Удаленка по-умному: чем технология виртуальных рабочих мест интересна крупным компаниям

Корпорации переживают тектонические изменения в бизнес-процессах. По данным исследования CNews Analytics, «Инфосистемы Джет» и Citrix, в ходе которого были опрошены IT-руководители 102 крупных российских предприятий, более 41% компаний разрешат гибкий график посещения офиса, а 44% планируют перевести часть сотрудников на дистанционную работу на постоянной основе, расширяя возможности найма персонала из регионов. Похоже, пандемия помогла победить консервативную модель работы в офисе.

Правда, есть и обратная сторона: в 2020 году бизнес использовал максимально доступные инструменты для организации удаленки, не всегда самые оптимальные. Во время шторма любой порт подойдет. Сейчас же, когда буря стихла, предстоит осознанно разбираться с пулом IT-систем для удаленки. И компании обращают внимание на наиболее подходящие для этого технологии. 

Один из трендов, выявленных в ходе опроса IT-руководителей: пандемия подстегнула интерес к технологии виртуальных рабочих мест (VDI). Если раньше ее в основном выбирали банки, где строжайшие требования к информационной безопасности, то теперь о внедрении VDI все чаще задумываются и компании из других секторов. По данным исследования, к ней обратились 36% респондентов и еще 29% собираются ее внедрить. Мы постарались разобраться в преимуществах и недостатках VDI, изучив опыт работы с ней крупных российских компаний.

 

Сервис из ниоткуда

При создании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) в 2015 году особое внимание уделялось концепции построения эффективной IT-инфраструктуры. С одной стороны, ввиду общей компактности компании, не было возможности содержать большой штат IT-специалистов. С другой — сфера деятельности требовала особого внимания к безопасности данных. В итоге компания остановилась на технологии VDI. «Решение оказалось достаточно эффективным и позволило обеспечить быстрый старт в условиях небольшого количества персонала, завязанного на обслуживание инфраструктуры. Почти три года нам было достаточно одного IT-специалиста, чтобы обслуживать до 70 сотрудников. При этом дополнительным плюсом было физическое хранение всех данных на серверах компании, а не на пользовательских машинах, что снижало риски информационной безопасности», — рассказывает управляющий директор АКРА Алексей Мухин.

Технология VDI не является чем-то новым, на фоне пандемии к ней просто заново вспыхнул интерес. Например, в «ЭР-Телеком» используют VDI давно, а в 2020 году просто расширили покрытие этим сервисом. В «Уралсибе» идея применять VDI появилась задолго до пандемии, и у специалистов банка уже был план внедрения, когда появилась необходимость быстрых изменений для удаленной работы.

Как работает технология VDI? Все сервисы и инструменты, необходимые для работы, функционируют на внутренних серверах компании. На ноутбук, десктоп или другой гаджет сотрудника устанавливается приложение, открывающее доступ к виртуальному рабочему месту. Внешне для сотрудника ничего не меняется: почти тот же рабочий стол и привычные иконки на нем. Фактически сотрудник работает с нужным ему набором приложений, хотя ни одного из них на его лэптопе нет. Как и в случае с кроликом, появляющимся из «пустой» шляпы иллюзиониста, все дело в технологии, а не магии.

На устройство сотрудника, по сути, транслируется картинка, а все вычисления происходят на корпоративных серверах. Это одно из ключевых преимуществ работы с терминальными серверами и VDI. Руководитель системных инженеров представительства Citrix в России и СНГ Сергей Халяпин рассказывает про клиента, у которого главный офис был в Москве, а представительство на Дальнем Востоке: «Пока шел запрос данных на серверы в Москве, чтобы подготовить какие-то отчеты, можно было смело идти пить чай — процесс был долгим. Переход на работу в среде терминальных сервисов позволил ускорить его в разы и сделать работу физически возможной». Следующим шагом заказчик решил перенести колл-центр из Москвы в регионы. Эксперт отметил, что даже с учетом найма и обучения новых сотрудников, затрат на лицензии и оборудование для VDI и так далее, такой сценарий оказался намного выгоднее московского.

По словам Халяпина из Citrix, изначальная степень централизации IT-системы компании во многом определяет скорость и беспроблемность внедрения VDI и решение о внедрении может стать хорошим поводом для аудита всей системы.

Кому это нужно

Согласно исследованию, большинство компаний использовали удаленный физический доступ к компьютеру сотрудника в офисе (62%) вместе с VPN (60%) и терминальными (53%) серверами. В среднем в компаниях организовано по 2-3 варианта доступа для сотрудников. Почему VDI не стала самой популярной технологией для организации удаленной работы во время пандемии? «Эту технологию сложно использовать экстренно, для организации удаленки «с нуля». А в 2020 году у многих компаний на это было не больше двух недель, — объясняет руководитель центра проектирования вычислительных комплексов компании «Инфосистемы Джет» Илья Воронин. — В то же время, если система уже есть, то ее развитие может быть стремительным. В этом плане показателен опыт одной компании, которая за две недели перевела на удаленку с помощью VDI больше 7000 человек». У VDI выше стоимость внедрения, нужны компетенции и требуется время для внедрения: перевод 10 000 сотрудников на VDI с нуля может занять год, хотя есть примеры, когда это происходило быстрее.

CNews Analytics, Citrix, Инфосистемы Джет
CNews Analytics, Citrix, Инфосистемы Джет / CNews Analytics, Citrix, Инфосистемы Джет

Впрочем, говорит Воронин, у VDI есть несколько преимуществ, которые способны сделать ее лучшим выбором для крупных компаний. У крупного бизнеса часто очень сложная система корпоративного ПО, большое количество специфических инструментов. При этом сотрудники должны пользоваться правильными версиями этих инструментов. А IT-службы постоянно обновляют софт, чтобы поддерживать его актуальность. Обновление 15 000 рабочих мест при удаленной работе вполне может растянуться на неделю и больше. При использовании же VDI весь софт находится на серверах компании, а не на конечных устройствах. «Для обновления достаточно нескольких часов. При этом обновление можно так же быстро откатить назад, если что-то пошло не так», — говорит Воронин.

Другой важный момент — информационная безопасность. Во-первых, своевременное обновление софта позволяет избегать уязвимостей. «Если вирус-шифровальщик поразит компьютеры сотрудников, которые разъехались по всей стране, то компанию можно закрывать на N недель: потребуется масса времени на логистику и восстановление тысяч устройств», — объясняет эксперт. Во-вторых, на удаленке компьютеры покидают периметр безопасности компании: сотрудники из дома могут подключаться к незащищенным Wi-Fi-сетям, заходить на «пиратские» сайты, что несет риски утечки информации и других инцидентов. «Защитить центральную систему проще, чем несколько десятков тысяч ноутбуков, которые мы даже не знаем, где точно находятся», — говорит Воронин.

В то же время VDI — это не средство обеспечения информационной безопасности. Это больше про уход от точечного управления рабочими местами, повышение качества пользовательского опыта, централизация IT-системы компании, повышение эффективности. По словам Воронина, большинство российских компаний уже построили достаточно серьезные системы безопасности. И сейчас задача не обнулить эти вложения при переходе на удаленный режим работы. Тем более что технология отлично работает и при гибридном режиме, когда люди часть времени работают из дома, часть — в офисе.

 

Инвестиции в экономию

Сколько стоит внедрить VDI? Представители «Ростелекома» и «ЭР-Телекома» утверждают, что по стоимости владения VDI сопоставима с покупкой сотрудникам качественного ноутбука или организацией рабочего места в офисе. «Обычно в качестве индикатора мы говорим о стоимости владения одного рабочего места примерно в $2500. Реальная цена сильно зависит от нюансов, но это золотая середина, которая позволяет понять объем затрат», — говорит Воронин из «Инфосистемы Джет». Он добавляет, что обычно VDI внедряют не для экономии, а для повышения безопасности удаленного доступа, улучшения пользовательского опыта, достижения качественных результатов. 

Но возможности для экономии все же есть. Например, можно использовать менее мощные ПК, поскольку все вычисления происходят в корпоративном дата-центре. Существенной экономии можно добиться и за счет ПО. Илья Воронин из «Инфосистемы Джет» говорит, что на компьютерах сотрудников возможно использовать не операционную систему Windows, а специализированный софт на базе Linux. «Этого достаточно для работы VDI. И позволяет еще снизить стоимость конечного устройства», — отмечает представитель «Инфосистемы Джет». Значительную экономию дает эксплуатация и техподдержка VDI, некоторым компаниям удается снизить ее стоимость на 30%.

 

Детали техники

При этом существует ряд нюансов, на которые стоит обратить внимание компаниям, собирающимся использовать VDI. Эксперт компании «Инфосистемы Джет» отмечает, что при внедрении VDI все IT-сервисы компании должны быть централизованы, а не разбросаны по городам и весям: «VDI — это суровая централизация IT. И часто внедрение VDI используют как сознательный катализатор для централизации систем». По словам Халяпина из Citrix, изначальная степень централизации IT-системы компании во многом определяет скорость внедрения VDI и решение о внедрении может стать хорошим поводом для аудита всей системы. 

CNews Analytics, Citrix, Инфосистемы Джет
CNews Analytics, Citrix, Инфосистемы Джет / CNews Analytics, Citrix, Инфосистемы Джет

Опыт внедрения VDI в «Уралсибе» показал, что часть приложений для работы с этой технологией нужно «допиливать». «Нужна их настройка и адаптация. Особенно для приложений, использующих периферийные устройства — принтеры, сканеры, камеры», — говорит представитель «Уралсиба». Воронин согласен, что проблемы с периферией — слабое место VDI. И если от таких устройств зависит работа компании, то нужно внимательно отнестись к пилотированию перед реальным внедрением. В «Уралсибе» рекомендуют изначально продумать и реализовать технологическую схему поддержки пользователей.

Внедряя VDI, крупный российский бизнес в основном выбирает между предложениями западных вендоров. Лидируют в этом направлении решения Citrix (они применяются у 51% участников исследования), на втором месте по популярности — продукты VMware (используют 30% компаний).

 

Между офисом и диваном

Переход на удаленную работу, в том числе и с использованием технологии VDI, дает еще один бонус — освобождаются офисные пространства. По данным исследования, 12% компаний планируют сократить площади или переехать в более дешевые офисы, 25% займутся реорганизацией своих офисных площадей, 2% хотят переехать в коворкинг. 

Сейчас большинство компаний практикуют гибридный формат работы. Эта модель одинаково выгодна и бизнесу, и сотрудникам. Гибкий график посещения офиса делает компании более конкурентоспособными на рынке труда. А сотрудники с помощью удаленки получают шанс выстроить оптимальный для себя баланс между личным и рабочим. В этом смысле удаленка отлично вписывается в постковидное будущее, а переосмысление роли офиса и затрат на него дает еще одну возможность пересмотреть затраты. 


* На правах рекламы