Русская кухня: что участники отечественного фудтех-рынка думают о его развитии в России

Русская кухня: что участники отечественного фудтех-рынка думают о его развитии в России

Дмитрий Филонов Forbes Contributor
Мировые тренды на рынке еды приходят в Россию, хоть и с некоторым опозданием. Но у отечественного рынка есть свои особенности. Мы расспросили экспертов о развитии фудтеха в нашей стране.

Алексей Милевский, инвестиционный директор Mail.ru Group

Mail.ru Group является активным игроком на российском фудтех-рынке, развивая собственный агрегатор доставки из ресторанов Delivery Club и инвестируя в другие стартапы

В России доставка еды — самый насыщенный инвестициями сегмент фудтеха, хотя доля этих сервисов на продовольственном рынке невелика. Но появляются и другие модели, привлекающие инвестиции и внимание крупных игроков: темные кухни, быстрая доставка продуктов, подписка на готовую еду.

Тренд на альтернативное питание в России пока не такой бурный, как на западе, но тоже активно проявляется и влияет на спрос

Москва и Санкт-Петербург — оптимальные рынки для быстрого старта таких проектов: там есть платежеспособная аудитория. При этом у сервисов доставки еды из ресторанов и продуктовых магазинов уже сейчас большая доля заказов приходится на регионы, и эта доля постоянно растет.

Тренд на альтернативные продукты неживотного происхождения спровоцировал рост (и последующее падение) акций Beyond Meat. Но в России еще нет значимых по размеру компаний в этом сегменте. Подобным проектам нужны инвесторы другого типа, с экспертизой не в технологиях и продвижении, а в производстве и создании формулы продукта. Пока мало кто из традиционных игроков готов активно вкладываться в стартапы в этом направлении.

Из интересных трендов на рынке можно отметить два: люди хотят получать готовую еду или продукты быстро, а также стремятся с помощью подписки эконимить время на приготовление и поиск еды.

Георгий Михайлов, заместитель президента «Азбуки Вкуса»


Сеть «Азбука Вкуса» стала первым ретейлером в России, начавшим продавать искусственное мясо от Beyond Meat в конце 2019 года

Фудтех — очень перспективное направление. Под ним мы подразумеваем в первую очередь новые технологии приготовления, упаковки, хранения и контроля качества еды, научно обоснованный подход к рецептуре блюд и сочетаемости продуктов в рационе человека, анализ состава еды с помощью персональных устройств, персональные рекомендательные системы на стыке диетологии и медтеха, определение происхождения продуктов и отслеживание цепочек поставок потребителями в живом режиме и многое другое. В этом контексте быстрая доставка еды, мобильные приложения, продуктовые и ресторанные интернет-магазины — это скорее плагин, решающий задачу адаптации рынка к изменяющимся паттернам поведения людей, без которого остальной фудтех не может расти и развиваться. Но технологии самой по себе здесь нет.

$19,4 млрд вложили инвесторы в фудтех-проекты в 2019 году

«Азбука вкуса» сильна в фудтехе прежде всего собственным производством. Сделать еду ресторанного качества доступной в супермаркетах — для нас это и есть технологичность. Мы постоянно экспериментируем с рецептурой и упаковкой, все новые рецепты и категории тестируем в собственной лаборатории, в которую инвестировали более 100 млн рублей. Много внимания уделяем продуктам и блюдам без сахара, не вызывающим инсулиновую зависимость.

Из интересных партнерств — грядки с зеленью в магазинах. Стартап iFarm устанавливает в наших магазинах свои модули для доращивания зелени. Урожай созревает в два раза быстрее, чем в поле. Сейчас мини-фермы стоят в двух магазинах сети, в марте добавятся еще три.

Тренд на альтернативное питание в России пока не такой бурный, как на Западе, но тоже активно проявляется и влияет на спрос. Его движущей силой стал не столько тренд на ЗОЖ, сколько рост осознанности и стремление заботиться о планете, сокращение производства мяса. Это первые шаги к спасению атмосферы от выбросов метана, источником которого является животноводство.

Ирина Самохина, вице-президент по стратегическому развитию компании «Сады Придонья»

Один из крупнейших в России производителей соков в 2017 году запустил линию альтернативного молока на растительной основе под брендом Nemoloko

Тренд на альтернативные продукты неживотного происхождения существует как в мире, так и в России. И если посмотреть на демографическую разбивку потребителей, то станет очевидно, что большая часть представлена молодым поколением, а это гарантирует дальнейшее развитие тренда. Предыдущий год несколькими авторитетными изданиями был объявлен Годом вегана, продукты растительного происхождения уже стали мейнстримом на многих рынках развитых стран, где их можно найти в каждой категории — от печенья до протеиновых коктейлей и «мяса».

Потребителями в большей степени являются новое поколение и зожники. Растительные альтернативы недешевы, так как для их производства требуется в основном новое и часто инновационное технологическое оборудование, правильная упаковка, грамотно подобранные качественные ингредиенты. В этом в том числе состоят ограничения по их потреблению и распространению.

Nemoloko сформировало категорию молочных альтернатив в рознице. На полках магазинов сейчас можно найти не только наш бренд, но и множество других продуктов. Их доля растет, количество потребителей тоже. Наши покупатели — не только веганы или постящиеся: альтернативное молоко расширяет возможности рациона, делает его более разнообразным и полезным.

Анна Гишко, инвестиционный менеджер FoodPro.tech


Этот фонд Сергея Солонина специализируется на инвестициях в фудтех

Фудтех — горячая индустрия для проектов абсолютно разного направления. Cегмент доставки еды самый быстрорастущий в России на данный момент, за него уже давно и активно бьются крупные IT-компании, активно включаются крупные продуктовые сети. Все больше фокуса на сегмент еды в целом. До последнего момента это была довольно консервативная индустрия. Сейчас в нее приходят лучшие практики из других индустрий, например, омниканальность ретейла.

Альтернативные продукты — это большой хайп повсеместно. Даже среди потребителей Beyond Meat и аналогов не так много настоящих убежденных вегетарианцев — больше тех, кто пытается снизить потребление продукции животного происхождения в своем рационе (так называемые флекситарианцы), а также тех, кто хочет попробовать модные новинки или экспериментирует со своей диетой.

Я ожидаю рост интереса и спроса на альтернативный белок в России в ближайшие годы. Этот рынок интересен инвесторам, но у нас пока нет рынка сбыта. Это безусловно растущий, но все еще нишевый сегмент. «Азбука вкуса», «ВкусВилл», Metro активно продвигают категорию ЗОЖ и продуктов Free From. Многие продукты, например, пармезан из кешью или безлактозные dairy free йогурты, могут быть нам в диковинку.

Мы активно смотрим в сторону Food Waste Management (как уменьшить количество продуктов, которые попадают в брак в процессе перевозки или уничтожаются, так как не нашли своего покупателя) и оптимизации работы на кухне (роботы, smart kitchen и так далее). Еще интересен почти не развитый в России сегмент экологичной упаковки.

Больше информации — в специальном разделе «Инвестиции со смыслом»