Экспорт российской свинины впервые обогнал по выручке мясо птицы
Экспорт российской свинины в январе-апреле этого года впервые обогнал по выручке мясо птицы — показатель превысил $298 млн, сообщил Forbes руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин. Основными покупателями свинины у России в этом году стали Белоруссия, Вьетнам и Китай. Эксперты связывают рост экспорта свинины с расширением поставок на ключевые рынки, в особенности в КНР
Экспорт российской свинины в период с января по апрель 2025 года впервые обогнал по выручке мясо птицы — показатель превысил $298 млн, экспорт мяса птицы за тот же период оценивается в $295 млн, сообщил Forbes руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин. «Это заметный сдвиг по сравнению с прошлым годом, когда за аналогичный период экспорт птицы был значительно выше — $225 млн против $151 млн у свинины», — уточнил глава центра.
Основными покупателями российской свинины в 2025 году стали Белоруссия (более $100 млн), Вьетнам (более $88 млн) и Китай (более $50 млн). В лидеры по закупкам у России мяса птицы вышли Китай (около $127 млн), Саудовская Аравия (более $71 млн) и Казахстан (более $26 млн). По мнению Ильюшина, рост экспорта свинины связан с расширением поставок на ключевые рынки, в особенности в Китай: в январе-апреле 2024 года КНР закупила российской свинины на сумму более $7,5 млн, а за аналогичный период 2025-го показатель подскочил до более чем $50 млн. При этом высокий спрос на российскую птицу сохраняется, особенно на рынке Китая, добавил он.
Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал Forbes, что рост экспорта российской свинины объясняется тремя факторами. Первый — увеличение закупок со стороны Белоруссии из-за осложненной эпизоотической ситуации в республике (возникновение и распространение инфекционных заболеваний среди животных). Ее доля в поставках мяса свинины за первые полгода 2025-го составила 43%. «Изначально страна являлась крупным производителем свинины и даже в разные годы поставляла нам до 60 000 т свинины, но столкнулась с осложненной эпизоотической ситуацией и теперь вынуждена для удовлетворения нужд собственной переработки закупать и мясо, и субпродукты (в основном шпик)», — пояснил он.
Вторым фактором Юшин назвал выход на рынок Китая в апреле 2024-го. В результате в этом году экспорт в КНР уже налажен, он идет постоянно и в хороших объемах. Третьей причиной эксперт считает рост закупок со стороны Вьетнама вследствие конкурентных цен российских компаний. Юшин добавил, что реальный результат российских производителей свинины будет зависеть прежде всего от доступности льготных кредитов, так как поставка товара за рубеж занимает около 2–3 месяцев, что прибавляет к его себестоимости 4–6%.
По оценкам Национального союза свиноводов, за январь–июнь 2025 года Россия поставила за границу около 200 000 т свинины на $500 млн, прирост год к году составил около 50%, пояснил Forbes гендиректор организации Юрий Ковалев. При этом результат 2024-го составил 300 000 т на $700 000. «Еще в начале 2020-х мы вышли на полную самообеспеченность свининой, и после начали экспортную экспансию. Если в прошлом году мы поставили 6,5% от внутреннего производства, то в этом году планируем 8%, а в течение следующих трех лет значение достигнет 10%», — добавил он.
Ковалев также отметил, что экспорт позволяет предприятиям продавать по хорошей цене за рубеж продукцию, которая не востребована в России. Это снижает и себестоимость товара для внутреннего рынка. В качестве примера он привел страны Юго-Восточной Азии, закупающие значимые объемы свиных субпродуктов, которые в этих государствах считаются деликатесами.
9 июля «Коммерсантъ» сообщил, что к началу июля 2025 года оптовые цены на свинину в России выросли на 12–30% в зависимости от части туши. Эксперты объясняли динамику инфляцией и ростом издержек, увеличением спроса на мясо со стороны перерабатывающих предприятий для производства колбасных изделий, а также растущим у потребителей спросом на свинину в условиях ограниченного предложения из-за небольшого снижения поголовья свиней.
