Едоки мягкого риса и жены-добытчицы: как происходит гендерная революция в Китае

Экономический рост против конфуцианства
Традиционная китайская патриархальная модель семьи с мужчиной во главе, послушной женой и многочисленными детьми постепенно трансформируется. Молодые китайцы с помпой празднуют разводы, выкладывая в соцсетях соответствующие фотографии, сделанные переквалифицировавшимися профессиональными свадебными фотографами. А в марте этого года китаянка после развода потребовала от мужа через суд компенсировать ей $6800 за работу по дому. К удивлению многих, суд не просто встал на ее сторону, но присудил ей компенсацию в пять раз больше, чем она просила — $35 000. Это вызвало в обществе дискуссию — мужчины стали говорить о том, что в таком случае они тоже заслуживают компенсацию «за работу охранниками и шоферами».
По данным Института исследования китайской культуры, в последние годы традиционное устройство семьи в стране потерпело серьезные изменения. Во-первых, семьи радикально уменьшились и перестали функционировать как развернутый клан с многочисленными детьми и совместным проживанием нескольких поколений. Теперь стандартная китайская семья — это все чаще пара с одним ребенком или даже вообще без детей. Как минимум, современные молодые супруги не спешат обзаводиться потомством. Кроме того, растет число домохозяйств из одного человека, потому что вступать в брак молодые жители китайских городов тоже не торопятся. В Китае становится все более популярной модель семьи, получившая название DINK (double income, no kids) — это стиль жизни супругов, у которых стабильный доход, оба партнера зарабатывают, но при этом сознательно отказываются заводить детей или как минимум надолго откладывают этот момент.
Одновременно с этим, пишут исследователи, постепенно уходят в прошлое гендерные стереотипы, предполагавшие зависимое положение женщин. Теперь супружество это, как правило, партнерские отношения, а традиционная патриархальная иерархия уже не так актуальна. В традиционной китайской семье решения принимали мужчины и старшие члены семьи, а женщин воспитывали в русле «трех послушаний» — до брака она должна была слушаться отца, потом — мужа, а оставшись вдовой в конце жизни, подчиняться сыну.
По мере роста уровня образования женщин в Китае, их социальный и экономический статус также постоянно повышается, уменьшается зависимость от мужа, а гендерный стереотип «мужчина работает вне дома, а женщина в доме» постепенно разрушается. Правда, как отмечают социологи, хотя китайское общество ожидает от женщин, что они будут работать наравне с мужчинами или даже больше, бремени домашней работы это с них не снимает. В одном из цитируемых исследований только 15% опрошенных сказали, что домашние обязанности в семье должны распределяться поровну.
Другими словами, гендерные стереотипы в Китае довольно устойчивы, хотя им противостоят меняющиеся социальные и экономические условия. Характерно, что активнее всего меняются представления о традиционных гендерных ролях у представителей более молодого поколения, причем, согласно некоторым исследованиям, происходит это во многом под влиянием соцсетей, в частности TikTok. На этом фоне в Китае увеличивается количество пар, где статус «добытчика» в семье — у женщины, а мужчина берет на себя на роль «домохозяина». В последние годы даже вышло сразу несколько китайских фильмов и сериалов, где главный герой — сидящий с детьми дома отец, оказавшийся по разным причинам в этой роли. Как говорится в блоге Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета, в таких сериалах едва ли идет речь о средней китайской семье, так как главный герой — это всегда представитель «привилегированного класса», например, топ-менеджер инвестиционной компании.
Кто приносит рис в семью
В прошлом году настоящей сенсацией в Китае стала научная работа социолога из Восточно-китайского педагогического университета Цин Шисуна. В ней утверждалось, что в поколении китайцев, родившихся в 1990-1994 годах впервые уровень образования среди жен в среднем выше, чем у их мужей.
В ходе исследования были изучены данные 12 500 супружеских пар разного возраста, и в поколении людей 1990-1994 года рождения 25,8% женщин оказались образованнее своих мужей; противоположная ситуация — в 21,7% таких семей. Причем, чем моложе женщины, обнаружили социологи, тем с большей вероятностью они состоят в браке с менее образованными мужчинами. Автор исследования также отметил, что у женщин с таким же или более высоким, чем у их мужей, образованием, обычно меньше детей, чем у менее образованных.
В Китае в законодательстве закреплен принцип равноправия супругов — по закону оба супруга имеют право учиться и работать, и несут ответственность за планирование деторождения. Как предположил Цин Шисун, женщины с более высоким уровнем образования «с большей вероятностью могли договориться с мужьями, что у них будет меньше детей».
Другое исследование также показывает, что чем выше уровень образования у китайской женщины, тем с большей вероятностью между супругами будут более равномерно делиться домашние обязанности. При этом, отмечает еще одно исследование, в случаях, когда мужчина зарабатывает меньше жены, его доля домашней работы может даже снижаться. Как предположили исследователи, это может быть вызвано тем, что отказываясь выполнять домашние обязанности, он «проявляет свою маскулинность».
Что интересно, порядка 70% разводов в Китае инициируется женщинами. По мнению китаиста и доцента кафедры китайского языка ВГСПУ Натальи Симоненко, это связано с потребностью финансовой самостоятельности, поисками более счастливых взаимоотношений, высокими требованиями к партнеру и с неготовностью мириться с изменами.
По словам антрополога Полины Гарус, которая проходила обучение в Университете Чжуншань в Гуанчжоу, в крупных городах деньги в семью, как правило, приносят оба партнера: «Современные семьи чаще всего живут по модели 双收入家庭 («двойной доход»). Женщины работают почти наравне с мужчинами — в образовании, IT, госслужбе, медицине, торговле». При этом, по ее наблюдениям, традиционные ожидания от супругов в браке сохраняются: «Мужчина должен «обеспечить базу» — купить жилье, машину, оплатить свадьбу. Женщина может зарабатывать больше, но от нее не ждут, что она возьмет на себя роль кормильца. Даже если в реальности это происходит, культурная рамка остается прежней — мужчина как символический фундамент семьи».
Социолог и автор Telegram-канала «Nihao Anna — жизнь в Китае» Анна Хрипунова считает, что изменения гендерных ролей в браке отражают социальный сдвиг, определяемый, в первую очередь, экономической прагматикой. «Появилась модель «сильной невестки», где женщина становится основным кормильцем, а мужчина берет на себя бытовые обязанности, — говорит эксперт. — Однако это редко означает полную инверсию ролей: чаще женщины несут двойную нагрузку, совмещая карьеру и домашние обязанности. Для мужчин же такие перемены часто сопряжены с кризисом идентичности из-за конфликта с традиционной конфуцианской моделью маскулинности».
По мнению Полины Гарус, изменения гендерных ролей в КНР происходит на фоне столкновения трех систем ценностей: конфуцианского патриархата, социалистического равенства и капиталистического индивидуализма. Традиционно конфуцианская модель строилась на патриархальной иерархии, где мужчина — глава рода, а женщина отвечает за дом и продолжение семьи. Маоистская эпоха разрушила этот порядок лозунгом «женщины держат половину неба» (妇女能顶半边天), формально уравняв их с мужчинами в труде и образовании. Но с реформами Дэн Сяопина в 1980-х, когда в страну пришла рыночная экономика, старые ожидания начали смешиваться с новыми. В итоге, отмечает Гарус, на китайских женщинах часто лежит двойная нагрузка: «Им нужно быть успешными и при этом соответствовать традиционным представлениям о женственности, а часто работать даже усерднее мужчины, чтобы доказать семье и обществу, что она не хуже».
Наталья Симоненко считает, что из-за того что политика «одного ребенка» привела к большой численности мужчин по сравнению с женщинами, у китайских девушек появилась репутация «капризных» (так как они «перебирают женихов»). А молодые китайцы, считает Симоненко, по этой же причине стремятся повысить свою внешнюю привлекательность и «часто следят за собой даже больше, чем их сверстницы».
«Маленький император» или «тот, кто ест мягкий рис»
Действовавшие несколько поколений ограничение рождаемости в Китае привело к дефициту женщин, потому что традиционная модель семьи предполагала, что, если уж в семье может быть всего один ребенок, то лучше, чтобы это был мальчик — будущий кормилец и глава семьи. Такие единственные мальчики в семье воспитывались соответствующе — как «маленькие императоры», которых было принято баловать и ни в чем им не отказывать, говорит Симоненко.
Сейчас экономическая логика жизни изменилась: на родителей мальчика ложатся серьезные финансовые обязательства — покупка квартиры, свадебные расходы, содержание молодой семьи. В этом смысле рождение девочки для части родителей уже выглядит более «выгодным» вариантом» — ведь работать и зарабатывать деньги она почти наверняка будет в любом случае.
В то же время выросшее поколение «маленьких императоров» более свободно ищет для себя подходящие семейные и социальные роли, в том числе выходя за рамки традиционных ожиданий. Одна из таких сравнительно новых ролей в современном Китае описывается выражением «тот, кто ест мягкий рис» (吃软饭). Эта метафора изначально описывает мужчину, который живет за счет женщины, не утруждая себя работой и тяжелыми жизненными решениями и всячески упрощая свое существование — подобно тому, как мягкий рис легче жевать.
По словам Гарус, хотя изначально это было насмешливое выражение, означающее что-то среднее между «альфонс» и «подкаблучник», сейчас это скорее нейтральное описание ситуации, в которой мужчина зарабатывает меньше жены или вообще сидит дома и не работает, живя за ее счет. «Это отражение сдвига в восприятии мужественности: от авторитарной к партнерской, от жесткой к заботливой», — полагает эксперт. При этом, если человек просто живет на иждивении жены и не помогает по дому, это социально порицается, отмечает Гарус, но если мужчина сознательно остается дома с детьми, пока жена делает карьеру, — это в большинстве случаев оценивается как осознанный выбор, а не проявление слабости.
По данным опроса 2019 года, половина китайских мужчин выражают готовность быть «домохозяевами» и сидеть дома с детьми, если у семьи возникнет соответствующая потребность. По сравнению с 2007 годом этот показатель вырос на 17%, и эксперты связывают это с меняющимся статусом женщин в Китае. Один из опрошенных AFP «неработающих отцов» помогает таким образом высвободить время своей жене, которая пишет бестселлеры, другой оказался в этой роли из-за банкротства компании, в которой работал. Все они иногда сталкиваются с насмешками пожилых соседей и прохожих, но «у людей моложе 35-ти уже другой менталитет», отметил один из этих мужчин.
Помимо экономических предпосылок, позволяющих китайским мужчинам оставаться дома с детьми или вынуждающих их к этому, меняется и психология, отмечает издание Sixth Tone. Представители нового поколения китайцев проявляют больше мягкости и чаще стремятся установить с детьми эмоциональную близость, проводя с ними больше времени.
«Китайские женщины, в свою очередь, все чаще владеют жильем, автомобилями, содержат родителей и выбирают партнеров по эмоциональной совместимости, а не по уровню дохода», — дополняет Полина Гарус.
Необратимое разнообразие семейных стратегий
Социолог Анна Хрипунова уверена, что трансформация гендерных ролей — это долгосрочная тенденция, поскольку породившие ее причины носят структурный и необратимый характер. «Экономика Китая продолжает двигаться в сторону сервисного и технологического секторов, где важен интеллектуальный труд, а не физическая сила, — говорит эксперт. — Этот тренд будет сосуществовать с традиционными установками, а его развитие будет сопровождаться социальным напряжением, но в целом разнообразие семейных стратегий будет увеличиваться».
По ее мнению, изменения отношений к ролям в семье в современном Китае — это не столько осознанный отказ от традиций, сколько вынужденная адаптация к новым реалиям.
Китайский социолог Цин Шисун отмечает, что, хотя власти в стране учитывают меняющиеся роли мужчин и женщин, они делают недостаточно. Например, некоторые муниципальные органы увеличили отпуск по уходу за ребенком для матери, однако не предусматривают возможности такого отпуска для отцов.
Кроме того, несмотря на растущее равноправие в семьях и увеличивающееся в новом поколении количество мужчин, готовых меняться ролями в семье и брать на себя работу по дому и заботу о детях, согласно опросам, у мужчин и женщин в Китае все еще радикально расходятся представления о том, кто должен брать на себя основное бремя домашней работы. Значительно меньше мужчин, чем женщин, считают, что этот груз должен разделяться равномерно.
Тем не менее, говорит Полина Гарус, тенденция к изменению гендерных ролей необратима, ведь общая ситуация в Китае располагает к тому, чтобы экономическая деятельность женщин продолжала оставаться необходимостью.
