К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Новости

 

Вид с мостика: что может узнать о жизни миллиардеров капитан суперъяхты

Фото Getty Images
По словам Брендана О’Шэннесси, автора книги о жизни капитана суперъяхты, 50% дорогих лодок используется для развлечения семей владельцев, 25% — для минимизации налоговых обязательств юрисдикции, а 10% — для чистого удовольствия от свободы, которую они предлагают

Книгу капитана суперъяхт австралийца Брендана О’Шэннесси можно рассматривать и как новый источник сведений о закулисной жизни мультимиллионеров, и как взгляд на нюансы управления дорогими лодками. Уроки лидерства и факты личной жизни самого капитана, пожалуй, представляют здесь второстепенный интерес, хотя многие наверняка заинтригованы тем, как в эту профессию попадают. О’Шэннесси, хотя и родился и вырос в прибрежном Фримантле в Западной Австралии, своей морской карьерой обязан случаю. В 1987 году регата Кубок «Америки» проводилась в его родном городке (это единственный раз за 170 лет гонок, когда соревнование проходило в Австралии), и Брендан школьником подрабатывал в отеле, где базировались экипажи. В этом общении у подростка зародился интерес к яхтам, но довольно рано он понял, что выдающегося спорт­смена-яхтсмена из него не выйдет. Любовь к морю не оставляла его и на службе в австралийском ВМФ, и в судоходной компании P&O Maritime, в итоге он стал сперва старшим помощником, а затем и капитаном роскошных яхт.

Тем не менее путь к капитанству суперъяхты отнюдь не легок и не линеен. Рынок этот невелик и закрыт, а капитана часто выбирают не столько исходя из компетентности, сколько по дружбе или преданности. Преданность и деликатность играют в этой профессии значительную роль, потому что глазам и ушам капитана открывается доступ к достаточно конфиденциальной информации. Собственно, одно из объяснений привлекательности яхт для сверхбогатых — это возможность скрыться от посторонних глаз, особенно от папарацци. Фото знаменитости, прославившее фотографа, является провалом кого-то другого, и скорее всего это тот, кому доверена конфиденциальность гостей. Составители списков богачей используют только официальную информацию, куда хорошо спрятанные фонды не включаются. Хотя выявленные размеры богатств и так могут потрясать воображение, наш капитан утверждает, что ряд хорошо знакомых ему владельцев яхт имеют состояние, в несколько раз превышающее опубликованное.

Несмотря на такую приближенность к особе хозяина, соответствовать его ожиданиям сложно: «Возьмем, к примеру, 100-метровую лодку. Ее стоимость может превышать €200 млн, и владелец яхты, вероятно, ждал ее пять лет: два года разработки с дизайнерами и три года строительства. Когда его мечта наконец осуществляется, как капитан суперъяхты справится со сверхожиданиями? Никак. Невозможно полностью соответствовать идеалу, который владелец сформировал за годы терпеливого ожидания дня сдачи судна». Другим частым источником трений является черта, характерная для сверхбогатых людей, — микроменеджмент. Несмотря на часто звучащие заверения успешных миллиардеров в том, что они просто нанимают лучших, а потом отходят в сторону, это не так. Книга изобилует примерами того, как владельцы не могут остановиться и вникают, например, в копеечные вопросы организации приема гостей на борту. Конечно, есть мнение, что не будь они столь дотошными, не было бы у них миллиардов, но, увы, похоже, это не так — стремление контролировать даже самых доверенных лиц порой становится их второй натурой.

 

Забавно, что эта черта может входить в противоречие с другой ярко выраженной основополагающей ценностью состоятельных работодателей О’Шэннесси — контролем времени. Брендан, служивший многим владельцам яхт, пишет, что миллиардеры используют каждое мгновение. Они прекрасно осознают ценность своего времени и не желают ждать: «Самый верный способ огорчить миллиардера, это заставить его ждать... чего угодно! Определение идеального мероприятия таково: время трансфера не более 30 минут, один час в пункте назначения и 30 минут обратно. Этот двухчасовой показатель применяется ко всем мероприятиям, от заказа столика в ресторане в Италии до осмотра античных руин в Греции или наблюдения за белыми медведями на Шпицбергене». Автор рассказывает, как они заранее выбирали места для швартовки (не далее 100 м от парковки или вертолетной площадки) и вымеряли с секундомером дистанции на всем протяжении маршрутов.

По словам капитана, 50% суперъяхт используется для развлечения семей владельцев, 25% — для минимизации налоговых обязательств юрисдикции, а 10% — для чистого удовольствия от свободы, которую они предлагают (зачем нужны еще 15% судов, он не уточняет). Используются лодки и как стратегический бизнес-актив. Один владелец, например, еженедельно приглашал потенциальных партнеров и клиентов на борт, а сама яхта перемещалась по всему миру, чтобы успевать к праздникам в разных странах и культурах.

Наконец, яхта — это не только эффектная площадка для приема гостей, но и способ определить свое место в иерархии. О’Шэннесси рассказывает, как один его работодатель, владелец лодок со стажем, попросил провести ему экскурсию по яхтам в бухте Кала-ди-Вольпе на Сардинии. Однако оказалось, что им двигало вовсе не желание полюбоваться этими современными чудесами дизайна и техники. По мере осмотра владелец яхты все больше волновался и уточнял характеристики каждой лодки. Брендан неторопливо отвечал: «Эта яхта длиной 90 м спущена на воду в прошлом году и принадлежит американскому магнату из области высоких технологий. Та, что позади, имеет длину 120 м и построена для русского из сферы торговли полезными ископаемыми».

Неожиданно его хозяин потерял интерес к туру и попросил вернуться на яхту. Свое решение он пояснил так: «Было время, когда моя яхта [60 м] была самой красивой в этом заливе. Как мне угнаться за этими новыми деньгами?» Так был получен ответ на вопрос, заканчивается ли озабоченность статусом на определенном уровне богатства: нет!  

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media LLC. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2022
16+