«Птичка полетела к вам». Самое важное из нового расследования Bellingcat

Фото Stringer / REUTERS
Исследовательская группа назвала людей, которые предположительно причастны к трагедии с малазийским Boeing 777, произошедшей на территории Донбасса в июле 2014 года. В Bellingcat считают, что причиной трагедии мог стать неверный расчет со стороны бойцов самопровозглашенных республик.

Исследовательская группа Bellingcat опубликовала расследование «Птичка полетела к вам». В нем организация назвала имена людей, который якобы причастны к крушению малазийского Boeing в Донбассе 17 июля 2014 года. В документе говорится, что телефонные переговоры многих местных бойцов и командиров подразделений самопровозглашенных ДНР и ЛНР были перехвачены летом 2014 года и позднее опубликованы на YouTube-канале службы безопасности Украины летом 2014 года. При этом в Bellingcat признают, что «перехваченным телефонным переговорам, опубликованным государственной спецслужбой (в данном случае СБУ), не следует доверять без верификации» — они могли быть вырваны СБУ из контекста или неверно датированы. Однако с помощью различных открытых источников удалось подтвердить подлинность перехваченных телефонных разговоров и «однозначно установить личности потенциальных подозреваемых» и иерархию среди них, утверждают авторы расследования.

По мнению Bellingcat, летом 2014 года большую часть ДНР контролировали, наряду с «регулярными» силами под командованием Игоря Стрелкова, три группировки: группа Безлера во главе с Игорем Безлером, бригада «Восток» во главе с Александром Ходаковским и военная разведка «ГРУ ДНР» во главе с Сергеем Дубинским. К крушению самолета причастны скорее группы «ГРУ ДНР» и Безлера. Бригада «Восток» в основном помогала с транспортировкой установки «Бук» по территории востока Украины.

«ГРУ ДНР»

Военная разведка «ГРУ ДНР» была создана в мае 2014 года в начале боев за Славянск. Летом того же года ее возглавил бывший офицер российского ГРУ Сергей Дубинский с позывным «Хмурый».

17 июля 2014 года, в день, когда сбили «Боинг», на одной из прослушек СБУ слышно, как Сергей Дубинский дает указания подчиненному охранять в районе Первомайского «ты понял что» (то есть установку «Бук», поясняет Bellingcat). В том же разговоре он добавляет, что ««Гюрза» туда же подтянется». «Гюрза», он же «Халиф» — позывные Олега Пулатова, убеждены в Bellingcat. Пулатов — выпускник Киевского высшего общевойскового командного училища имени М.В. Фрунзе (КВОКУ). Он служил в Вооруженных силах РФ в звании подполковника, в 2008 году уволился по состоянию здоровья. На одном из форумов в апреле 2017 года Пулатов подтвердил, что 17 июля 2014 года он находился в районе Степановки и прибыл на место крушения самолета сразу после того, как пассажирский самолет был сбит. «Мною был обнаружен «чёрный ящик» оранжевого цвета и вывезен с места трагедии для обеспечения сохранности и передачи в компетентные органы», — писал он.

Другой боец «ГРУ ДНР», который был «причастен к охране установки «Бук» в районе места пуска» и, «возможно, координировал ее транспортировку из Донецка обратно в Россию» — это Леонид Харченко («Крот»), говорится в расследовании. Уроженец города Константиновка Донецкой области, Леонид Харченко имел украинское гражданство и примкнул к вооруженным силам ДНР еще на ранней стадии конфликта. В день крушения самолета он звонил одному из подчиненных и просил его выдвинуться в район поселка Снежный, откуда, по данным Совместной следственной группы, и был запущен «Бук». А на следующий день Леонид Харченко звонил Сергею Дубинскому и рассказывал о вывозе установки «Бук» в Россию. «Они довели до перекрестка машину, оставили... пацаны пошли дальше сами. Все, машина ушла туда, куда надо, и дошла нормально», — сообщил он. После чего добавил, что «машина в России».

Харченко упоминает, что «машина» была возвращена в Россию на трале человеком с позывным «Библиотекарь». «Кроме того, на видео, записанном в Луганске 18 июля, видно, что «Бук» перевозили на том же трале, на котором он накануне приехал в Снежное. На видео также видно, что к тому моменту на установке «Бук» не хватало одной ракеты — той, что сбила MH17», — уточняют в Bellingcat. Боец Эдуард Гилазов (позывной «Рязань»), уроженец Екатеринбурга, имеет российское гражданство. По данным Bellingcat, он «принимал участие в охране «Бука» рядом с местом пуска». В расследовании также упоминается Олег Шарпов (позывной «Змей») -- с ним на прослушке разговаривает Харченко. В Bellingcat предполагают, что Олег Шарпов, «присутствовал на месте пуска».

«Группа Безлера»

Игорь Безлер, 1965 года рождения, уроженец Крыма, гражданин России. По данным СБУ, Безлер — бывший офицер ГРУ, закончивший службу в 2002 году в звании подполковника. Он известен под позывным «Бес». Из прослушек СБУ следует, что 17 июля 2014 года ему позвонил человек с позывным «Наемник» и сообщил: «Птичка полетела к вам». Он уточнил, что она полетела «одна, пока» . На вопрос Безлера, идет ли речь о разведчике или самолете, он ответил: «Не видно за тучами... высоко сильно». «Все, понял, принял. Объявите наверх», — скомандовал Безлер, тем самым, возможно, «поспособствовав ошибочной идентификации MH17 как военного самолета». Bellingcat удалось установить, что позывной «Наемник» принадлежал Валерию Стельмаху, на тот момент занимавшему в ДНР пост «коменданта» родного для него города Дзержинска. Стельмах был отмечен наградами за войну в Афганистане и до начала конфликта на Донбассе был директором кооперативной фермы в поселке Заря к юго-западу от Дзержинска.

Уроженец села Вербки Днепропетровской области Игорь Украинец идентифицирован Bellingcat как командир «группы Минера». Через 20 минут после падения самолета Украинец позвонил на российский телефон, владельцем которого считается офицер ГРУ Василий Геранин, и доложил: «Только что сбили самолет. Группа «Минера». За Енакиево упал». При этом Bellingcat все же не удалось обнаружить «свидетельств в пользу причастности Украинца» к крушению MH17. Безлер в сентябре 2016 года говорил, что его разговор с Гераниным касался военного самолета «Сухой», сбитого под Енакиево почти за день до MH17. Но в Bellingcat нашли в словах Безлера много несоответствий и поэтому пришли к выводу, что он сыграл важную роль в операции, приведшей к крушению малазийского Боинга,— пропустил «Бук» через подконтрольную ему территорию, сотрудничал со своим подчиненным Стельмахом в определении MH17 как потенциальной цели.

Бригада «Восток»

Перехваченные телефонные переговоры свидетельствуют о том, что батальон «Восток» помогал с транспортировкой прибывшего на Донбасс «Бука». Бригада «Восток» была создана в мае 2014 года Александром Ходаковским (позывной «Скиф»). Уроженец Донецка и гражданин Украины, он служил командиром донецкого отряда спецназа СБУ «Альфа». После начала конфликта на Донбассе перешел на сторону ДНР. С Ходаковским с самого начала конфликта на Донбассе сотрудничал уроженец Енакиево и гражданин Украины Александр Семенов. По данным Bellingcat, у него был позывной «Саныч». Именно ему утром 17 июля позвонил Дубинский и сказал: «Дело в том, что с твоими пойдет еще моя, этот, Бук-М пойдет, пришел ночью, он на трале. Куда ее подогнать, чтобы поставить в колонну, а?». В ответ «Саныч» попросил «Хмурого» припарковать трал с «Буком» «за Мотелем, не доезжая Горностаевской». Вероятно, имелось в виду, что его следует припарковать на Макеевском шоссе между блокпостами «Мотель» и «Горностаевская» (этот маршрут также был подтвержден геолоцированной фотографией и видео трала с «Буком»). В Bellingcat отмечают, что если в бригаде «Восток» заблаговременно знали о прибытии «Бука», то это было не единственное формирование, проинформированное об этом.

Вывод

Bellingcat выяснила, что «ГРУ ДНР» во главе с Дубинским несло ответственность за перевозку установки «Бук», которая сбила MH17. «2-й отдел» этой организации охранял «Бук» на месте пуска к югу от Снежного примерно во время пуска ракеты. Основную роль в этой операции, скорее всего, сыграл командир разведывательного батальона Леонид Харченко. Дубинский в первые часы после трагедии был убежден, что сбит украинский Су-25, а не пассажирский самолет. Первой заметила MH17 и ошибочно обозначила его как потенциальную цель группа Безлера. Валерий Стельмах сообщил Безлеру, что в направлении Горловки летит неизвестный самолет («птичка»), отметив, что не уверен в типе самолета, поскольку его не видно за облаками. «Учитывая, что после этого MH17 полетел в направлении линии фронта к югу от Снежного, экипаж «Бука», по-видимому, ошибочно принял его за штурмовик Су-25, который мог нанести удар и по ним, и не стал рассматривать возможность, что они вот-вот собьют пассажирский самолет», — говорится в расследовании Bellingcat. А чтобы убрать свидетельства причастности установки «Бук» группа Дубинского обеспечила ее вывоз обратно в Россию.

Что говорит «Хмурый«

Сергей Дубинский в комментарии Би-би-си назвал обвинения в свой адрес «бредом».«Любой человек, имеющий мало-мальское отношение к армии, вам скажет, что начальник контрразведки, отвечающий за транспортировку, а тем более боевое применение (установки «Бук») - это из области даже не фантастики. Это в Кащенко». Дубинский настаивает на том, что 17 июля 2014 года находился в Донецке.

Что говорит международное следствие

В один день с расследованием Bellingcat международная следственная группа во главе с Советом безопасности Нидерландов (OVV) обнародовала свои выводы о причинах крушения самолета. Следствие определило четырех подозреваемых — это Игорь Стрелков (Гиркин), Олег Пулатов, Сергей Дубинский и Леонид Харченко. Они имели отношение к транспортировке ЗРК «Бук». Всех четверых объявят в международный розыск по обвинению в убийстве.

Четыре имени пять лет спустя: следствие впервые назвало подозреваемых по делу MH17

Новости партнеров