Каждая десятая покупка продуктов к 2030 году будет совершаться через интернет 

Продажи продуктов питания через цифровые каналы в ближайшие годы увеличатся с текущих 1-2% до 8-10% к 2030 году, считают в Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка. Переход к модели онлайн-потребления начался до пандемии, но коронакризис и вызванные им ограничения значительно ускорили этот процесс, отмечается в исследовании

Рост онлайн-торговли в 2020 году составил 58,5% по сравнению с показателями 2019 года, а общий объем достиг 3,2 трлн рублей, согласно данным исследования Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на основе которого свой прогноз делает Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка. При этом доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли продуктами питания выросла в прошлом году до 2% против 1% в 2019 году и составила 284 млрд рублей. 

«По мере возвращения к привычной жизни доля интернет-ретейла в объеме продаж продуктов питания будет возрастать и, по прогнозам, может достигнуть 10% в перспективе следующих 10 лет. То есть каждая десятая покупка продуктов питания будет совершаться через цифровые каналы», — говорят в Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка. Этому будут способствовать ряд факторов: сокращение логистической цепочки от производителя к потребителю, что позволяет предложить более привлекательные ценовые условия; наличие и расширение географии сервисов доставки, удобство которого многие оценили в период пандемии; повышенное внимание к вопросам качества и экологичности. 

«Сбер» заявил о намерении стать лидером рынка e-commerce к 2030 году

Потребители постепенно меняют подход к каждодневным покупкам, что проявляется в стремлении тратить меньше времени на походы в магазины и покупать только то, что действительно необходимо. «Покупка через цифровые каналы позволяет избежать импульсивных покупок, на которые традиционно приходится немалая часть чека в супермаркетах», — поясняют в Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка.   

Кроме того, в пандемию усилился тренд на более внимательное отношение к своему здоровью, который в том числе проявляется во внимании к качеству потребляемой продукции, ее составу и технологии производства. По данным опроса общественного мнения, проведенного компанией Romir (данные которого также приводятся в исследовании. — Forbes), число россиян, обращающих внимание на состав и срок годности продукции, увеличилось за год: с 57% до 76% в 2020 году и с 70% до 83% соответственно. 

Торговцы необходимым: как «Почта России» попала в список крупнейших ретейлеров

«Развитие цифровых сервисов по продаже и доставке продуктов питания позволяет сельхозпроизводителям предложить потребителям дополнительное преимущество в виде более широкого ассортимента натуральных продуктов и гарантии их свежести. В перспективе цифровые форматы могут стать основным каналом сбыта в первую очередь продукции небольших фермерских хозяйств, у которых нет возможности инвестировать значительные средства в складские и логистические мощности и, соответственно, обеспечить продолжительный срок хранения. Кроме того, в случае с фермерами знание производителя «в лицо» способно удовлетворить запрос потребителя на соответствие продукции экологическим стандартам и стандартам качества», — прогнозируют в Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка. С 2010 по 2020 год производство фермерской продукции в стране выросло в пять раз, до 873,4 млрд рублей. Доля фермеров в общем объеме производства увеличилась в два раза, с 7% до 14%.

Дополнительные материалы

Темный «Перекресток». Как в России осваивают формат дарк-сторов