К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Через 4 дня будет парализована система корпоративных закупок

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Вступающий в силу 1 июля закон требует от компаний с госучастием размещать заказы на сайте госзакупок. Уже ясно, что это будет невозможно сделать в срок

Близится 1 июля, дата, когда госкомпании и целый ряд других юридических лиц должны начать размещать информацию о своих закупках на официальном сайте Zakupki.gov.ru. Это требование Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». До настоящего времени это обязаны были делать только государственные и муниципальные заказчики. Теперь к ним должны присоединиться госкорпорации, естественные монополии, унитарные предприятия и хозяйственные общества с государственным участием.

Еще задолго до наступления этой даты эксперты выражали сомнения в том, что переход на новые правила пройдет гладко. Основное опасение вызывала способность официального сайта (и так чрезвычайно перегруженного) многократно увеличить свою пропускную способность. Первого июля может случиться коллапс в системе корпоративных закупок. И дело тут не в нежелании госкорпораций жить и работать по новым правилам. Проблема в том, что они просто не могут их соблюсти.

Для того чтобы разместить информацию на официальном сайте, заказчик должен обладать электронной подписью, выдаваемой аккредитованными удостоверяющими центрами. Аккредитация же осуществляется уполномоченным федеральным органом — Министерством связи и массовых коммуникаций. Но вот незадача, до сих пор неизвестно, какие центры получили аккредитацию. На сегодняшний день на сайте Минкомсвязи никакой информации об этом нет. И по слухам, раньше июля она не появится.

 

По разным данным, заявки на аккредитацию подали до 35 компаний, и 6 из них уже получили добро. Но сколько времени понадобится теперь госкомпаниям, чтобы получить электронную подпись? Несмотря на уверения, что эта процедура простая и быстрая, справиться с нагрузкой в сотни тысяч заказчиков удостоверяющие центры не смогут.

Какой же выход может быть из этой ситуации?

 

Первый и, к сожалению, нередко практикующийся в наше время — сделать вид, что ничего не произошло. Норма вступит в силу, но временно исполняться не будет. Такой случай уже был. Согласно Федеральному закону № 94-ФЗ (о госзакупках), участники размещения заказа всегда имели право подавать заявку на участие в конкурсе, аукционе или запросе котировок цен в форме электронного документа. Однако долгое время заказчики в извещениях о торгах указывали, что «прием заявок в форме электронного документа не осуществляется в связи с технической невозможностью». И поставщики, выражая недовольство, вынуждены были смириться с таким положением дел.

Что касается госкомпаний, то им даже не нужно будет ничего изобретать в свое оправдание, это уже сделали за них. Если случится так, закон принесет один вред. Поскольку неразмещение информации в принципе ничем не будет отличаться от неразмещения ее на официальном сайте, есть риск просто потерять все закупки госкомпаний, которые с таким трудом пытались сделать прозрачнее. Конечно, найдутся законопослушные заказчики, которые просто свернут на время свою закупочную деятельность, но таких будут единицы.

При этом в настоящее время наблюдается стойкая тенденция к ужесточению контроля со стороны государства за размещением заказов. Учащаются проверки органов, уполномоченных осуществлять контроль. Все активнее включаются в процедуры обжалования грамотные квалифицированные поставщики (отстаивают свои законные права, подают судебных иски в случае нарушения правил проведения закупок). Они получат вполне законное основание обжаловать закупки, не оформленные по новым правилам. А ведь есть еще немалая и постоянно растущая доля компаний, занимающихся не вполне добросовестным бизнесом на рынке государственного и корпоративного заказа. Они используют прописанные в законах нормы в целях извлечения прибыли, просто злоупотребляя правом на обжалование. Трудно поверить, что они не воспользуются таким подарком судьбы и не завалят жалобами Федеральную антимонопольную службу и суды.

 

К счастью, существует и второй вариант, единственно разумный — перенести вступление в силу этой нормы на более поздний срок. (Конечно, тогда государству придется признать свою оплошность и наказать ответственных за нее.) Минэкономразвития совместно с Минкомсвязи и Федеральным казначейством может просить правительство отодвинуть срок минимум на 3 месяца и за это время не только выдать электронные подписи, но и серьезно модернизировать официальный сайт, поскольку и без корпоративных заказчиков он с трудом справляется с нагрузкой. Кроме того, многие заказчики жалуются на неприспособленность большинства электронных площадок для проведения их закупок. А ведь уже менее чем через месяц госкомпаниям в обязательном порядке придется проводить часть закупок в электронной форме.

В общем, приходится констатировать, что в нынешнем виде — и в указанные сроки — закон работать не сможет. А если заработает, будет еще хуже, чем сейчас.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+