К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В булочную на УАЗ: власти опубликовали перечень автомобилей для такси

Evolute I-Pro (Фото Яндекс. Такси)
Evolute I-Pro (Фото Яндекс. Такси)
Минпромторг 1 октября опубликовал первичный перечень из более чем 20 автомобилей, которые соответствуют требованиям закона о локализации такси. В него вошли машины Lada, УАЗ, Sollers, Voyah, Evolute и «Москвич». Закон о локализации автомобилей такси, который обязывает таксопарки перейти на автомобили отечественных автопроизводителей, вступит в силу 1 марта 2026 года. Какие модели вошли в список?

Закон о локализации такси Госдума приняла в середине мая этого года, 23 мая его подписал Владимир Путин. Документ вступит в силу с 1 марта 2026 года. Он обязывает таксопарки перейти на автомобили отечественного производства и дает право регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, которые используются в качестве такси. Под локализацией подразумевается производство машины или ее частей в России. Согласно тексту закона, с момента начала его действия автомобили для внесения в реестр такси должны будут либо соответствовать балльной системе, которая используется при госзакупках, либо быть произведенными в рамках специального инвестиционного контракта (СПИК), заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года.

Авторы закона объясняли, что обязательные требования к использованию транспорта отечественного производства в такси и каршеринге позволят сформировать рынок сбыта российских автопроизводителей со стабильным спросом — 100 000 машин в год. 

1 октября Минпромторг опубликовал первичный список автомобилей. В частности, в список вошли Lada Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel; УАЗ «Патриот» и «Хантер»; Sollers SP7; Evolute I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE; Voyah Free, Dream, Passion; «Москвич» 3, 3е, 6, 8.

 

Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова в комментарии Forbes обратила внимание, что в опубликованный перечень не вошли автомобили, произведенные в рамках СПИК. «Отдельное недоумение вызывает присутствие машин, изначально не предназначенных для пассажирских перевозок. Например, УАЗ Hunter и LADA Niva Travel — это автомобили для езды по бездорожью, а не для работы в условиях городского такси», — отмечает Зарипова. «Вероятно, мы видим перечень автомобилей, отобранных по первому критерию — баллам локализации. Конечно, далеко не все из этого подходит для такси, например, продукция УАЗ и Lada Niva, — считает и руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. — Очевидно, перечень еще будет пополняться моделями, производимыми по специнвестконтрактам».

У партнеров-перевозчиков сервиса «Максим» в центральной части страны на отечественные машины приходится 20–40% автопарка, на Урале и в Сибири — менее 30%, в восточных регионах — не более 5%. Например, в Хабаровске доля отечественных автомобилей составляет 0,6%, во Владивостоке — 0,3%. В среднем более 80% автопарка в стране подлежит замене, рассказал Стенников. По оценке «Национального совета такси», число указанных в списке автомобилей в текущем парке такси — около 30%. 

 

«Также возникает вопрос соотношения цены и доступности, — говорит Зарипова. — Из всего перечня лишь пять моделей стоят дешевле 1,5 млн рублей. Для отрасли, где ключевую роль играют самозанятые водители и небольшие таксопарки, такие цены фактически закрывают возможность обновления автомобилей». «Треть списка разрешенных к работе в такси машин составляют модели АвтоВАЗа, которые за последние четыре года значительно прибавили в стоимости, — также указывает исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталия Лозинская.  По данным Автостата, с 2021 по 2025 годы цена на Lada Granta выросла на 70%, на Vesta и Largus — на 85–86%. Ранее мы отмечали риск: при ограниченной конкуренции производитель может еще сильнее поднять цены, что снизит спрос со стороны отрасли такси. В итоге закон, задуманный как поддержка отечественного автопроизводства, способен дать обратный эффект — у производителя не будет стимула для повышения качества и конкурентоспособности своей продукции. Закон о локализации в текущем виде способен временно поддержать отечественный автопром, но даже в среднесрочной перспективе риски для двух отраслей — автопрома и такси — могут перевесить выгоды для автопрома в моменте».

Таксопаркам, которые будут обязаны закупать машины, важны и закупочная стоимость, и стоимость обслуживания, а также то, насколько та или иная модель будет востребована водителями, поскольку от их спроса на аренду зависит окупаемость вложений таксопарка, констатирует основатель «Икс Кар Групп» и агрегатора такси «ИксКар» Максим Именинник. «Водителям, в свою очередь, важны некоторый престиж и комфорт в эксплуатации, чтобы можно было проводить в автомобиле много часов подряд без мучений. По моим данным, сейчас автомобили из представленного перечня составляют не более 5% машин таксопарков. А возможно и меньше, около 2-3%», — оценивает он.

Такси — коммерческая сфера, подчеркивает Лозинская, поэтому перевозчики при обновлении парка руководствуются ценой, обслуживанием и остаточной стоимостью авто. Для многих моделей отечественных производителей эта экономика нарушена, указывает эксперт, низкий ресурс и дорогой сервис делают их экономически невыгодными. Сегодня лишь треть таксопарков использует российские машины, тогда как основа парка — европейские и китайские. «В условиях роста цен и дорогого лизинга перевозчики смогут в этом году обновить менее 10% парка и будут выбирать авто с максимальным ресурсом и минимальными расходами. В этом списке модели Lada не привлекательны экономически, Voyah — слишком дорогие, электромобили — с непонятной остаточной стоимостью, а УАЗ Хантер и Нива Тревел не созданы для комфортной перевозки пассажиров», — говорит Лозинская. 

 

Представитель «Яндекс Такси» в комментарии Forbes объяснил, что отрасли нужен полный перечень разрешенных автомобилей как можно скорее, так как от него напрямую зависят закупки партнеров на следующий год и их адаптация к новому закону: «При этом мы считаем, что в этот перечень на прозрачных условиях должны попасть все локализованные в России автозаводы. Иначе отрасль столкнется с негативными последствиями — оттоком водителей и снижением доступности услуг такси».

И Лозинская, и Зарипова надеются на расширение списка с учетом реальных потребностей рынка такси и  доступности автомобилей для перевозчиков. «В нынешнем виде перечень не отвечает задачам отрасли и создает риски дефицита легальных машин», — подчеркнула Зарипова. 

Бренд: Lada
Lada

Бренд: Lada

Модели: Granta (на фото), Iskra, Vesta, Aura, Largus, Niva Legend, Niva Travel

Бренд: УАЗ
УАЗ

Бренд: УАЗ

Модели: «Патриот» (на фото), «Хантер»

Бренд: Sollers
Sollers

Бренд: Sollers

Модель:  SP7

Бренд: Evolute
Evolute

Бренд: Evolute

Модель:  I-Pro (на фото), I-Joy, I-Sky, I-Jet, I-Space

Бренд: Voyah
Voyah

Бренд: Voyah

Модель: Free, Dream, Passion

Бренд: Москвич
АО МАЗ «Москвич»

Бренд: Москвич

Модель: 3 (на фото), 3е, 6, 8

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание « forbes.ru » зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+