Мирные переговоры между Москвой и Киевом приостановлены, поскольку стороны не смогли достичь ощутимого прогресса, заявил замглавы МИД Украины Сергей Кислица. Он обвинил российских переговорщиков в том, что они приезжают на встречи «с очень жестким мандатом», а иногда «говорят провокационные и довольно неприятные вещи». Киев, по его словам, с лета добивается от своих международных партнеров более активных действий, направленных на организацию личной встречи Путина с Зеленским. МИД России расценил слова Кислицы как «признание», что Украина не собиралась проявлять стремления к миру
Новость обновлена в 23:56 мск, добавлен пятый абзац
Мирные переговоры между Москвой и Киевом приостановлены после того, как по итогам прошедших встреч стороны не смогли достичь ощутимого прогресса, заявил британскому изданию The Times замминистра иностранных дел Украины Сергей Кислица. По его словам, Киев с лета добивается от своих международных партнеров более активных действий, направленных на то, чтобы «подтолкнуть [Владимира] Путина к личной встрече с [Владимиром] Зеленским».
Кислица выразил мнение, что в России якобы царит «диктатура», а с переговорными командами, «представляющими диктатора», «невозможно вести творческие дискуссии». «Они приезжают с очень жестким мандатом и должны отстаивать те позиции, которые им были заданы. Кроме того, они контролировали друг друга, с тем чтобы затем отчитаться друг о друге, насколько жестко они отстаивали свою позицию», — заявил Кислица.
Он также обвинил российских переговорщиков в том, что они привезли на переговоры в Стамбуле (состоялись 16 мая, 2 июня и 23 июля) досье на каждого члена украинской делегации. «Они очень хорошо знают биографию каждого из нас и иногда действительно говорят провокационные и довольно неприятные вещи», — заявил Кислица, предположив, что подобный подход был призван вызвать гнев украинских делегатов, чтобы потом обвинить их в срыве переговоров.
Кислица утверждает также, что российские переговорщики в Стамбуле игнорировали попытки обсудить конкретные шаги к миру, отрицали существование отдельной Украины и предлагали создать группы в WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) — по его мнению, чтобы убедить американскую сторону в том, что переговоры идут успешно. Официальный представитель МИД России Мария Захарова посчитала слова Кислицы подтверждением того, что украинская сторона не заинтересована в мирном урегулировании. «Это признание в том, что никакого искреннего стремления к миру режим Зеленского не собирался проявлять», — сказала Захарова в беседе с РБК.
Кислица позже написал в Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), что необходимо «отличать авторские мнения и предположения журналистов и корреспондентов от прямых цитирований». В статье The Times слова замминистра о прекращении мирных переговоров передаются в косвенной речи, без прямой цитаты.
В Кремле 12 ноября заявили, что Москва открыта к переговорам, но Киев говорить не хочет. «Мы сохраняем нашу открытость к переговорному процессу, к продолжению переговорного процесса. Но его невозможно вести в одиночку в условиях, когда киевский режим ни о чем говорить не хочет, на поставленные вопросы отвечать тоже не хочет», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Путин в сентябре заявил, что готов встретиться с Зеленским в Москве. «Пусть приезжает в Москву — такая встреча состоится», — сказал российский президент журналистам. Одновременно он усомнился в целесообразности подобной встречи. Сам Зеленский говорил, что переговоров в Москве «не может быть». Песков в конца августа отмечал, что Путин не исключает возможность встречи с Зеленским при условии «хорошей подготовки» к ней. По его словам, позиция Путина заключается в том, что встреча на высшем уровне должна «финализировать те наработки, которые предварительно должны быть осуществлены на экспертном уровне».
Зеленский в конце октября заявил о готовности Киева к перемирию в военном конфликте, но только по линии фронта. По его словам, украинские войска не станут покидать территории, которые они сейчас контролируют. О том, что Москва и Киев «должны остановиться там, где находятся», говорил ранее и Дональд Трамп. Российская сторона после этого отмечала, что подобная позиция противоречит договоренностям, достигнутым в ходе саммита на Аляске. Как пояснял Сергей Лавров, в ходе саммита в Анкоридже Трамп и Путин договорились сконцентрироваться на «первопричинах» конфликта.
