К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

«Мы прыгнули через поколение»

    «Мы прыгнули через поколение»
    Управляющий директор Т1 Консалтинг Кирилл Булгаков — о пути к «цифровому чемпионству», возможности конкурировать с «машиной продаж» западных гигантов и о том, чем сфера IT сейчас похожа на чистый лист бумаги.

    — Недавно группа компаний Т1 объявила о ребрендинге и озвучила цель стать «цифровым чемпионом» к 2024 году. Что вы вкладываете в это понятие, как проявляется чемпионство на IT-рынке?

    — Мы действительно стараемся сформулировать для себя четкие критерии этого чемпионства. Во-первых, это масштаб клиентов — Т1 Консалтинг работает с большими компаниями и организациями: мы охватываем сотни тысяч рабочих мест, включены в производственные процессы самых крупных предприятий. Во-вторых, уровень экспертизы. Мы сотрудничаем с наиболее продвинутыми в плане цифровизации заказчиками. Это компании, внедряющие инновационные решения в отраслях, где влияние IT приводит к кардинальной перестройке бизнеса. Например, сервисная индустрия — банки, страхование и розница. Кроме того, госуслуги, причем не только федеральные, но и региональные органы исполнительной власти — у них тоже есть интересные цифровые проекты. Полный охват этой сферы, на наш взгляд, — один из критериев цифрового чемпионства.

    — Какие шаги к цели уже сделаны?

    — Прежде всего мы задали серьезную динамику в росте команды: численность сотрудников выросла в два раза за последний год, к нам пришло несколько сильных управленцев в производственные «практики». Мы выбрали путь создания собственных продуктов, решая задачи как импортозамещения, так и поставки на рынок наиболее инновационных решений, востребованных нашими клиентами.

    — Сказывается ли на процессе трансформации компании пандемия? Могли бы вы сопоставить этот кризис с теми, что Т1 Консалтинг уже проходила?

    — Тут интересно порассуждать: есть ли вообще кризис и в чем он выражается? Конечно, пандемия затронула ряд отраслей, но что касается IT — кризиса нет. Наоборот, потребность в цифровых решениях только возросла. Прежние две волны цифровизации были связаны с появлением интернета и его развитием — ростом скорости передачи данных, расширением места хранения информации, что вызвало перемены во многих сферах, например за счет внедрения облачных решений. Пандемия запустила третью цифровую волну: это все, что связано с «удаленкой». Сейчас, например, ограничения на очные встречи сняты, но руководители продолжают общаться «по телевизору» — они, наконец, распробовали технологии, позволяющие экономить время без потери качества коммуникации. Такая же история с сервисами доставки.

    В IT-отрасли пандемия стимулировала поиск рациональных решений, связанных с удаленной работой. Раньше команде разработчиков, решающей задачу для банка, нужно было в этот банк прийти, запереться в защищенном контуре, отрезанном от внешней сети, и в нем программировать. За последний год появились решения, обеспечивающие тот же уровень безопасности, но позволяющие работать удаленно. Это открыло фантастические возможности по привлечению специалистов из регионов, чем активно пользуемся мы и другие IT-компании; международные заказчики — несмотря на санкции — тоже с удовольствием покупают труд российских программистов. «Удаленка» в том числе повлияла на рост зарплат в регионах: есть примеры, когда люди, сидя где-нибудь в Сочи, получают вполне себе лондонскую зарплату.

    — Третья волна цифровизации, связанная с удаленными коммуникациями, могла бы состояться без пандемии?

    — Подозреваю, что нет, или процесс растянулся бы еще лет на пятнадцать. Потребовались экстраординарные условия для совершения квантового скачка. Одно дело — бизнес, скажем, цифровой банк: там есть стимул насаждать технологии. Но люди по природе своей консервативны. Конечно, зависит от поколения — молодежь, появившаяся на свет в 2000 году и позже, охотно общается удаленно. Но чтобы люди старшего поколения по собственному желанию стали общаться посредством «телевизора» — думаю, без пандемии этого бы не произошло.

    — Планируете расширять спектр отраслей, выходить на новые рынки?

    — Конечно. Прежде всего мы смотрим, что предложить отечественным индустриям, где цифровизация наиболее востребована, — это энергетика, транспорт и логистика. Мы готовы предложить игрокам этих отраслей не только традиционные для нас консалтинговые услуги, но и готовые бизнес-приложения или разработку решений под их запрос.

    Мы стремимся вместе с заказчиком находить инновационные модели взаимодействия, когда клиент может приобретать программное обеспечение как услугу или даже какую-то функцию передавать целиком нам на аутсорсинг. Кроме того, у нас открылось направление так называемого «цифрового консалтинга» — решение задач поддержки и развития IT-функционала заказчика именно в свете реализации элементов его бизнес-стратегии.

    Т1 Консалтинг намерена продвигать собственные продукты, созданные на основе накопленной экспертизы. Поскольку эти продукты создаются по модели software as a service, это делает их доступными новым для нас клиентам — малым и средним предприятиям. Наши решения мультиязычны, что подразумевает возможность международной экспансии.

    Мы выбрали путь создания собственных продуктов, решая задачи как импортозамещения, так и поставки на рынок наиболее инновационных решений, востребованных нашими клиентами.

    — Можете привести пример таких продуктов?

    — У нас есть решения, подходящие как для крупнейших компаний с десятками и даже сотнями тысяч сотрудников, так и для игроков среднего-малого бизнеса. Одно из них — Т1 CRM: отечественный продукт для управления взаимоотношениями с клиентами, созданный с использованием самого современного стека технологий. Это флагман, на которого мы делаем ставку, в том числе с прицелом за рубеж.

    Другой пример — T1 Watchman, система оперативного мониторинга бизнес-приложений и процессов на предприятиях, решающая целый спектр задач — в области информационной безопасности в том числе. Система помогает понять, как пользователи взаимодействуют с теми или иными функциями приложений, а также замерить их удовлетворенность. Любопытно, что этот продукт вырос из частных случаев, стал универсальным и востребованным аналитическим инструментом, позволяющим собрать обратную связь и сделать выводы, что нужно поправить в процессах.

    Третий продукт — «Т1 Налоговый мониторинг»: решение, отвечающее на запрос наших клиентов и рынка на создание программного обеспечения, налаживающего связь между ФНС и налогоплательщиком в рамках новой формы налогового контроля. «Т1 Налоговый мониторинг» заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие, предоставляя удаленный доступ к бухгалтерской и другой отчетности налогоплательщика.

    Наконец, есть еще Т1 TalentForce — система потокового найма, отвечающая потребностям рынка в быстром привлечении персонала. Система взаимодействует с современными каналами коммуникаций — Telegram, WhatsApp, а также с базами крупнейших рекрутинговых сайтов и HR-агентств. Эту систему мы создавали для себя, именно для найма IT-специалистов, но она естественным образом разрослась и тоже оказалась чрезвычайно востребованной.

    — Уровень цифровизации в России и за рубежом одинаков? Мы отстаем или, наоборот, в чем-то опережаем?

    — С точки зрения масштаба инвестиций с американскими цифровыми гигантами конкурировать очень сложно. Но дверь возможностей это не закрывает, потому что в России есть огромный простор для творчества и создания конкурентных продуктов, зачастую потому, что все приходится разрабатывать с нуля. Например, сайт Госуслуг чрезвычайно продвинут по сравнению с зарубежными аналогами. В то время как у них были какие-то устаревшие цифровые решения, требовавшие модернизации, мы сразу прыгнули через поколение. Следуя по этому пути, можно создавать продукты, которые будут востребованы на Западе, при меньшем уровне инвестиций.

    С другой стороны, у глобальных корпораций есть отлаженная машина продаж, конкурировать с которой сложно. Анализируешь их продукты — нечем там особо гордиться с технической точки зрения: ядро написано на языке программирования 70-х годов. Но есть машина продаж, которая молотит как заведенная, подавляя локальные разработки. Вот почему в России приходится на государственном уровне ставить задачу импортозамещения в IT: их машина забила все наши полки. И отечественным разработчикам приходится искать способ встроиться в машину западного гиганта, тогда их продукт «улетает в космос». Примеры этому есть, мы и сами рассматриваем такой вариант.

    Решения Т1 Консалтинг мультиязычны, что подразумевает возможность международной экспансии.

    — Вы затронули тему импортозамещения — как она воплощается и как Т1 Консалтинг участвует в этом процессе?

    — Процесс импортозамещения быстро движется: существуют классы систем, в которых уже есть качественные отечественные решения. Считаю, это уникальный шанс для наших производителей обойти ту самую машину продаж, от которой раньше терпели поражение в борьбе за наиболее привлекательный государственный сегмент рынка. Например, переход на 1С — это проекты на миллиарды рублей, десятки тысяч рабочих мест, причем заменяются зарубежные аналоги, которые до этого внедрялись, чтобы заменить 1С, — такой вот круговорот.

    Есть классы систем, где решений пока нет, но они появляются: мы создаем Т1 CRM и понимаем, что система точно будет востребована.

    Однако есть ниши — узкоспециализированные системы с большим объемом ноу-хау, где совершенно непонятно, чем «сердце успокоится». Чтобы их заменить, потребуются не кварталы, а десятилетия. Кроме того, некоторые системы психологически трудно заместить: скажем, Windows или Microsoft Office. Там требуются изыскания в разработке интуитивно понятного, удобного интерфейса. Это тоже огромная работа.

    — Российский путь с импортозамещением — уникальный в мировой IT-практике?

    — Пожалуй, да. Конечно, в мировой истории есть примеры, но они, во-первых, не от хорошей жизни и, во-вторых, не очень с нами соотносящиеся. Возьмем Иран, отключенный от SWIFT и вынужденный развивать свой SEPAM.

    Какие науки процветали в СССР? Математика, а для нее не требуется ничего, кроме ручки и листка бумаги, — остальное в голове. Если в областях, где нужны были серьезные инвестиции в материальную базу — радиоэлектроника, например, — мы уже не могли догнать, то IT — тот же листок бумаги. Это наш конек, и нет причин не преуспеть.

    — Это вопрос образования и кадров. Насколько кадровый вопрос актуален для IT-отрасли и как Т1 Консалтинг его решает?

    — Вообще кадровый вопрос чрезвычайно актуален, мы видим, как год от года запросы IT-специалистов становятся все более завышенными. Связано это с деятельностью крупнейших игроков из разных сфер экономики, которые решают вложиться в IT и создают масштабные проекты на тысячу специалистов, что влечет за собой рост средней рыночной зарплаты на 25% и «охоту за головами». Участникам рынка приходится находить решения, как противостоять гонке, и задействовать другие источники найма. Для нас это стажеры и специалисты из регионов.

    Несколько лет назад мы создали собственные обучающие курсы — стажерскую программу. У нас в любой момент — десятки, может быть, даже сотни стажеров: студенты или вчерашние студенты, которые вовлекаются в реальную работу, получают практические знания. Стажерские программы дают максимальный эффект — люди быстро растут профессионально.

    Т1 Консалтинг работает с большими компаниями и организациями: мы охватываем сотни тысяч рабочих мест, включены в производственные процессы самых крупных предприятий.

    — Какие направления IT в ближайшие годы «выстрелят» и какие наработки в них у Т1 Консалтинг?

    — Мы проводим эксперименты в области машинного обучения, пишем собственный CRM и в этой области достигли хороших результатов. Например, один из примеров — разработка IT-решений для эффективной организации перекрестных продаж: когда потребитель обращается за продуктом или услугой, а ему, на основе собранных поведенческих данных, предлагается еще что-то полезное. Наши производственные практики как раз сейчас занимаются разработкой подобных алгоритмов. Для крупнейшего отечественного логистического оператора Т1 Консалтинг делает пилот по перекрестным продажам в отделениях: основываясь на предыдущем опыте взаимодействия с клиентом, система будет выдавать рекомендации работнику отделения, какую услугу еще предложить.

    Среди перспективных направлений отметил бы также облачные технологии — сейчас уже небольшие компании готовы брать такие услуги, появился облачный 1С и документооборот. Мы видим, что за этим будущее, и Т1 Консалтинг прорабатывает собственные предложения в этой сфере.

    — Принято говорить о том, как цифровизация преобразует ту или иную отрасль. А как меняется сама IT-индустрия? Какие тенденции вы наблюдаете?

    — Индустрия трансформируется под потребности заказчика, который сам меняется с развитием технологий, их дальнейшим проникновением в бизнес-процессы. Сейчас крупные игроки — как отечественные, так и зарубежные — стали создавать собственные инсорсинговые компании, потому что компетенция входящих в штат менеджеров позволяет управлять цифровой трансформацией, но отказаться от привлечения внешнего персонала пока не могут. Соответственно, теперь все чаще покупается не проект «под ключ», а специалисты под проект. Это привело к тому, что некоторые традиционные IT-игроки, что называется, «умерли». Другие постепенно превращаются в «кадровые агентства» — специфичный бизнес и не очень маржинальный.

    Избежать такой судьбы, сопровождающейся потерей экспертизы и корпоративной культуры, IT-игрокам позволяет только движение по пути создания собственных программных продуктов и предоставления заказчику инфраструктуры. Но путь трансформации в вендора не всем по плечу. На российском IT-рынке этот процесс до конца еще никто не проходил.


    * Возрастная категория 12+
    * На правах рекламы

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+