«Плывем по улице Ленина»: что жители Иркутской области рассказывают о наводнении

Из-за паводков в Иркутской области были подтоплены 4000 домов. Жертвами наводнения стали пять человек, среди погибших — один ребенок. Всего пострадали, по данным областного правительства, более 3600 человек. От наводнения пострадали 48 населенных пунктов (среди них — Тулун, Нижнеудинск, Широково) в четырех районах области — Тайшетском, Чунском, Тулунском и Нижнеудинском. В области был объявлен режим чрезвычайной ситуации.
В связи со случившимся из Осаки, где проходил саммит «большой двадцатки», в Братск прилетел президент Владимир Путин, который поручил незамедлительно начать выплаты пострадавшим. Власти выделили на компенсации жертвам наводнения почти 1 млрд рублей.
МЧС сообщило, что в ближайшее время ситуация с паводками ухудшится. «Критические уровни воды поднимаются, и прогнозы — сутки-двое будет продолжаться. Поэтому и авиация, и наземная группировка сосредоточиваются в районе Братска, и мы сделаем все, чтобы как можно меньше горе людское там было», — заявил заместитель министра МЧС Александр Чуприян в субботу.
Forbes собрал комментарии очевидцев происходящего и сделанные ими фотографии.
В городе Тулун вышедшая из берегов река Ия прорвала дамбу. Из-за затопления было закрыто движение по федеральной трассе «Сибирь», проходящей рядом с городом. В воскресенье ситуация ситуация в городе выглядела так. «Плывем по улице Ленина», — рассказывал один из очевидцев затопления, заснявший происходившее 28-29 июня.
О возможном поднятии уровня воды в реке жителей Тулуна предупреждали, рассказывал ТАСС в пятницу местный житель Игорь Скрябин. «Обходили дома, объезжали заранее. Но у нас многие не хотели дома покидать, боятся за имущество», — отметил он. Об отказе уезжать агентству рассказывал и другой очевидец происходящего — житель Иркутска Дмитрий Шпак, чьи родители проживают в одном из подтопленных многоэтажных домов Тулуна. Он заявлял, что соседи с первого этажа переносили личные вещи в квартиры тех, кто живет выше, чтобы спасти имущество. Многие отказались эвакуироваться, хотя во дворе их ожидали работники в жилетах и с громкоговорителями.
«Вода очень быстро пришла, такое ощущение, что за час буквально. Топит улицы, которые поближе к реке, там дома частные, стариков живет много <...> В дома вода зашла, огороды в воде», — рассказывала жительница Тулуна Наталья Капранова.
В пятницу жители города массово закупали воду, которую должны были отключить к вечеру, рассказывал местный житель Равиль Ахметов.
«Пусть [вода] прибудет <...> На потолок залезу. Одеяло возьму, да матрас закину. На потолке там тепло», — заявила телеканалу «Россия-1» жительница села Шелехово Нина Егорова, отказавшаяся покидать подтопленный дом.
Многие из тех, кто все-таки был эвакуирован, покидали дома экстренно и не могли спасти имущество, сообщает телеканал «Россия-24». «Сандалии, куртка рабочая, документы на дом успел спасти», — рассказал каналу житель Тулуна Сергей Болянов. Другой собеседник «России-24» отметил, что течением несло коней и коров. «Сразу, все, они погибли прямо у нас на глазах. Коровы плыли, кони. Прямо так жалко. И они погибли сразу», — заявила в интервью «Вести-Иркутск» жительница Нижнеудинска.
Житель Тулуна Сергей Коновалов рассказал, что из-за паводков дома лишился его сын. «Все, что нажил, хозяйство, все утоноло. Как больно. Я сам с молодости начинал... И как ему сейчас досталось. Не могу я здесь жить», — заявил он.
В редакцию «Вести-Иркутск» также обратился житель Тулуна Павел Василевский, не успевший помочь своей бабушке, жившей в дачном поселке Красный Яр. «Наш мэр сказал: «Не беспокойтесь. Все нормально». В четыре часа он объявил по радио, что в шесть часов вода пойдет на спад <...> Услышав эту информацию, бабушка сказала: «Я никуда не пойду. Мэр сказал...». Последний бабушкин звонок был маме. Она говорила, что уже сидела на комоде, воды было по горло, с двумя собаками на руках. И она просто прощалась <...> Люди в ближайших регионах, спасайтесь, если к вам будет подходить вода», — сказал он.