Почему платная парковка в Москве только дорожает

Марина Дульнева Forbes Contributor
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
С 15 декабря увеличиваются тарифы на платную парковку в столице, на 237 улицах рост цен составит 90%. Мировой опыт показывает, что есть и другие варианты обеспечить оборачиваемость парковочных мест

Столичная мэрия поздравила жителей города с Новым годом, традиционно ужесточив правила платной парковки. Изменения вступают в силу в субботу, 15 декабря.

Теперь у автомобилистов будет не 15, а пять минут на оплату парковки, а ее максимальная стоимость вырастет до 380 рублей в час. Этот тариф вводится не только на улицах, на который до настоящего времени надо было платить 200 рублей, но и на некоторых из тех, где раньше цена парковки не превышала 80, 60 или даже 40 рублей. Всего тариф 380 рублей в час в дневное время и 200 рублей в час в ночное время будет действовать на 237 улицах. На них же станет платной и парковка в воскресные дни.

Для владельцев резидентных разрешений и льготников ничего не изменится. А вот большинство абонементов подорожает. Например, парковка на всех платных стоянках города, кроме Москвы-Сити, будет стоить 37 000 рублей в месяц (было 30 000 рублей) и 370 000 рублей в год (было 300 000 рублей).

В департаменте транспорта правительства Москвы уверены, что после вступления всех изменений в силу в центре столицы освободится 15-20% парковочных мест.

За два года (последний раз тарифы повышались в декабре 2016 года) максимальный тариф парковки в Москве вырос на 90% — с 200 до 380 рублей в час. «Когда количество парковочных мест заполняется более чем на 80%, во всем мире есть один рецепт — увеличение цены парковочного места», — объясняет это мэр Москвы Сергей Собянин.

Но это не так. В ряде стран проблему нехватки парковочных мест решают ограничением времени стоянки, а не только за счет удорожания тарифы. В Германии, Бельгии, Чехии, Испании, США и других странах время стоянки на улицах с плотным трафиком ограничено и там машину можно оставить не более чем на три часа, а где-то — на час.

В департаменте транспорта правительства Москвы признают, что в мировой практике интервал ограничения времени равен 2-3 часам. Но отмечают, что иногда у автомобилиста по различным обстоятельствам нет возможности покинуть парковку в течение этого времени. «Поэтому на сегодняшний день такая мера не рассматривается транспортным комплексом», — отметили в ведомстве.

Бывший глава ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», а сейчас гендиректор и основатель Urban Innovations Group Сергей Мариничев согласен с таким подходом иностранных коллег. «Регулировать оборачиваемость в самых горячих точках нужно не тарифом, а ограничением времени парковки. Если, конечно, не стоит задача увеличить доходную часть», — рассказал он Forbes.

Собянин утверждает: «Парковка не является для нас источником доходов. Она является регулятором количества машин, которые приезжают в центр города». Так почему же в Москве были изменены именно тарифы, а не время стоянки?

Исследование РЭУ им. Плеханова показало, что загруженность стоянок в центре столицы постоянно превышала 100%, несмотря на применение на этих улицах высокого тарифа на парковку. «Водители не могут найти место для автомобиля и вынуждены проезжать лишние километры в его поисках, перегружая трафик», — отметили в департаменте транспорта. В самом университете Forbes рассказали, что увеличение тарифов было предложено университетом как самый быстрый способ решения проблемы загруженности центральных улиц Москвы. «Контроль времени может потребовать серьезных технологических решений для организации парковочного пространства», — приводит пресс-служба слова завкафедрой маркетинга Ирины Скоробогатых. В университете отметили, что подобные неценовые решения могут стать целью дальнейших исследований и расчетов.

Глава Таганского муниципального округа Москвы Илья Свиридов также считает, что ограничение времени стоянки было бы наиболее эффективным способом решения проблемы. А «такой примитивный подход — плоское повышение цен» раскрывает основную задачу мэрии. «На мой взгляд, основная задача — увеличить поступления от парковок, а не обеспечить оборачиваемость парковочных мест», — говорит Свиридов. Он убежден, что проблему нехватки парковочных мест также можно решить, если строить внеуличные паркинги и активнее развивать перехватывающие парковки. Но эта работа, по его словам, «полностью завалена». «Департамент транспорта вместо создания новых мест для стоянки автомобилей занят только заменой ценников на имеющийся парковочный ресурс», — подчеркивает чиновник.

Мариничев отмечает, что в принципе любые ограничения повышают оборачиваемость мест, потому что люди стараются быстрее покинуть парковку.

Пять минут на оплату

Исследование РЭУ им. Плеханова утверждает, что 98% автомобилистов оплачивают парковку с помощью смс или мобильных приложений, предлагая вообще отказаться от льготного периода. «Это приведет к увеличению доли пользователей, оплачивающих парковку, корректному поведению автомобилистов и росту эффективности работы парковочного пространства в целом», — говорится в документе.

Илья Свиридов не согласен с тем, что «высокое проникновение удаленных способов оплаты», о котором говорится в исследовании, позволяет обойтись без льготного периода. Он напоминает, что водителю требуется время, чтобы заглушить машину, найти табличку с номером парковочной зоны и оплатить парковку. «По мнению авторов «исследования», которое стало обоснованием для повышения тарифов, водитель должен посылать ментальный сигнал в мировой разум, который сразу фиксирует начало парковочной сессии и тем самым гарантирует водителю отсутствие штрафа за несвоевременную оплату. Мое мнение: это абсурд», — говорит Свиридов.

Мариничев считает финансово эффективной для бюджета Москвы меру, ограничивающую время оплаты парковки не пятнадцатью, а пятью минутами.«Раньше город терял более 40% на «грейс-периодах» в начале (15 минут) и в конце парковки (10 минут)», — поясняет эксперт.

Он рассказал Forbes, что изначально правило бесплатных 15 минут было установлено для того, чтобы люди могли понять работу паркоматов и варианты оплаты.«Поначалу тех, кто не мог разобраться с оплатой, была половина. И у людей было время на то, чтобы исправить ошибки», — говорит эксперт. Сегодня уже почти все привыкли ко всем правилам и нюансам оплаты парковки.

Кроме того, ранее те, кто приехал в магазин или аптеку, могли уложиться в льготные 15 минут и вообще не платить. «Теперь такой возможности не будет или она станет очень дорогой», — отмечает Мариничев, имея в виду размер штрафа за неоплату парковки (2500 рублей).

В департаменте транспорта отметили, что почти 25% всей загруженности парковок сегодня создают те автомобили, владельцы которых пытаются уложиться в отведенные для оплаты 15 минут. «Они переезжают с места на место, не давая возможности оставить машину водителям, которые хотят припарковаться и оплатить парковку», — заявили в ведомстве. Там отметили, что способы оплаты парковки через приложения дают возможность сделать это в несколько кликов за 10-15 секунд.

Мэрия решила не отменять льготный период в пять бесплатных минут.

Мариничев отмечает, что для администрирования парковок теперь придется задействовать больше авто-парконов и инспекторов. По крайней мере, на тех улицах, где не хватает парковочных мест или высока стоимость парковки. А вот в программное обеспечение серьезные изменения вносить не придется. «Потребуется время на «перезагрузку» тарифов в программном обеспечении, если они не переведены в режим «центрального биллинга», то есть когда стоимость парковки запрашивается в центральной системе, а не настроена в самом паркомате», — объяснил эксперт.

Новости партнеров