На Неделе российского ретейла обсудили возможности технологического развития отрасли
На Неделе Российского ретейла состоялась собственная сессия Сбера «Технологии: от визионерства к реальности», в ходе которой спикеры обсудили, какие цифровые решения внедряются в ретейле, и технологии, которые будут наиболее востребованы в будущем. В сессии приняли участие Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Минпромторга, Александр Белокопытов, вице-президент по развитию и трансформации направления B2B Сбербанка, Денис Сологуб, президент «Азбука Вкуса», Альберт Гусев, основатель и владелец Группы «Сладкая жизнь» (торговая сеть SPAR), Иван Мельник, директор по технологическому развитию бизнеса Х5 Tech. Модератором сессии выступил Рустам Закиров, управляющий директор по работе с клиентами торговли, с/х и международными компаниями Сбербанка.
Рустам Закиров в начале сессии озвучил, что ретейл, традиционно, считается одной из самых технологичных и конкурентных отраслей.
«Ретейл находится ближе всего к конечному потребителю и здесь идет борьба за эффективность каждой копейки в цепочке поставок. Но в этом и кроется главный вызов: недостаточно просто автоматизировать процессы "сегодня". Ретейлеры, которые выиграют завтра, — это те, кто думает на горизонте 3–5 лет, иначе они добровольно сойдут с дистанции».
Эксперт добавил, что сейчас существуют десятки и сотни «модных» технологий, но не все, что технологически возможно и медийно привлекательно — имеет практический смысл для ретейла. По словам модератора, за шумихой часто скрываются огромные инвестиции, неготовность инфраструктуры или просто невостребованность у реального покупателя.
Спикеры сессии высказали свое мнение о внедрении технологических инноваций в отрасли.
Александр Белокопытов: «Сбер разрабатывает технологии и внедряет современные решения на основе GenAI, меняясь в первую очередь внутри. Это позволяет соответствовать актуальной технологической повестке, повышать эффективность и конкурентоспособность, а также уже сейчас помогает партнерам развивать свой бизнес, высвобождая и перераспределяя ресурсы на задачи, требующие человеческого участия».
Денис Сологуб: «В Азбуке вкуса мы постоянно тестируем инновации в разных областях ретейла еще до того, как они становятся массовыми — это часть того покупательского опыта, который ждет наш покупатель. Так мы запускали магазин без касс и продавцов, тестировали первые кассы самообслуживания. Для нас важно оставаться на острие технологичности без потери качества, чтобы отвечать запросу клиентов на позитивные эмоции при покупке привычных товаров».
Альберт Гусев: «Ретейл в России — образцовая отрасль с точки зрения скорости внедрения технологий. В SPAR мы стараемся сохранить любимый для многих формат традиционного супермаркета, а также улучшить его за счет новых решений. Инновации позволяют повышать эффективность, делать клиентский путь удобнее и перераспределять ценные ресурсы в другие сферы».
Никита Кузнецов: «В Минпромторге мы поддерживаем развитие инноваций и особенно тех решений, которые позволяют автоматизировать работу магазинов и складов, уменьшить количество занятых сотрудников при сохранении эффективности. Наш ключевой фокус в 2025 году — развитие производства и применения роботов в промышленных масштабах. Приветствуем технологии, нацеленные на повышение эффективности при сохранении качества товаров и клиентского пути».
Иван Мельник: «Динамика рынка в целом и рынок труда в частности уже сейчас во многом определяют то, что будет происходить в будущем в области технологий в ретейле. Технологии являются тем самым рычагом, который может ускорить рост экономики и заместить уменьшение предложения рабочей силы. Роботизация на распределительных центрах, хабах, в магазинах, а также сквозная автоматизация рутинных процессов с помощью искусственного интеллекта и многое другое — это вызов, но мы к нему хорошо готовы. Мы ожидаем, что роботизация и внедрение ИИ частично заменят до 30% операций в магазинах и распределительных центрах к 2028 году».
XI Международный форум бизнеса и власти «Неделя Российского Ретейла — 2025» проходит в Москве со 2 по 5 июня. Мероприятие объединяет экспертов отрасли: представителей органов власти, топ-менеджмент федеральных и региональных розничных сетей, производителей и поставщиков продукции и оборудования, представителей FMCG, логистические компании, складских девелоперов, а также отраслевые объединения ретейлеров, аналитиков и экспертов в сфере ретейла и представителей ведущих СМИ.