К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

«Мы придерживаемся стратегии построения IB-супермаркета»

Уже год компания BCS Global Markets, инвестиционно-банковский бизнес группы БКС, работает с новым руководством. Мы расспросили соруководителей компании Алексея Гонуса и Максима Сафонова, каких результатов удалось достичь, за счет чего компания планирует в этом году увеличить прибыль на 30% и в каких отраслях ждать IPO в России.

— Полгода назад BCS Global Markets объединил в рамках персонального инвестиционного банка два управления — обслуживание HNWI и UHNWI (состоятельных и сверхсостоятельных) частных клиентов и Family Offices (семейных офисов) — в единое подразделение по обслуживанию частного капитала. Что это дало?

Алексей Гонус (А.Г.): У обоих подразделений были идентичные продуктовые линейки, инфраструктура и подходы к работе с клиентами. Одни и те же люди, с которыми мы взаимодействовали и как с физлицами, и как с представителями бизнеса, обслуживались в разных департаментах. Объединение позволило упростить взаимодействие внутри компании, убрать дублирование, лишнюю конкуренцию, сократить затраты и усилить продуктовую линейку, чтобы предлагать клиентам более эффективные решения.

Максим Сафонов (М.С.): Мы перешли к новой модели взаимодействия с клиентами — по сути, это модель единого входящего окна, когда все взаимодействие с компанией ведется через клиентского менеджера. Сейчас клиенты могут обслуживаться у нас одновременно в разных качествах: и как физлица, и как связанные компании, причем как в России, так и в международном периметре.

Стратегия доказала свою успешность и в отношении частного банка. С начала 2020 года объем активов частного капитала вырос в два раза и сейчас составляет около 40 млрд рублей, половина из которых сосредоточена в России, а вторая половина — практически поровну на Кипре и в Великобритании. За два года мы планируем увеличить эту цифру до 100 млрд рублей, в первую очередь за счет роста числа клиентов.

— Почему была выбрана такая нестандартная для российского финрынка система управления, как два руководителя?

М.С.: Главным обоснованием для реализации такой системы стала наша с Алексеем комплементарность. Суть в том, что у каждого из нас свои сильные стороны, свои компетенции. Я специалист в markets и в IB (глобальных рынках и инвестиционном банкинге), а Алексей — профессионал в корпоративном банкинге. Таким образом, я отвечаю за рыночные риски, Алексей — за кредитные. Мы также географически распределяем между собой операционный менеджмент: Алексей смотрит на российский периметр, а я — на международный. Но несмотря на то, что мы разные, у нас очень похожая корпоративная культура, реакция на определенные события, решения. Как два соруководителя мы чувствуем себя очень комфортно.

Скажу больше. Такая система управления помогает сформировать в BCS GM особую корпоративную культуру. В современном мире способность людей эффективно работать друг с другом, взаимодействуя на горизонтальном уровне без излишних эскалаций наверх, способствует тому, что компания может быстро принимать решения. У BCS Global Markets диверсифицированный бизнес. Компания состоит из нескольких юрлиц с обширной географией присутствия: Москва, Лондон, Кипр, США. Для нас максимальная гибкость и скорость принятия решений критичны.

— BCS GM входит в топ-10 крупнейших инвестбанков в сегменте DCM, долгового рынка. По количеству сделок и эмитентов вы также в первой десятке. Какие факторы позволяют оставаться одним из лидеров?

А.Г.: Одно из наших главных преимуществ — доступ к розничной клиентской базе БКС, одной из самых больших и состоятельных на рынке. С другой стороны, как корпоративный банк мы хорошо знаем наших клиентов, понимаем их потребности и риски. И строим бизнес, исходя в первую очередь из этих потребностей. Кроме того, мы частная компания, независимый инвестбанк, у нас один акционер, который сосредоточен исключительно на финансовом бизнесе.

М.С.: За счет широкой линейки продуктов и услуг мы присутствуем фактически во всех сегментах рынка. Мы придерживаемся стратегии построения IB-супермаркета — универсального провайдера инвестиционно-банковских услуг, one-stop-shop для институциональных и корпоративных клиентов, а также для акционеров и собственников бизнеса.

Широкая линейка, наличие сильных IB и корпоративного банка, ресурсы крупнейшего ретейл-брокера, зарубежная инфраструктура — все это в совокупности позволяет нам удерживать лидирующие позиции не только в DCM, но и в других ключевых направлениях.

— BCS Global Markets сосредоточен на работе с эмитентами второго и третьего эшелонов. Будете ли вы расширять работу с «голубыми фишками»?

А. Г.: Мы продолжим фокусироваться преимущественно на mid-cap-компаниях, со средней капитализацией. На сегодняшний день в России не так много игроков, которые могут эффективно работать с эмитентами второго и третьего эшелонов. Могу сказать, что такой уровень сервиса, как у нас, таким клиентам больше не предоставляет никто на рынке.

Конкуренция в сегменте «голубых фишек» очень высокая, комиссии низкие, с точки зрения прибыли такие сделки не очень интересны. Тем не менее мы планируем работать с «голубыми фишками» в качестве соорганизаторов. Участие в подобных размещениях позволит нам нащупать пульс экономики, быть в рынке, иметь более полное представление о рыночных тенденциях и потребностях эмитентов.

— За прошлый год BCS GM провел 36 размещений, за первые четыре месяца 2021 года — уже 23. Какие размещения стали наиболее важными?

А. Г.: Недавно состоялась действительно знаковая сделка — мы разместили первые «зеленые» субфедеральные облигации. Это был выпуск Правительства Москвы объемом 70 млрд рублей. Бумаги пользовались огромным спросом как среди институциональных, так и среди розничных инвесторов.

В прошлом году можно выделить размещение СФО «Социальное развитие» с секьюритизированным долгом Якутии. Сделка хорошо выстрелила. Мы работаем с инфраструктурными сложными облигациями — это дает возможность секьюритизировать денежный поток по инфраструктурным проектам, которые завязаны на субъекты федерации, чтобы клиент мог относительно дешево получить длинные деньги.

— BCS GM участвовал за последнее время в трех крупных сделках на рынке акционерного капитала — IPO группы «Самолет», SPO МКБ, а также обратный выкуп акций ТМК. Среди компаний каких отраслей спрос на IPO будет расти?

А.Г.: В целом я бы отметил зрелость и готовность многих российских компаний к выходу на публичные рынки. Спрос на IPO высок среди ИТ- и финтехкомпаний, финансовых институтов, в строительстве (в том числе инфраструктурном) и девелопменте. Это отрасли, которые, с одной стороны, требуют много капитала, а с другой — достаточно много зарабатывают и способны выплачивать дивиденды. Компании этих отраслей, по нашим ожиданиям, будут активно выходить на рынок. Есть интерес и у промышленных холдингов — в первую очередь с экспортной ориентацией.

За счет широкой линейки продуктов и услуг мы присутствуем фактически во всех сегментах рынка.

— ЦБ уже дважды в этом году поднимал ключевую ставку. Банки также увеличивают ставки по депозитам. Будет ли обратный переток клиентов с фондового рынка в депозиты?

А.Г.: Тренд на снижение ставок развернулся, но ставки по вкладам все равно остаются низкими, особенно в валюте. Реальность такова, что по хорошим ставкам можно разместить средства только в облигационные займы, акции либо в структурные продукты. Все больше людей понимают, что есть относительно безрисковые инструменты с доходностью гораздо выше, чем по традиционным депозитам. Число клиентов, которые участвуют в облигационных размещениях, растет в геометрической прогрессии. То же самое происходит и с инвестициями в акции, у которых есть дивидендная доходность. По 2021 году дивидендная доходность ожидается в размере 8% годовых — это значительно выше, чем процентная ставка по вкладам. Кроме того, рост акций обычно накапливает в себе инфляцию.

В целом спрос на инвестиции растет во всем мире, и в конечном счете мы должны догнать мировые показатели. Например, в США 90% населения выбирают инвестиционные продукты, и лишь 10% — вклады. В России пока наоборот, но сейчас наступает время, когда ситуация может измениться. Да, это произойдет не сразу, минимум лет через пять, тем не менее число частных инвесторов у нас будет неуклонно расти.

— В кризис рынок M&A, слияний и поглощений, традиционно оживляется. Ожидаете ли вы знаковых событий на этом рынке в течение ближайшего года?

А.Г.: Действительно, мы наблюдаем оживление на рынке M&A и полагаем, что этот тренд сохранится в течение года. Некоторые компании стали себя чувствовать увереннее и рассматривают возможность покупки более слабых игроков. Другие, наоборот, чувствуют сложности и готовы выходить из бизнеса, продавать его. В нашем портфеле есть ряд M&A сделок в различных секторах экономики, где мы работаем как на стороне покупателей, так и на стороне продавцов. В основном я говорю о сделках среднего размера — от одного до 10 млрд рублей.

М.С.: M&A — тот продукт, который интересен многим нашим клиентам. Мы считаем, что это крайне перспективное направление. Успешные компании всегда рассматривают разнообразные альтернативы развития — сделки M&A являются очень важным элементом этого процесса. Поскольку мы присутствуем в секторе mid-cap, здесь, как правило, нет таких крупных сделок. Но спрос на них неизменно высок. Сейчас мы работаем над тем, чтобы увеличить нашу пропускную способность по M&A — обрабатывать больше сделок в более короткие сроки.

— Что происходит с вашим международным бизнесом, учитывая сохраняющиеся до сих пор ограничения?

М.С.: Мы активно развиваемся, наращиваем инфраструктуру, вводим новые продукты. В целом до конца года хотим стать гораздо более глобальными, чем сейчас. Важный шаг в этом направлении — получение custody-лицензии в Лондоне. Мы активно занимаемся этим вопросом сейчас. Это позволит нам значительно усилить бизнес в Великобритании и предложить более широкие возможности как клиентам из числа институциональных инвесторов, так и частным лицам сегмента HNWI.

— Какие стратегические задачи стоят перед руководством и перед самой компанией BCS GM на ближайший год?

М.С.: Помимо доступа к глобальным рынкам, есть ряд задач, связанных с общим развитием продуктовой линейки и соответствующей инфраструктуры. В этом году мы активно инвестируем в платформу валютно-обменных операций, деривативов и продуктов рыночного финансирования. Мы также в значительной степени сконцентрированы на снижении операционного риска и увеличении эффективности. В наших планах до конца года — вырасти на 30% по чистой прибыли и на 15–20% — по объемным показателям. Чтобы обеспечить такой рост, мы будем наращивать кросс-продажи и развивать клиентоориентированную бизнес-модель. Пандемия, конечно, затормозила работу многих компаний, но в основном в международном периметре. Сейчас мы рассчитываем, что активность будет последовательно восстанавливаться в глобальном контуре и продолжит расти в России.


* BCS Global Markets® является зарегистрированной торговой маркой (торговым знаком), обозначающей в том числе услуги (1) ООО «Компания БКС» (2) АО «БКС Банк» (3) BCS PRIME BROKERAGE LIMITED (Великобритания) (4) BCS AMERICAS INC (США) (5) BROKERCREDITSERVICE (CYPRUS) LIMITED (Кипр). Предоставленные материалы и указанная в них информация не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Ознакомиться с информацией, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законодательством, а также с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию можно на сайте bcsgm.com
* На правах рекламы

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+