В Нижнем — творить: как создаются и развиваются креативные проекты

Креативные индустрии — пожалуй, самый многозначный экономический термин. Это кинематограф, музыка, мода, дизайн, IT-продукты, рекламные услуги, ремесла и многое другое, что основано на интеллектуальной деятельности и совмещает культурную и коммерческую ценность. По оценке Агентства стратегических инициатив, суммарный вклад творческих предприятий в экономику региональных столиц составляет почти 4,5% ВВП, или более 4,8 трлн рублей. Минувшим летом вице-премьер Виктория Абрамченко на встрече с представителями креативных индустрий заявила, что в регионах будут целенаправленно создаваться точки роста для творческой экономики, исходя из территориальных особенностей, уникальных компетенций и отраслевой специфики.

Эти компетенции во многих регионах уже накапливаются и реализуются. Например, принятая в декабре 2018 года стратегия социально-экономического развития Нижегородской области предусматривает внедрение современных механизмов культурного менеджмента. А именно активное взаимодействие с арт-индустрией, грантовую и информационную поддержку культурных проектов, развитие общественных инициатив, создание центров креативных индустрий (культурных кластеров). «Для нас очень важно, чтобы в сознании нижегородцев возникло ощущение интересной жизни и понимание того, что в области и городе есть много магнитов, представляющих креативную индустрию, в том числе на мировом культурном ландшафте. И необязательно куда-то уезжать, чтобы самореализоваться, — рассказывает губернатор Глеб Никитин. — В этой парадигме находятся все усилия по перемещению в Нижний Новгород федеральных событий. У большинства регионов в России сейчас похожий вызов: миграционный отток, отъезд талантливых людей в Москву. У роста креативных индустрий в столице есть обратная сторона медали: многие люди, проявляя себя, начинают уезжать. И одной из наших задач, которую мы перед собой поставили, было создание встречного тренда. Пока рано делать выводы, но впервые в 2019 году у нас случился миграционный приток: 6500 человек. Важно закрепить движение в этом направлении. Креативную сферу мы должны обязательно поддерживать, для того чтобы нашим молодым ребятам не нужно было уезжать из Нижнего Новгорода. Безусловно, мы будем всячески поддерживать все прорывные, инновационные идеи и направления в урбанистике, дизайне, архитектуре, IT-индустрии».

В индексе креативного капитала российских городов, который с 2017 года публикуют фонд Calvert 22 и консалтинговая компания PwC, Нижний Новгород сейчас занимает 11-е место с показателем 43,2 (на первом месте Москва с 69,2 балла). Одна из ключевых идей нижегородской стратегии — опора на таланты, создание условий для творческой самореализации и культурных инициатив. Как выглядит экосистема креативных индустрий города, которому в 2021 году исполняется 800 лет? Мы подобрали семь кейсов — от музейного проекта федерального значения до индивидуального предпринимательства.