К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Полмиллиарда за миллион: как работает премиальный сегмент шеринг-экономики

    Шеринг-экономика обычно ассоциируется с поколениями миллениалов и зумеров, предпочитающими жить «здесь и сейчас» и не связывать себя финансовыми обязательствами. Но сегодня она активно вовлекает тех потребителей, кому не нужно брать кредит, чтобы купить загородный дом, и есть куда поставить и второй, и третий автомобиль. Тем не менее эти люди тоже выбирают совместное пользование.

    Лето, улицы залиты солнцем, хочется веселиться, отдыхать и наслаждаться жизнью. Именно сегодня вы проснулись в настроении прыгнуть в желтый спортивный кабриолет, включить мощный выхлоп, опустить крышу и гонять по городу в свое удовольствие. Сценарий звучит отлично, вот только в гараже вас не ждет такая машина. Вам кажется, что в долгосрочной перспективе это совершенно ненужная и обременительная покупка. Завтра настроение поменяется, и захочется прокатиться на черном внедорожнике под старый американский рэп. А послезавтра — на заднем сиденье комфортабельного седана с опытным водителем за рулем. Обустроить крытый всесезонный гараж мечты, допустим, на пять классных автомобилей — на каждый случай жизни и под любое настроение? Придется выложить безумную сумму денег, да и машины еще нужно страховать, возить на ТО, отправлять на мойку и химчистку салона, регулярно обкатывать, чтобы аккумулятор не подвел. Слишком дорого, слишком много хлопот, слишком серьезное постоянство.

    «У большинства наших клиентов есть свой собственный премиальный автомобиль. Но вместо того, чтобы покупать второй или третий, как это было принято еще 10–15 лет назад, они предпочитают иметь доступ к 20–30 самым разнообразным авто в нашем клубе, которые могут менять так часто, как пожелают, — рассказывает Ирина Плотникова, управляющий директор Octane Club, одного из крупнейших в России сервисов аренды автомобилей премиум-класса. — И это уже отражение серьезных социальных и психологических изменений у таких потребителей. Теперь они менее сфокусированы на владении, а больше — на удовольствии и свободе. Это, безусловно, согласуется с ценностями личностного роста и саморазвития. Для такой группы потребителей нет противоречия между «иметь» и «быть». Сегодня они выбирают «иметь разумно и достаточно и быть на все остальные деньги».

    Бремя собственности

    Сегодня и молодые потребители, даже очень состоятельные, по словам Ирины Плотниковой, уже не хотят отягощать себя излишними покупками. Это поколение космополитов, которое горит желанием пробовать новое, менять свою жизнь, стремится к разнообразию. Наблюдение директора Octane Club подтверждает Ирина Койшибаева, преподаватель ИОМ РАНХиГС, кандидат психологических наук, член Европейской ассоциации транзактного анализа.

    «Во-первых, идет смена ценностей. Сейчас основной тренд — это фокус на свою личность, поворот от коллективного к индивидуальному, — объясняет психолог. — Основные вопросы к себе: «кто я?», «чего я хочу?» и «чем мне нравится заниматься?». Это философия счастья. Смысл жизни для таких людей — быть свободными и счастливыми. И это подразумевает жить «здесь и сейчас», зарабатывать и вкладывать деньги в себя, обучаться, развиваться, в том числе духовно, заботиться о своем здоровье, об экологии, путешествовать и заниматься тем, что доставляет удовольствие. И заниматься не накоплением, а именно тратить деньги на приятный опыт. Это поколение легко на подъем и не боится перемещений. Они могут переезжать из города в город, из страны в страну, если это созвучно их планам по работе. Они не хотят брать ипотеки и кредиты — это то, что лишит их свободы выбора. Поэтому в приоритете философия шеринга. Успешный человек сегодня не тот, кто имеет атрибуты роскошной жизни, а тот, кто может позволить себе жить в удовольствие и развиваться».

    Наталья Шепилова, кандидат экономических наук, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ и финансовый коуч, считает, что в будущем шеринговая экономика станет популярной и общепринятой практикой.

    «Будущее становится все более неопределенным, учитывая стремительное развитие технологий, трансформацию рынка труда и человеческой психики. Это сильно усложняет планирование, в том числе доходов и, например, покупки жилья. Приобретение любого актива — это дополнительные обязательства, например переплата процентов по ипотеке, страхование и так далее. Многие не готовы брать на себя эту ответственность».

    Осознанная роскошь

    Тренд шеринга как взвешенный подход к жизни в городе проникает повсюду. Вопрос уже ставится иначе: как за разумные деньги получать тот комфорт и сервис, которого вы заслуживаете? И это касается любых возрастных категорий, людей разного уровня достатка. Потому что уметь считать деньги надо каждому.

    «Здесь есть два аспекта, один из которых — финансовый. Я совершенно не понимаю людей, которые покупают квартиры под 10% на 20 лет. Это означает, что стоимость квартиры в три раза увеличивается и вы привязаны на 20 лет к этому месту, — рассуждает ресторатор Борис Зарьков, основатель и владелец компании White Rabbit Family. — К сожалению, не все думают об этом и умеют анализировать риски. Считаю, что арендное жилье всегда лучше. То же самое и с машинами. С теми сервисами, которые сейчас есть, с тем разнообразием автомобилей — от самых простых до исключительных — для меня смысл иметь свой автомобиль в городе теряется».

    Наталья Шепилова отмечает, что совместное потребление сегодня распространено в самых разных сферах: городская инфраструктура, общественный транспорт, туризм, коммерческая недвижимость, оборудование. «Шеринг позволяет более эффективно использовать ресурсы, в том числе природные, а также сократить производство лишних товаров и количество вредных отходов. Такая экономика обеспечивает поддержку малого и среднего предпринимательства. В краткосрочной перспективе увеличиваются оборотные средства, появляются новые рабочие места, что положительно сказывается на общей динамике занятости. Разумеется, выигрывают и потребители. Благодаря шерингу пользователь может получить вещь или услугу быстрее и в более подходящем месте, чем у традиционных поставщиков, не говоря уже о радикально меньших затратах».

    Бизнесмен Борис Зарьков также считает, что важное преимущество премиального шеринга — экологичность. «Мы движемся в новом направлении — от концепции собственности к осознанному потреблению. Потому что за всем этим стоит одно но — ресурсы нашей планеты исчерпаемы, — поясняет он. — Тот уровень потребления, накопления и собственности, который есть сейчас, ведет к уничтожению флоры и фауны. И осознанное потребление (а шеринг — часть осознанного потребления) связано с желанием не просто удовлетворять свои потребности, а учиться управлять своими желаниями».

    Эмоции без хлопот

    Маркетинговые исследования показывают, что для потребителей люкса одним из ключевых является эмоциональная составляющая процесса покупки. Однако, по словам Ирины Плотниковой, мы часто забываем, что временное владение чем-то эксклюзивным, редким и необычным вместе с соответствующим уровнем сервиса также способно подарить массу удовольствия. Неделя, проведенная в пятизвездочном отеле — средневековом замке где-нибудь в Нормандии или Шотландии, — будет вспоминаться не менее ярко, чем любая покупка. «Это именно то, что мы в Octane Club стремимся дать нашим клиентам, — дополняет Ирина. — Практически каждый автомобиль в нашем парке — это еще и чудо инженерной мысли. Ведущие концерны по всему миру создают особенные модели, каждую из которых невозможно получить к себе в личную коллекцию. Но благодаря Octane многие из таких особенных и эмоциональных автомобилей собраны в одном месте».

    Создатель автомобильного портала «Смотра.ру», видеоблогер и гонщик гонщик Эрик Китуашвили подмечает важное преимущество шеринга для тех, кто не относит себя ни к миллениалам, ни к зумерам: «В России очень много людей, которые действительно любят машины и хотят покататься на разных крутых моделях. Я в силу сферы своей профессиональной деятельности имею возможность поездить на всех автомобилях мира и принять решение, какой из них я хотел бы иметь в своем гараже. Хорошо, когда есть услуга тест-драйва и я могу прийти в компанию, взять автомобиль, покататься, получить удовольствие, сделать выбор. Но если вы захотите купить очень дорогой спорткар, то не сможете пройти тест-драйв у официального дилера. У него просто не будет машины в наличии. Поэтому когда есть компания, у которой широкий ассортимент очень дорогих машин, — это крайне удобно. Приходите, берете в аренду, катаетесь и решаете, хотите ли купить себе такую машину». С другой стороны, говорит Эрик, в России, как и в других странах, есть люди, которые просто хотят очень хорошо провести время. Они приходят и берут машину не для теста, а для души. «Считаю, что это очень полезная и крутая вещь. И в этом смысле решение — Octane Club как компания, которая занимает на сегодняшний день одну из лидирующих позиций на рынке», — подчеркивает автомобильный эксперт.

    Покупать десяток бюджетных автомобилей никому не нужно. Десять спорткаров, сравнивает Плотникова, хотелось бы иметь в гараже каждому, но мало кто может это себе позволить. Временное пользование премиальной машиной позволяет не тратить время и деньги на страховку и обслуживание — ремонт, химчистку и так далее. «Фактически вы просто получаете удовольствие от вождения превосходного автомобиля без каких-либо сопутствующих хлопот, — резюмирует директор Octane Club. — Плюс у вас есть возможность каждый день ездить на новой машине — по настроению или необходимости. И не придется думать о гараже и о том, что если автомобиль простаивает, то теряет свою стоимость каждый день. О бытовых вещах позаботится сервис».

    В классическом каршеринге для пользователя главное — экономия и приемлемый уровень комфорта. Человек берет автомобиль с целью быстро, безопасно и относительно удобно попасть из одной точки в другую. В премиальном сегменте все иначе: это шеринг не функции, а качества и стиля жизни. Здесь работают другие стимулы и на первом плане — эмоции и настроение. Здесь потребителя вдохновляют разнообразие опыта и новые ощущения. Причем за разумные деньги — ведь это тоже позитивная эмоция.


    * На правах рекламы

    12+

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2022
    16+