Угнетенные цифрой: как технологические изменения ведут к нарастанию социальной напряженности

Фото Ole Spata / DPA / ТАСС
Фото Ole Spata / DPA / ТАСС
Развитие технологий, включая различные компьютерные системы, искусственный интеллект и роботизацию, очень тесно связано с динамикой неравенства во всем мире, и в России в частности, считает ректор РЭШ Рубен Ениколопов. Во-первых, технологические изменения способствуют усилению неравенства, снижая спрос на те или иные профессии. Во-вторых, доступ к цифровым технологиям — хороший интернет или наличие современного компьютера — сам по себе становится важным фактором, определяющим уровень неравенства

Исследования подтверждают, что цифровизация и автоматизация приводят к значительному сокращению числа рабочих мест, связанных с рутинными, повторяющимися операциями. Это касается как физического труда, например работы на сборочном конвейере, так и умственной деятельности, такой как инженерные расчеты или рутинное заполнение бухгалтерских документов. Этот процесс затрагивает уже и профессии, для которых традиционно требовалась высококвалифицированная рабочая сила, например юристов. Часть их функционала вполне может быть автоматизирована. Происходящее в итоге сокращение рабочих мест и зарплат отражается прежде всего на среднем классе, который часто занимается как раз таким рутинным умственным трудом.

Одновременно увеличивается спрос на работников, решающих нерутинные, неповторяющиеся задачи, как когнитивные, так и физические, включая те, которые требуют взаимодействия с людьми. С одной стороны, это высокооплачиваемые управленцы, а также представители креативных индустрий и сферы развлечений.

«Учитесь тому, что машины делать не могут»: Дэниел Сасскинд о будущем без работы и опасности безусловного дохода

С другой — низкоквалифицированные работники сферы услуг, такие как официанты или портье. Создается ситуация вымывания среднего класса, когда растет доля людей, зарабатывающих либо очень много, либо очень мало. Возможно, это окажется временным явлением, таким как резкий рост неравенства во время промышленной революции XIX века. Как только люди переквалифицируются из работников, занимающихся простыми рутинными операциями, и перейдут на рабочие места, где новые технологии будут не замещать, а дополнять их (например, обслуживание тех же роботов), они начнут получать более высокую зарплату. В итоге негативное влияние цифровизации может сойти на нет, однако вероятность такого сценария не гарантирована. Все будет зависеть от того, как дальше пойдет прогресс технологий и как быстро образовательная система сумеет адаптироваться к задаче массовой переквалификации рабочей силы.

Само образование тоже ждут перемены — спрос на университетские дипломы может снизиться. Сейчас считается, что получившие высшее образование, пусть и не очень хорошее, в целом зарабатывают больше всех остальных. Но в какой-то момент многие из них могут оказаться лишними на рынке труда. Раньше они часто занимались той самой интеллектуальной, но рутинной работой, которой угрожает роботизация. Зато те, кто умеет очень хорошо что-то делать руками, например сантехники или краснодеревщики, будут зарабатывать гораздо больше, чем люди с высшим образованием, но со стандартными навыками. А чемпионами по доходам станут обладатели действительно хорошего образования, сумевшие максимально эффективно использовать новые технологии для решения нестандартных, творческих и управленческих задач.

Привилегия онлайн

Доступ к современным цифровым технологиям тоже во многом определяет уровень неравенства. Эта взаимосвязь особенно ярко проявилась во время пандемии. Во всем мире быстрый интернет, хороший домашний компьютер и базовые навыки компьютерной грамотности определяли, насколько удачно люди справлялись с наступившим кризисом. Существенная часть работ, не требующих непосредственных контактов друг с другом, была переведена на удаленку, и стало очевидно, что эти рабочие места в основном занимают люди с высшим образованием и достаточно хорошими навыками, то есть специалисты со средним и высоким уровнем достатка. Тем временем менее квалифицированные работники, как правило, занятые тем, что невозможно или слишком сложно перевести в удаленный формат, оказались в роли наиболее пострадавших.

Но еще важнее не краткосрочные последствия цифрового неравенства, а долгосрочные эффекты, например связанные с качеством получаемого образования. В пандемию школы были вынуждены перейти на дистанционное обучение, и дети из более обеспеченных семей пострадали в этой ситуации меньше: качество их образования не так снизилось, они могли заниматься за хорошим компьютером, у них было удобное место для занятий, а при необходимости и доступ к репетиторам.

Приложение к государству: как пандемия подсветила недостатки цифровых сервисов

Тем временем у детей из семей с низким уровнем достатка, особенно в сельской местности, практически пропала возможность нормально учиться. Это очень хорошо видно на примере даже самых развитых стран, включая США, как показало недавнее исследование Раджа Четти из Гарварда. Такое неравенство в образовании будет иметь долгосрочные экономические последствия. Неполученные в школе знания скажутся на уровне заработка спустя многие годы.

И политикам, и экспертам стоит признать, что происходящие в последние годы технологические изменения ведут к нарастанию социальной напряженности во многих странах мира и могут стать причиной больших потрясений. Общество должно найти решение этой проблемы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Дополнительные материалы

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes