Надер Антар: «Работая в отрасли, которая ускоряет урбанизацию и развитие всей цивилизации, испытываешь восторг»

Завод по производству лифтов в Санкт-Петербурге входит в тройку ведущих европейских заводов Otis. Об инновациях, перспективах развития отрасли и о безопасности в лифтах во время пандемии — в интервью Надера Антара, президента Otis в регионе NCE (Северная и Центральная Европа), вице-президента и генерального директора в регионе MEECA (Ближний Восток, Восточная Европа и Центральная Азия).

Являясь одним из мировых лидеров в производстве, установке и обслуживании лифтов и эскалаторов, компания Otis в обычном режиме перевозит около 2 млрд человек в день и обслуживает более 2 млн единиц оборудования по всему миру — это самый большой сервисный портфель в индустрии. Лифтами компании Otis оснащены многие знаковые здания и достопримечательности: Большой театр в Москве, здание Бурдж-Халифа в Дубае, статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Оборудование компании можно найти также в жилых и коммерческих зданиях, крупных транспортных узлах — везде, где людям нужно попасть из пункта А в пункт B. В прошлом году количество перевезенных пассажиров впервые за много лет сократилось из-за пандемии. Но даже несмотря на общемировые тренды, Otis показал положительные финансовые результаты в IV квартале 2020 года, убедительно завершив год в качестве независимой компании. 

Как изменилась отрасль лифтостроения за то время, что вы в ней работаете, и какие тренды оказывают влияние на ее развитие? 

Я работаю в отрасли с 2014 года и могу с уверенностью сказать, что это очень динамичная и быстроразвивающаяся сфера. На протяжении всех 168 лет своего существования компания Otis является одним из лидеров лифтовой индустрии, которую она создала. Кроме удовлетворения базовой потребности пассажира — безопасно доехать до нужного этажа — сегодня на первое место выходит обеспечение общего отличного впечатления от поездки. Мы также фокусируемся на цифровизации: несколько лет назад благодаря развитию технологий и появлению инноваций «умные» системы стали неотъемлемой частью современных лифтов.

Сегодня одним из глобальных мегатрендов является урбанизация. По данным Всемирного банка и ООН, сейчас в городах проживает 55% населения планеты, а к 2050 эта цифра достигнет 70%. Очевидно, что мы будем постоянно сталкиваться с проблемой ограниченного пространства, ее единственное простое решение — строить все более высокие здания. Когда понимаешь, что работаешь в отрасли, которая ускоряет урбанизацию и развитие всей цивилизации, испытываешь восторг.

Что отличает лифтостроение от других отраслей промышленности? 

Как и другие промышленные отрасли, лифтовая индустрия эволюционирует. Сегодня создать хороший лифт невозможно без инновационных технологий и «умных» систем. Но что действительно отличает сферу лифтостроения — это приоритетность безопасности и качества. Лифты — это важная часть повседневной жизни миллиардов людей, и они по праву ожидают от этих механизмов таких же высоких стандартов безопасности и качества, какие предъявляются, например, к оборудованию в аэрокосмической отрасли. 

Качество и безопасность лежат в основе каждого этапа, начиная с производства. Мы придерживаемся высочайших стандартов в отношении данных факторов как на заводе, так во время обслуживания установленного оборудования. Необходима качественная установка и своевременное высоко квалифицированное техническое обслуживание. Критически важно сотрудничать с ответственными и надежными компаниями, поставщиками и подрядчиками; мы отбираем только лучших. 

Лифт — это стержень здания, его центральный элемент.

Благодаря цифровизации у нас появляется возможность интегрировать его в экосистему здания. Но как бы ни развивалась наша отрасль, мы всегда будем ориентироваться на безопасность, ведь от качества наших лифтов зависит жизнь людей. В этом вопросе не может быть компромиссов.

Вы упомянули «умные» системы и «умный» лифт? Что подразумевается под словом «умный»?

Согласно прогнозам консалтинговой компании IDC, к 2025 году в мире будет более 42 млрд подключенных к интернету устройств, а объем генерируемых ими данных составит 80 зеттабайт. Мы будем жить в эпоху сверхсвязанности, которая привнесет в нашу жизнь и рабочие процессы новый уровень интеллектуального управления. 

«Умный» или подключенный лифт является частью этого тренда. В «умных» лифтах активно используются цифровые технологии — в частности, интернет вещей: благодаря специальным датчикам параметры эксплуатации и показатели эффективности работы лифта отслеживаются в режиме реального времени. Потенциальная область применения этих данных огромна. Представьте, что каждый лифт постоянно подключен к облачным сервисам. Используя технологии искусственного интеллекта, мы cможем внедрять системы превентивного обслуживания, которые позволят выявлять потенциальные проблемы еще до их возникновения, удаленно их решать или же направлять специалиста для их решения. Это позволит значительно сократить время простоя лифта, повысить уровень безопасности и комфорта пассажиров. 

Будущее, в котором мы будем пользоваться подключенными технологиями, уже наступило.

В 2019 году мы запустили в России программу трансформации сервисной службы и оснащаем весь наш технический персонал, обслуживающий лифты, смартфонами и специальными приложениями, что поможет реализовать эту концепцию. Например, одно из приложений использует встроенные в телефон микрофон и датчик движения для диагностики: просто поместив телефон на пол кабины лифта и запустив ее в движение по всем этажам здания, можно выявить потенциальные проблемы.

Чем интересен для вас российский рынок?

Это один из самых крупных в мире рынков, при это очень конкурентный. Здесь работают как международные компании, так и сильные местные игроки. Размер рынка мы оцениваем приблизительно в 40 000 единиц в год. Но в течение последних трех лет мы наблюдаем спад, ускорившийся в прошлом году из-за COVID-19 и снижения темпов строительства. По нашим прогнозам, рынок восстановится и снова начнет расти с 2022 года, если ситуация стабилизируется.

В России остро стоит проблема «старения» лифтового парка. Согласно российским стандартам, лифты, которым уже более 25 лет, подлежат замене. В реальности этого часто не происходит, и сейчас российское правительство активно реализует программу модернизации устаревшего оборудования. В целом я оптимистичен и считаю, что российский рынок нового лифтового оборудования будет развиваться.

У Otis в России богатая история. Вы представлены во всех сегментах рынка? 

Мы действительно очень давно работаем в России. Наш первый лифт был установлен еще в 1893 году в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге по заказу императора Александра III. 

Сегодня мы работаем со всеми сегментами на рынке. В нашем портфеле есть высокоскоростные лифты для высотных зданий: например, в Москве наши лифты установлены в башне ОКО в Москва-Сити, одном из самых высоких в Москве. Кроме этого, наше оборудование стоит на коммерческих и инфраструктурных проектах: например, в Большом театре, в Московском международном Доме музыки, во многих российских аэропортах. Также наши лифты были установлены на объектах крупнейших международных мероприятий, которые проводились в России, например, на Олимпийских играх в Сочи и Чемпионате мира по футболу 2018 года. 

Сегодня в 50 филиалах по всей стране у нас работают почти 3 000 сотрудников, обеспечивая полный жизненный цикл продукта. Мы гордимся нашей работой здесь, и будем становиться ещё лучше.

Каким был 2020 год для компании Otis в России?

Компания Otis представлена в России в каждой части жизненного цикла продукта: от проектирования, продажи и производства до сервисного обслуживания и модернизации оборудования, что отличает нас от других международных игроков рынка лифтовой промышленности, которые сейчас работают в России. У нас порядка 50 офисов по всей стране от Калининграда до Хабаровска и два завода: один по производству лебедок на юге Москвы в Щербинке и наш флагманский лифтостроительный завод в Санкт-Петербурге.

Завод в Санкт-Петербурге — ключевой производственный центр глобального уровня. Он входит в тройку ведущих европейских заводов Otis. На заводе у нас есть собственный инженерный центр и испытательная башня. Мощность завода составляет до 10 000 лифтов в год, на нем работает более 350 сотрудников, которые используют передовые технологии устойчивого производства.

Несмотря на те сложности, которые создала ситуация вокруг COVID-19, в 2020 году нам удалось запустить в производство на заводе в Санкт-Петербурге новую коллекцию кастомизированного дизайна Ambiance Modern для нашей флагманской линейки лифтов Gen2.

Особое внимание мы уделяем развитию персонала и активно инвестируем в этом направлении. Мы хотим привлекать квалифицированных специалистов и предоставлять нашим сотрудникам возможности для роста. Несколько лет назад мы запустили в России программу Академия Менеджмента для перспективных сотрудников, разработанную совместно с одной из ведущих бизнес-школ. Эта программа позволяет нам развивать кадры посредством обучения и наставничества, помогает продвигать наиболее квалифицированных сотрудников и обеспечивает преемственность внутри компании. Эта инициатива уже приносит реальные плоды, которыми мы действительно гордимся, и мы планируем расширять ее и на другие страны. Параллельно мы развиваем несколько программ, которые направлены на повышение квалификации наших технических специалистов. 

Кроме того, мы работаем с более чем 500 сертифицированными поставщиками по всей стране. На заводе в Санкт-Петербурге очень высокий уровень локализации: Otis использует от 75% до 90% сырья и материалов местного производства. В среднем можно сказать, что примерно 80% лифта производится в России. О нашей продукции так и говорят: «Сделано в России», и мы входим в Национальный лифтовый союз и различные ассоциации.

2020 год стал для нас историческим со всех точек зрения. Мы вернулись к своим истокам и снова стали независимой компанией, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Это большая честь, но при этом и большая ответственность. Наши миссия и видение остаются неизменными: мы до сих пор верны нашим основным ценностям и продолжаем вести бизнес, выстраивая его вокруг трех Абсолютов: безопасности, этики и качества. 

Как в целом ситуация с COVID повлияла на ваш бизнес?

Это был очень сложный период для всех. Несмотря на непредсказуемую ситуацию в мире, 2020 год продемонстрировал стойкость нашего бизнеса. Хотя приостановки в строительстве из-за пандемии и сказались на нашем бизнесе нового оборудования, но в целом, финансовые результаты Otis за 2020 г. на глобальном уровне были стабильными. 

Я особенно горжусь своими коллегами, которые осуществляют техническое обслуживание лифтов: они действительно были незаменимыми во время локдаунов, так как поддерживали оборудование в исправном состоянии, а значит, сохраняли в движении все общество.

Я также горжусь тем, что компания Otis выступила в роли заказчика крупного научного исследования, в рамках которого в течение трех месяцев специалисты определяли, как потоки воздуха в лифте влияют на риск передачи COVID-19. Результаты показали, что в условиях активного воздухообмена, характерного для большинства лифтов, при ношении масок и установке стандартных систем очистки воздуха, риск распространения инфекции в лифте относительно низок. Мы предоставили научно обоснованные данные о рисках заражения как раз в тот момент, когда общество в них нуждалось.

Компания быстро адаптировалась к новым условиям? 

Нам удалось достичь впечатляющих результатов! Компания продемонстрировала высокие показатели в четвертом квартале 2020, завершив первый год работы в качестве независимой компании на позитивной ноте. За этот период мы вернулись к росту, продолжая при этом увеличивать свою долю на рынке и демонстрируя приверженность наших коллег по всему миру к выполнению взятых на себя обязательств даже в сложных экономических условиях. Такие результаты доказывают, что наша бизнес-модель сильна и устойчива, способна адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. 

Во время пандемии мы также запустили очень вдохновляющую инициативу «Созданы помогать обществу». Это ежегодное соревнование, которое вдохновляет школьников со всего мира разрабатывать креативные технологические идеи. Команды разрабатывают технологические решения для устранения физических, географических и финансовых преград мобильности людей. В этот раз в конкурсе приняли участие дети из 14 городов мира, в число участников вошла и команда из Санкт-Петербурга. Если точнее, это ученики из государственной бюджетной школы «Гимназия № 171». Команда ребят этой гимназии при поддержке наших специалистов смогла разработать концепт мобильного приложения, которое должно помочь избежать скопления людей в городе и, таким образом, снизить общий риск заражения COVID-19.

Звучит здорово. А как во время пандемии изменился рабочий процесс в самой компании?

Наша деятельность жизненно необходима для многих критически важных объектов, стратегических зданий и инфраструктуры в целом. Наши преданные своему делу сотрудники, особенно наш технический персонал, продолжают свою работу на объектах в строгом соответствии с локальными государственными требованиями. Они делают все возможное, чтобы поддержать бизнес в это непростое время. 

Мы создали так называемый комитет по урегулированию кризисных ситуаций, который практически на ежедневной основе отслеживает любые изменения, вносимые национальными и региональными властями в каждой стране. Этот комитет в режиме реального времени оперативно подстраивает нашу работу под новые условия, чтобы мы были уверены в том, что наша деятельность соответствует всем стандартам безопасности для наших сотрудников, заказчиков и пассажиров. 

А как в период кризиса компания поддерживает своих сотрудников?

Защита здоровья и обеспечение безопасности наших сотрудников и их семей — один из ключевых приоритетов нашей компании. Во-первых, мы работаем в строгом соответствии с локальными государственными требованиям, чтобы обеспечить наивысший уровень безопасности для всех. Наши решения основаны на инструкциях местных органов здравоохранения и соответствуют рекомендациям ВОЗ. Во-вторых, мы обеспечиваем наших сотрудников необходимыми средствами индивидуальной защиты, осуществляем ежедневное измерении температуры и постоянно напоминаем о важности социального дистанцирования. Кроме того, мы ограничили количество командировок и сокращаем участие в любых общественных мероприятиях.

Извлекли ли вы для себя какие-то уроки из кризиса, связанного с пандемией коронавируса?

Да, и много. На сегодняшний день COVID-19 — наша новая реальность; мы должны играть по новым правилам и справляться как можно эффективнее. Прежде всего, необходимо быть гибкими и быстро адаптироваться к изменениям. 

Пандемия также ускорила процессы нашей цифровой трансформации.

На глобальном уровне мы видим растущий спрос на бесконтактные технологии, такие как наше приложение eCall, которое позволяет управлять лифтами при помощи смартфона. В настоящее время Otis также испытывает технологии управления лифтами при помощи жестов и голоса.

Мы уже активно используем технологии для обслуживания наших лифтов. В 2019 году мы запустили в России программу трансформации сервисное службы, направленную на то, чтобы наши механики решали не возникающие проблемы, а потенциальные. В скором времени мы сможем полноценно использовать системы профилактического обслуживания, и это выведет всю лифтовую индустрию на новый уровень, а значит принесет новые положительные результаты работы для наших заказчиков и пассажиров.

Вы много говорите о цифровизации. А как, по вашему мнению, лифт будет работать через несколько лет?

При размещении цифровых датчиков в лифтах, использовании интернета вещей и искусственного интеллекта профилактический ремонт уже становится реальностью. Все эти факторы помогают повысить комфорт и свести к минимуму время простоя лифта во время технического обслуживания. Кроме этого, будет налажена интеграция с другими системами здания и его общей экосистемой. Можно говорить о распознавании лиц, об интеграции с системой управления зданием, системой пожарной сигнализации и о многом другом. 


* На правах рекламы