросовестным «дроблением» бизнеса ради ухода от налогов), жестче становится режим льготных тарифов на страховые взносы МСП: но эти меры были жизненно необходимы для выживания малого бизнеса во время пандемии и после нее, сейчас же он крепко стоит на ногах.
А что касается поставленной президентом приоритетной задачи — повышения эффективности экономики, то путь к ее решению — через достижение наццелей и реализацию национальных проектов. В своей совокупности в предстоящие шесть лет на них предусмотрено в 2,6 раза больше средств, чем в предыдущие шесть лет их реализации, а именно — более 41 трлн рублей из бюджета.
Нацпроекты охватывают практически все отрасли экономики и жизнедеятельности общества. Но выделим среди них те, которые направлены на обеспечение технологического лидерства, фактически на инновации, на создание эффективной и конкурентоспособной на глобальных рынках экономики. На ближайшие три года на такие проекты выделяется 1,9 трлн рублей, нарастающим темпом (от 567,8 млрд в ближайшем до 658,9 млрд в 2028 году). А это и проект по развитию станкостроения, промышленной робототехники и автоматизации производства, и беспилотные авиационные системы. Еще один инструмент ускорения инновационного развития — стимулирование инвестиций. Будет докапитализирован Фонд развития промышленности, что позволит реализовать новые проекты в области технологического развития, и расширены возможности применения федерального инвестиционного налогового вычета.
Что касается социальной политики, привычной стала фраза про исполнение всех (именно всех) обязательств государства перед гражданами, и порой забывается, насколько многогранна эта социальная политика. Кратко можно свести ее к формуле (далеко не исчерпывающей всех составляющих): «жилье — семья и дети — здоровье — забота». Разумеется, они взаимосвязаны. Простой пример: более 2 трлн рублей выделяется на субсидирование ставки по ипотеке для всех семей с детьми (включая единоразовые выплаты многодетным семьям на частичное погашение ипотеки). Кстати, сохраняются и другие льготные ипотечные программы. Кроме того, вводится ежегодная семейная выплата семьям с двумя и более детьми (с учетом критерия нуждаемости). Продолжатся и программа материнского капитала, и программа по улучшению демографической ситуации.
Благоприобретатели этой политики — «и стар, и млад»: в рамках национального проекта «Семья» более 94 млрд рублей за три года выделяется на развитие объектов детского здравоохранения — перинатальных центров, детских больниц, роддомов. Проект «Продолжительная и активная жизнь» — 900 млрд за три года направлено на обеспечение качества жизни старшего поколения. И, разумеется, сохраняются все меры поддержки лекарственного обеспечения, в том числе по программе «14 ВЗН» — льготное обеспечение 230 000 (на нынешний год) людей с редкими и социально значимыми заболеваниями.
Разумеется, стабильность — как концептуальная основа всей бюджетной политики — не сводится только к тому, что описано выше. Она включает и весь комплекс мероприятий по поддержанию должного уровня обороноспособности страны, и меры по поддержанию устойчивости региональных бюджетов — это непременное условие полноценного участия регионов в реализации всех национальных проектов.
Подводя итоги этому краткому обзору: ставка на стабильность во всем — это тщательный учет всех имеющихся ресурсов и возможностей, равно как и трудностей, и вызовов. Важно, что это не стабильность во имя стабильности, а непременное условие для движения страны и ее граждан вперед. Следующий после принятия этого бюджета шаг — его творческое и грамотное исполнение.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
