Уточнения на миллиарды: как изменился проект налоговой реформы после доработки в Думе

Введение технологического сбора
Поправками в закон «О промышленной политике в Российской Федерации» с 1 сентября 2026 года вводится новый платеж в федеральный бюджет, вносить который обязаны лица, ввозящие в страну «электронную компонентную базу» или содержащую ее продукцию, в первую очередь — ноутбуки и смартфоны, а также российские производители таких предметов из иностранных комплектующих. Предусмотрена твердая ставка сбора на единицу товара, но не более 5000 рублей. Никакой иной конкретики в отношении платежа закон не содержит. Все полномочия — устанавливать перечень облагаемых вещей, размер сбора за продукцию определенного вида (в пределах максимального), порядок и сроки уплаты сбора и возврата излишне поступивших сумм — переданы правительству. Сбор имеет целевое назначение: собранные средства направляются на реализацию мероприятий в сфере электронной и радиоэлектронной промышленности. Минфин рассчитывает, что в ближайшие три года удастся собрать 218 млрд рублей.
Без труда можно заметить, что по правовой природе этот сбор является типичным акцизом, то есть надбавкой к цене товара со специфической (твердой) ставкой. В российском Налоговом кодексе множество примеров таких взиманий — в рублях на тонну топлива, на литр спирта, на 1000 штук сигарет. Можно было бы ввести новый предмет налогообложения, внеся дополнение в соответствующие статьи главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса. Все проблемы администрирования и контроля за взиманием, процедур обжалования доначислений и возврата переплат, гарантий прав плательщиков были бы автоматически разрешены на основе положений общей части кодекса. С правовой точки зрения сбором платеж не является, поскольку вовсе не соответствует юридическому определению сбора как платежа за встречные юридически значимые действия государственных органов.
Для чего же понадобилось городить огород и выносить регулирование сбора, а по существу налога, за рамки Налогового кодекса?
Ответ, очевидно, в желании Минпромторга получить собственные ресурсы для финансирования направлений своей деятельности. В ведомстве назвали новый сбор «ключевым элементом для стимулирования глубокой локализации производства внутри страны». Но стимулировать отчислениями в бюджет надо, очевидно, производителей отечественных аналогов, например предоставляя им налоговые льготы. Сам по себе сбор с импортеров и пользователей зарубежных товаров никакого стимулирующего эффекта для патриотичных производителей не имеет. Для покупателей эта техника станет, конечно, дороже. Переключат ли они из-за цены потребительские предпочтения на отечественную продукцию — большой вопрос. Задача же аккумулировать средства для выдачи бюджетных субсидий отечественным разработчикам может с успехом решаться и без разрушения единства налоговой системы.
Экстерриториальный налоговый контроль
Еще одна одобренная поправка внедряет принцип экстерриториальности в работу ФНС России: в одной инспекции налогоплательщик стоит на учете, а другие проводят проверки и рассматривают жалобы. Это антикоррупционная мера. Теперь камеральные проверки деклараций могут проводиться любой уполномоченной ФНС инспекцией. Будет это не в каждом случае, а по необходимости. Документы и объяснения к такой проверке можно представлять в «родную» инспекцию, куда представляется сама отчетность.
Вводится экстерриториальное рассмотрение апелляционных жалоб по результатам налоговых проверок. Это означает, что их может рассматривать не налоговый орган, вышестоящий над проверявшей инспекцией, а иной. На первом этапе внедрения новшество коснется наиболее загруженных управлений ФНС по Москве и Санкт-Петербургу. Часть жалоб налогоплательщиков обеих столиц «поедут» в регионы. Как будет проходить распределение жалоб, законопроект не определяет, установить этот алгоритм — полномочие ФНС. Сам же налогоплательщик будет, как и сейчас, представлять жалобу в инспекцию, проводившую проверку, а та — направлять ее по принадлежности.
Формирования отдельных специализированных инспекций по рассмотрению жалоб пока не произойдет, сейчас для этого нет в первую очередь людских ресурсов. Но в дальнейшем, по мере укрепления кадрового состава, в каких-то региональных управлениях это не исключается.
Обжаловать действия, бездействие или решения налоговых органов, находящихся вне адреса или места жительства налогоплательщика, можно будет в арбитражном суде по адресу налогоплательщика. Так что дополнительных командировок для рассмотрения налоговых споров не будет.
Ограничение льготных режимов
Одним из самых дискуссионных вопросов, возникших после внесения поправок в Налоговый кодес в Госдуму, стало снижение порога годовой выручки для предпринимателей, которые работают по упрощенной (УСН) или патентной системе налогообложения, с 60 млн до 10 млн рублей. В итоге после переговоров с бизнес-сообществом был достигнут компромисс и порог применения УСН будут снижать поэтапно: до 20 млн рублей в 2026 году, до 15 млн рублей в 2027-м и до 10 млн рублей в 2028 году. Однако речь все равно идет о существенном изменении условий работы для малого бизнеса.
Бенефициарами этих изменений будут, в частности, крупные торговые сети. Потолок в 60 млн рублей создавал комфортные условия для дробления средних торговых компаний-конкурентов. По экспертным оценкам, выручка небольшого продуктового магазина составляет от 1,5 до 5 млн рублей в месяц, в зависимости от расположения, размера, ассортимента и потока покупателей. Так что создать торговую сеть с формальным обособлением каждого магазина с неплохой выручкой, применяющего льготный режим, возможно.
Но решение этой задачи, скорее всего, будет сопровождаться банкротствами или уходом в тень большого числа вполне добросовестных малых предприятий, работающих на грани рентабельности и выживавших только благодаря УСН. Для этого, собственно, упрощенная система и создавалась. Многие бывшие «упрощенцы» станут плательщиками НДС, а в правилах исчисления этого налога разобраться сложно. Он несет в себе дополнительные риски, связанные с недобросовестностью контрагентов, необходимостью иметь комплекты подтверждающих документов, без которых запросто можно лишиться права на налоговые вычеты. Так что можно прогнозировать рост налоговых споров. В качестве уступки бизнесу решено, что к новообращенным плательщикам НДС не будет в течении 2026 года применяться ответственность за непредставление в установленный срок декларации по уплате налога. Но ответственность за недоимку и пеня «мораторием» не охватываются.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
