Соцсети обяжут ежегодно отчитываться об удалении запрещенного в России контента

Роскомнадзор предложил обязать соцсети отчитываться об удалении запрещенного контента, в том числе по требованиям пользователей. Форму для жалоб пользователей соцсети должны будут разместить на главной странице, заявило ведомство

Соцсети должны будут ежегодно отчитываться об удалении контента, который запрещен в России, следует из проекта приказа, размещенного Роскомнадзором на портале проектов нормативных правовых актов. На документ обратил внимание «Интерфакс».

Отчет должен быть размещен на главной странице соцсети не позднее 1 февраля, уточняется в проекте документа. В отчете должны быть сведения о результатах выявления противоправной информации, данные о количестве страниц, где она была размещена, а также о заблокированных страницах. 

Кроме того, соцсети должны будут отчитаться о результатах рассмотрения жалоб пользователей на публикацию запрещенной информации. Для этого администрация соцсети должна будет на главной странице разместить форму для отправки подобных обращений. Доступ к ней должен быть также возможен и с персональной страницы пользователя, говорится в другом проекте приказа Роскомнадзора. В отчете по работе с жалобами соцсеть должна предоставить данные о количестве страниц с запрещенным контентом, на которые пожаловались пользователи, а также о результатах работы с обращениями: сколько страниц было заблокировано и по скольким из них принято решение отказать в блокировке.

Госдума одобрила штрафы до 3 млн рублей для IT-ресурсов за санкции против российских СМИ

Роскомнадзор сообщил Forbes, что проект приказа разработан в целях реализации принятых в конце прошлого года поправок, по которым ведомство должно установить требования к форме, составу и размещению отчета для социальных сетей.

Сам по себе институт таких отчетов полезен для общества и понимания того, насколько прозрачно законодательство, отметил директор Института исследований интернета Карен Казарян. Но есть разница между тем, как это происходит в Европе и в России, отметил он. По словам Казаряна, она заключается в практическом отсутствии возможности оспаривать решение надзорного органа — Роскомнадзора или прокуратуры. «Увидит у нас гражданское общество, что соцсеть удаляет очень много контента, по сути, без каких-либо последствий для бизнеса, и что дальше? Таким образом, отчет о прозрачности станет не инструментом корпоративной ответственности перед обществом, а отчетом для государства», — считает он.

Ранее Роскомнадзор сообщил, что Twitter «злостно нарушает российское законодательство», поскольку с 2017 года не удалил 2862 материала с запрещенной информацией. В случае отказа от удаления запрещенной информации юрлицо — владелец интернет-ресурса наказывается штрафом в размере от 800 000 до 8 млн рублей, согласно статье 13.41 КоАП, напомнил Роскомнадзор. В случае повторного правонарушения сумма штрафа увеличивается до одной пятой совокупного размера суммы годовой выручки компании.

Google получил максимальный для себя в России штраф в 3 млн рублей

Дополнительные материалы

Президент Владимир Путин 30 декабря подписал закон о порядке признания интернет-ресурсов социальными сетями, который обязал владельцев сетей блокировать запрещенную информацию. Благодаря этому документу в законодательстве впервые прописали термин «социальная сеть». Закон обязывает владельцев соцсети отслеживать и блокировать запрещенный контент, к которому относится, в частности, информация, порочащая гражданина или категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Кроме того, владельцы соцсети должны будут пресекать распространение контента, который оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, а также выражает неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции или госорганам. Соцсети также обязали удалять призывы к массовым беспорядкам, экстремизму, участию в несанкционированных акциях и фейки, напоминает агентство.

 

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes