К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Эффект Олимпиады. Как Игры влияют на рынки недвижимости

Фото Александра Демьянчука / ТАСС
Фото Александра Демьянчука / ТАСС
Позитивный эффект от международных спортивных состязаний более заметен в небольших городах и на рынках, находящихся на восходящих этапах цикла

Цены на недвижимость в столицах Олимпийских игр ежегодно повышаются в среднем на 1% в течение трех лет (до, во время и после проведения мероприятия). При этом степень влияния крупнейших международных спортивных соревнований на конкретный рынок зависит от того, сколько денег приносит Олимпиада относительно городского ВВП и на какой стадии цикла находится этот рынок. К таким выводам пришел международный брокер Tranio, проанализировав динамику цен на недвижимость в 10 городах, где проводились Игры в течение последних 20 лет.



*В качестве временного промежутка для оценки «эффекта Олимпиады» выбраны три года — предшествующий Играм год, год проведения мероприятия и последующий год. Чтобы исключить влияние других факторов (например, высокий спрос и дефицит жилья), рост цен на недвижимость в столице Олимпийских игр сравнивался с ростом по стране в целом, и результат корректировался с учетом средней исторической разницы между ценами в городе и стране.

В целом Олимпийские игры положительно влияют на экономику места проведения: соревнования привлекают инвесторов, в столицах Игр возводятся объекты инфраструктуры и жилые здания, появляются новые рабочие места, развивается туризм — все это приносит дополнительные деньги в бюджет города-организатора. Вместе с тем, повышается как внутренний, так и внешний спрос на жилье. Однако степень этого влияния зависит от двух факторов — масштаба экономики города и стадии рыночного цикла.

«Эффект Олимпиады» более заметен в небольших городах, в бюджет которых Игры приносят много денег относительно местного ВВП. Например, в Сочи цены на жилье с 2013 по 2015 год росли в среднем на 8% в год. Исключением стал Солт-Лейк-Сити, рынок недвижимости которого несколько лет страдал из-за последствий торнадо, разрушившего центр города в 1999 году. Что касается крупных городов, таких как Лондон, Пекин и Сидней, то там «эффект Олимпиады» менее выражен (рост цен не более 1% в год), так как прибыль от Игр невелика относительно огромных ВВП этих мегаполисов.

 

Еще один важный тренд: позитивное влияние Олимпиада оказывает только на рынки, находящиеся на восходящих этапах цикла. Так, во время Олимпийских игр недвижимость дорожала во всех рассмотренных городах, кроме Ванкувера и Рио-де-Жанейро. Когда же спрос падает, а предложение избыточно, Игры, наоборот, негативно влияют на цены. Это происходит потому, что при и без того излишнем предложении инвесторы продолжают вкладывать деньги в проекты и тем самым увеличивают дисбаланс рынка, что приводит к снижению цен. Именно это произошло в Ванкувере, где вследствие мирового финансового кризиса 2009 года наблюдался спад, и в столице нынешней Олимпиады Рио-де-Жанейро, где с 2011 по 2015 год жилье подорожало в 1,5 раза, после чего на рынке недвижимости лопнул пузырь. При этом активное строительство объектов к Олимпиаде-2016 только усугубило ситуацию. Для сравнения: в других городах Бразилии цены оставались стабильными, либо падение было менее заметным.

Следующие зимние Олимпийские игры пройдут в 2018 году в южнокорейском городе Пхёнчхан. По прогнозам Trading Economics, цены на недвижимость в Корее до 2020 года останутся на том же уровне, что и в 2016-м, однако благодаря небольшим размерам Пхёнчхана (44 000 человек) «эффект Олимпиады» может привести к повышению цен на недвижимость в этом городе. Ближайшие летние Олимпийские игры состоятся в 2020 году в Токио. Согласно прогнозу Japan Real Estate Institute, в 2017–2020 годах рост цен на жилье в японской столице будет замедляться или вообще сойдет на нет. Помимо этого, «эффект Олимпиады» в Токио будет менее выраженным из-за того, что приток инвестиций в связи с Играми, скорее всего, будет незначительным по отношению к ВВП города — крупнейшему в мире.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+