Минюст признал иноагентами комика Евгения Трикоза и рэпера Наума Блика

Минюст вновь расширил реестр иноагентов, включив в него комика и бывшего участника команды КВН «Обычные люди» Евгения Трикоза и рэпера Наума Блика (Дмитрий Иордатий, также известен под псевдонимом Dry Ice). Кроме того, иноагентами признали правозащитников Артема Клыгу и Тамиллу Иманову, видеоблогера Евгения Егорченко и активиста Ивана Звягина. Об этом сообщается на сайте ведомства.
Они признаны иноагентами за то, что, по утверждению Минюста, распространяли недостоверную информацию о решениях российских властей и Вооруженных силах страны, материалы других иностранных агентов, а также выступали против «военной спецоперации»*. Все попавшие сегодня в список иноагентов Минюста, кроме Трикоза, проживают за пределами России, уточнило ведомство.
Дмитрий Иордатий, известный под сценическими псевдонимами Наум Блик и Dry Ice, — рэпер, сооснователь и участник екатеринбургской рэп-группы Ek-Playaz. Он также выступает как сольный исполнитель и считается одним из музыкантов, которые сыграли заметную роль в становлении екатеринбургского хип-хопа. В 2022 году Иордатий иммигрировал во Францию.
Евгений Трикоз известен как бывший участник команды КВН «Обычные люди», в составе которой он стал победителем Высшей лиги в 2007 году. Сейчас он публикует в соцсетях юмористические скетчи с критикой современных российских реалий.
Иван Звягин — клинический психолог и активист, занимал пост советника главы Курска. Участвовал в пикетах и общественных движениях в Курске, в 2022 году уехал из России.
Артем Клыга — юрист и правозащитник, занимается в том числе защитой прав мобилизованных и призывников. Тамилла Иманова также правозащитник и юрист центра «Мемориал» (признан иноагентом и ликвидирован). Евгений Егорченко ведет видеоблог, в котором критикует российские власти.
Минюст традиционно обновляет реестр иноагентов по пятницам. 20 июня иноагентами были признаны семь физлиц — правозащитница Анастасия Гарина, драматург Артур Соломонов, электоральный аналитик Иван Шукшин, публицист Борис Стомахин, хирург Александр Ванюков, экс-депутат Николай Бобринский и активист Александр Хмелев. В реестр также попал медиапроект «Горби медиа».
Понятие «иностранный агент» было введено в российское законодательство в 2012 году на фоне массовых протестов. Изначально соответствующий статус давали некоммерческим организациям, занимающимся политической деятельностью и финансируемым из-за рубежа. Однако позднее его стали применять к юридическим и физическим лицам, в том числе правозащитникам, активистам, журналистам и СМИ.
В 2022 году критерии для признания иноагентом расширили: к финансированию из-за рубежа добавилось попадание под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица. Граждане и организации с таким статусом должны регулярно отчитываться перед Минюстом о своей работе и расходах, а также маркировать все публикации.
Ограничения для иноагентов постепенно расширяются. Им уже запрещено занимать посты на государственной службе, быть членами избирательных комиссий, организовывать публичные мероприятия и инвестировать в стратегические предприятия, а также баллотироваться на выборах любого уровня.
В апреле этого года Госдума приняла пакет законов, ужесточающих контроль за деятельностью иноагентов. Депутаты расширили перечень оснований для признания иноагентами, а также разрешили судебные разбирательства по 20 уголовным статьям без участия иноагентов и конфискацию у них имущества за дискредитацию армии «из корыстных побуждений». Им также запретили заниматься любой просветительской и образовательной деятельностью.
В начале июня Госдума приняла закон о штрафах до 500 000 рублей за неправильную маркировку материалов иноагентов. Законом предусмотрено привлечение иноагентов к административной ответственности не только за отсутствие маркировки, но и за «псевдомаркировку» с несоблюдением утвержденной формы.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.