К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

Торговцы необходимым: как «Почта России» попала в список крупнейших ретейлеров

Фото Никеричева Андрея / Агентство «Москва»
Агентство Infoline назвало 100 крупнейших ретейлеров России. В 2020 году объем их продаж вырос на 15%, превысив 13 трлн рублей. Рекордный рост показали «ВсеИнстурменты.ру», новый участник рейтинга — «Почта России»

Несмотря на пандемию и ее последствия, 2020 год стал одним из самых успешных для российской розничной торговли за последнее десятилетие. По данным рейтинга агентства Infoline, совокупный оборот 100 крупнейших ретейлеров в стране (по выручке за 2020 год) показал рост на 15%, до 13,4 трлн рублей. «Динамика этого года выдающаяся, — утверждает глава агентства Иван Федяков. — Последний раз мы наблюдали похожий рост лидеров потребительского рынка  — на 19% — лишь в 2014 году. Но если тогда рост денежного оборота был обусловлен пропорциональным увеличением физической массы товаров (товарооборот) и высоким уровнем инфляции, то сейчас причины иные».

Онлайн ориентированные

По словам эксперта, в 2020 году розничный товарооборот снизился на 3,2% в физической массе товаров (штуки, литры, килограммы) и вырос меньше чем на 1% в денежном выражении с учетом инфляции. Рост в денежном выражении происходит за счет консолидации рынка: более сильные игроки поглощают доли более слабых и тех, кто вовсе уходит с рынка.

Этот процесс начался за несколько лет до пандемии: в 2018 году произошло слияние двух крупных сетей «М.Видео» и «Эльдорадо», в начале 2019-го стало известно об объединении в холдинг «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое». В конце мая о сделках объявили «Магнит» (покупка сетей «Дикси» и «Мегамарт») и «Лента» (покупка Billa в России). «Пандемия лишь ускорила процесс консолидации, — говорит Федяков. — Переживая локдаун, потребители обратились именно к крупным сетям, особенно тем, кто последние годы занимался развитием своих интернет-магазинов. На рынке все еще оставались компании, которые не занимались этим развитием онлайн-продаж и кто смотрел на этот канал скептически. Это и сыграло злую шутку во время физического закрытия их магазинов».

Реклама на Forbes

Российские конкуренты обвинили Leroy Merlin в двойных стандартах из-за открытых во время карантина магазинов

Несмотря на то что состав участников топ-10 рейтинга Infoline не изменился (в тройку вошли X5 Retail Group # 2 , «Магнит» # 3 и холдинг «Дикси», «Бристоль», «Красное & Белое»), два игрока положительную динамику показали: ретейлер DNS обогнал конкурента «М.Видео-Эльдорадо», заняв 5-е место с выручкой 428,6 млрд рублей (из них около 30% приходится на онлайн-продажи, по данным Data Insight ). Маркетплейс Wildberries переместился с 10-го на на 8-е место, заработав 344,3 млрд рублей в 2020 году.

Благодаря развитию онлайна-продаж появился лидер по динамике в DIY-сегменте (строительные материалы и товары для дома). Компания «ВсеИнструменты.ру» выросла на 20 пунктов, ее выручка составила 36,5 млрд рублей. Крупнейшие Leroy Merlin, IKEA, OBI потеряли по несколько пунктов в списке, «Петрович» сохранил позиции, а «Твой дом» опустился на 18 строчек с выручкой 21 млрд рублей.

«ВсеИнструменты.ру» показывает высокие темпы роста, потому что с самого начала развивал омниканальную модель торговли (модель, при которой одинаково эффективны все каналы продаж: от социальных сетей до стационарного магазина с витриной. — Forbes), — объясняет успех компании Федяков. —Магазины у компании небольшие, удобные, чтобы контактировать с покупателями, потому что предлагают ассортимент часто необходимых товаров для ремонта, но работают в основном как пункты выдачи заказов, оформленные на сайте компании». Кроме того, с весны 2020 года «ВсеИнструменты.ру» запустили собственный маркетплейс — площадку для малого и среднего бизнеса, который экстренно искал новые каналы сбыта. Решение было настолько своевременным, что вместо 3000 поставщиков, которых планировали привлечь за первый год, площадка собрала более 8000.

Ломать и строить: как основатели «ВсеИнструменты.ру» вырастили конкурента IKEA и Leroy Merlin

Падение «второй необходимости»

Бенефициарами кризиса, как известно, стали FMCG-ретейлеры, которые торгуют товарами первой необходимости. В то время как продавцы одежды, обуви, косметики были вынуждены ждать снятия ограничений на работу офлайн-точек, на которые приходится большая часть продаж. Из рейтинга Infoline выбыли сети «Иль де Боте» и «Подружка». На восемь позиций опустилась «л’Этуаль», на 14 — «Рив Гош».

На падающем fashion-рынке (одежда, обувь, аксессуар) показала рост лишь Lamoda — компания поднялась на 11 пунктов и заработала 44,3 млрд рублей. Продажи крупнейших продавцов снизились по сравнению с 2019 годом: Inditex, Adidas, «Снежная королева», Ostin и «Спортмастер». Последний даже сотрудничает с маркетплейсом Lamoda.

Моде вопреки: как «неудачник» рынка онлайн-ретейла Lamoda в пандемийный год поставил рекорд по выручке

Новые участники

Среди новых участников рейтинга Infoline появились: Holodilnik.ru и Onlinetrade.ru, а также «Яндекс.Маркет» и «AliExpress Россия». «Вполне ожидаемо, что в рейтинге наилучшую динамику по итогам 2020 года получили компании, которые связанны с интернет-торговлей. В России сложилась уникальная ситуация, потому что на рынке конкурируют сразу несколько маркетплейсов, и их борьба будет в ближайшие годы ужесточаться, — говорит Федяков. — В Америке и Азии такого давно нет: Amazon и AliExpress уже вне конкуренции».

«Яндекс.Маркет» покупает владеющую онлайн-магазинами KupiVIP и Mamsy компанию

Еще один новичок списка крупнейших розничных продавцов — это «Почта России». В этом году Infoline внес изменения в методологию рейтинга, чтобы учитывать маркетплейсы, которые «больше невозможно считать отдельно от традиционного ретейла, игнорируя их гигантские обороты». Долгое время «Почту России» не считали ретейлером, но компания давно получает доход не только от услуг, но и от продажи товаров, объясняет Федяков. Это продукты питания и мелкие товары на полках в почтовых отделениях, а также ассортимент собственного маркетплейса «Почтамаркет». Таким образом, по оценке специалистов Infoline, розничные продажи товаров принесли компании 25,9 млрд рублей в 2020 году. «Пока объем продаж не сопоставим с другими отечественными маркетплейсами, но у «Почты России» огромный потенциал и прерогатива благодаря обширной сети, состоящей более чем из 40 тысяч почтовых отделений по всей стране. Они способны дотянуться до тех населенных пунктов, куда не может пока никто», — заключает глава Infoline.

Всюду бизнес: послать куда подальше

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021