К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Темные окна: почему в европейских городах перестали открывать новые дарксторы

Даркстор «Яндекс.Лавки». Внутри даркстор похож скорее на супермаркет, чем на склад, но посетителей там нет (Фото Getty Images)
Даркстор «Яндекс.Лавки». Внутри даркстор похож скорее на супермаркет, чем на склад, но посетителей там нет (Фото Getty Images)
В начале года власти Амстердама и Роттердама объявили, что на год замораживают открытие в городской черте новых дарксторов — мини-складов, на которых производится сборка сделанного онлайн заказа. Почему нидерландские города ополчились на сервисы, которые позволяют заказать и получить продукты всего за 15 минут?

В январе власти Амстердама объявили, что на год замораживают открытие в городской черте новых дарксторов — 31 работающего достаточно. Представители немецких компаний Flink и Gorillas, а также турецкой Getir немедленно заявили, что разочарованы решением администрации. В начале февраля о такой же годичной заморозке объявили власти Роттердама, в котором всего 13 дарксторов. Для сравнения: в Москве их несколько сотен, а всего в России более 1000. 

Дарксторы — это мини-склады, на которых производится сборка сделанного онлайн заказа. В отличие от крупных складов дарксторы расположены в жилых районах, ближе к потребителю. Это один из самых быстрорастущих сегментов коммерческой недвижимости. Например, в начале 2021 года у сети «Самокат» было порядка 400 дарксторов, сейчас их более 700. Почему нидерландские города ополчились на сервисы, которые позволяют заказать и получить продукты всего за 15 минут?

Турецкий сервис доставки Getir — один из крупнейших в мире, в компании работает более 32 000 человек (Фото Getty Images)

Дарксторы пожирают комьюнити 

«В принципе в быстрой доставке нет ничего плохого, но то, как это делается на практике, чертовски раздражает», — цитирует Reuters заявление члена городского совета Роттердама Роос Вермей. Ее коллеги из Амстердама конкретизируют: дарксторы в жилых районах создают шум при погрузке, увеличивают трафик за счет курьеров на скутерах и «просто выглядят неопрятно»: в некоторых из них окна заклеены бумагой. 

 

Вот эта самая неопрятность и слепые окна, по сути, основная претензия, которую предъявляют дарксторам урбанисты и исследователи городской среды. «Мир, основанный на доставке, пожирает комьюнити… В постпандемийном будущем мы уже не будем обращаться по имени к владельцу пекарни по соседству», — пишут в своей колонке в издании Bloomberg CityLab специалист по коммуникациям Лев Кушнер и ученый из MIT Грег Линдсэй. В даркстор нельзя войти, как в лавку, этот объект закрыт для посторонних, и в нем не горит свет. Даркстор не делает улицу дружелюбной и приветливой в отличие от той же пекарни или небольшого магазинчика. 

Венчурные деньги 

С середины 1930-х в Нью-Йорке существует особый формат торговли, так называемые bodega  — небольшие магазины с товарами первой необходимости. Bodega переводится с испанского как «подвал» или «винный погреб». Таких небольших магазинчиков в городе больше 13 000. Их владельцы видят в дарксторах угрозу. 

«Конкуренция несправедливая, — цитирует издание Bushwik Daily лидера The Bodega and Small Business Association Франсиско Марте. — Сервисы доставки финансируются венчурными инвесторами, им не нужно зарабатывать прибыль прямо сейчас. И они задирают ставки аренды». 

Такие сервисы, как Gorillas, Flink, JOKR, Zapp, только в последние годы привлекли порядка $1 млрд инвестиций. Уже работающие в Нью-Йорке Buyk и Fridge No More получили от инвесторов более $60 млн — суммы, несопоставимые с расходами и доходами небольших семейных bodega. 

В октябре глава муниципалитета района Манхэттен Гейл Брюер обратилась к администрации Большого Нью-Йорка с предложением проверить, на законных ли основаниях работают дарксторы. Она отметила, что сервисы доставки занимают помещения, традиционно предназначенные для ретейла, но при этом формально являются не магазинами, а складами. «Я обеспокоена, что эти сервисы конкурируют с существующими супермаркетами, bodega и другими продуктовыми магазинами и занимают места, которые становятся недоступными для широкой публики», — пишет Брюер. По ее мнению, обилие дарксторов снижает пешеходный трафик, а снижение пешеходного трафика плохо влияет на малый бизнес. 

 

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2023
16+