К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новости

Реклама на Forbes

«Большая редкость для рынка»: сервис аренды аккумуляторов «Бери заряд!» привлек 431 млн рублей 

Сервис для аренды пауэрбэнков «Бери заряд!» привлек 431 млн рублей от группы частных инвесторов, в ходе раунда компанию оценили в 1,35 млрд рублей, узнал Forbes

В компанию вложились четыре бизнес-ангела: бывший вице-президент Военно-промышленного банка Богдан Леонов (9,34%), частные инвесторы Валерий Иванов (5,21%) и Алла Мерман (5,21%), а также совладелец компании — продавца карбюраторов weber-auto.ru Александр Кабатов (3%). В ходе раунда из проекта вышли несколько ранних инвесторов — основатель клуба бизнес-ангелов VentureClub Александр Бородич, основатель лизинговой платформы Arenza Олег Сеньков и экс-совладелец туристического сервиса Wondergo Иван Пучков (им принадлежало по 5% компании). У основателя сервиса Кирилла Кулакова, по данным СПАРК, осталась доля 50,93%.

Предприниматель Кирилл Кулаков запустил «Бери заряд!» в 2018 году в Москве. Компания устанавливает в кафе, клубах и торговых центрах специальные станции, в которых можно взять в аренду пауэрбэнк (портативный аккумулятор для гаджетов. — Forbes). Сначала стартап зарабатывал только на плате за аренду устройств, затем привлек 40 млн рублей от нескольких бизнес-ангелов и в 2019 году запустил франшизу.

По словам Кулакова, в 2018 году услугами «Бери заряд!» воспользовались более 1000 уникальных пользователей, к 2019 году — уже более 73 000 в Москве и Санкт-Петербурге. По данным СПАРК, выручка ООО «Заряд!» в 2019 году составила 94,5 млн рублей, прибыль — 28,6 млн рублей, в 2020 году выручка доросла до 112 млн рублей, а прибыль сменилась убытком 27,7 млн рублей. Кулаков объясняет убыток задержками поставок оборудования для франчайзи — выручку за него признали в 2021 году.

Реклама на Forbes

Как заработать 120 млн рублей на разряженных телефонах. Бизнес-план «Бери заряд!»

Как уточнили в компании, текущая сделка была комбинированной: 102 млн рублей инвесторы вложили в капитал, 247 млн рублей — в новые станции «Бери заряд!» в Москве и Санкт-Петербурге, еще 82 млн рублей — в выкуп долей ранних инвесторов. Часть инвесторов приобрела долю в стартапе вместе с обязательством инвестировать в оборудование, говорит Кулаков. «Некоторые новые инвесторы получили только доли в компании, а другие захотели получать регулярный доход, поэтому инвестировали и в капитал, и в оборудование, — объясняет он. — Мы, в свою очередь, будем платить инвесторам 50% выручки за вычетом прямых расходов ежемесячно».

Инвестиционный директор Skolkovo Ventures Дмитрий Козлов утверждает, что впервые видит такую гибридную сделку, это «большая редкость для российского рынка». «Обычно сделки с железом [оборудованием] и сделки в капитал головной компании разделяют, — говорит он. — В случае с «Бери заряд!» те, кто вложился в оборудование стали не только инвесторами, но и франчайзи. Такая структура подчеркивает готовность компании пойти навстречу инвестору».

По словам Кулакова, в феврале 2021 года услугами сервиса воспользовались 63 000 человек (арендовали в среднем 4300 пауэрбэнков в день), в марте — 85 000 (5362 пауэрбэнка). Аренда пауэрбэнка на сутки стоит сто рублей. На сегодняшний день у сервиса более 3000 станций, большинство из них (1949) находится в Москве и области, остальные — еще в 29 городах России. Три четверти станций принадлежат франчайзи.

Оценку в 1,35 млрд рублей компания получила по той части инвестиций, которая пошла в капитал (102 млн рублей), утверждает Кулаков. «Мы смотрели на выручку за будущие 12 месяцев и применяли к ней мультипликатор», — объясняет он, не раскрывая самого мультипликатора. По его оценке, в первые четыре месяца 2021 года выручка компании составит не менее 160 млн рублей.

Стартап оценили в три годовые выручки, подсчитал Дмитрий Козлов. Он называет мультипликатор «умеренно агрессивным». «Сделка была закрыта с участием частного капитала, не институционального. Частному инвестору нравится простая и понятная бизнес-модель, когда легко можно рассчитать срок окупаемости, — объясняет Козлов. — При этом он также получает условное обеспечение в виде оборудования и постоянных платежей — так для него безопаснее».

Шэринг по-новому: как оставить науку ради сервиса аренды электросамокатов и зарабатывать 2,6 млн рублей в месяц

Кулаков планирует установить не менее 6000 новых станций в 2021 году. Летом предприниматель намерен закрыть новую гибридную сделку на сумму от 500 млн рублей до 800 млн рублей. В новой сделке примут участие венчурные фонды, говорит Кулаков, не уточняя деталей.

На российском рынке аренды зарядных устройств для гаджетов, помимо «Бери заряд!», также представлены сервисы Pocket Power, Don Amper, Get Charged, Batt Box и Get Energy. По словам Кулакова, его сервис занимает от 60% до 70% рынка в Москве, 90% — в Санкт-Петербурге, 95% — в других городах-миллионниках. Дмитрий Козлов считает эту оценку реалистичной: «Бери заряд!» — однозначно лидер. Его история похожа на историю с самокатами в аренду: тот, кто первый вышел на рынок, смог занять его».

Бум потребительских стартапов на российском рынке еще только начинается, говорит управляющий партнер фонда The Untitled Ventures Константин Синюшин, а «Бери заряд!» — «один из прекрасных кандидатов на создание новой ниши, которую еще не заняли гиганты, а значит, имеет неплохие шансы на продажу стратегу в будущем».

По словам Козлова, станции могут быть особенно востребованы в аэропортах, на вокзалах, в самолетах и поездах: «Насколько я знаю, компания в этот сегмент как раз собирается». Кулаков отказался комментировать вопрос о возможном размещении станций в аэропортах, на вокзалах, в самолетах и поездах.

Фото DR

Витамины по подписке и доставка продуктов за 15 минут в Нью-Йорке: кому дали денег на этой неделе

Витамины по подписке и доставка продуктов за 15 минут в Нью-Йорке: кому дали денег на этой неделе

Фотогалерея «Витамины по подписке и доставка продуктов за 15 минут в Нью-Йорке: кому дали денег на этой неделе»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2021