Верховный суд поправил свое постановление об экстремизме 14-летней давности
Пленум Верховного суда поправил свое постановление о преступлениях экстремистской направленности, принятое в 2011 году. Суд разрешил критиковать политических деятелей и объединения граждан, а также разъяснил, когда демонстрация запрещенной символики уголовно не наказуема. Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», назвали разъяснения своевременными, но отметили, что важно, как они будут реализованы в практике судов
Осуждение или критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, а также политиков и общественных деятелей не может считаться экстремизмом. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на поправки в постановление пленума Верховного суда (ВС) от 2011 года, посвященное практике по делам о преступлениях экстремистской направленности. Изменения утвердил пленум ВС 23 декабря.
В разъяснениях ВС говорится, что экстремизмом при применении статьи 282 Уголовного кодекса («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») следует считать высказывания в пользу геноцида, массовых репрессий, депортаций и других противоправных действий против представителей какой-либо нации, расы, религии или социальной группы. Критика же политических или общественных деятелей в связи с исполнением ими своих полномочий или «иных действий, обусловленных их статусом» не подпадает под эту статью УК, если не содержит призывов к насилию.
Пленум также определил, когда следует считать преступлением демонстрацию нацистской и любой другой запрещенной символики. Статья 282.4 УК — «Неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций» — вступила в силу с июля 2022 года. Она применяется в отношении тех, кто уже был оштрафован за аналогичное правонарушение.
ВС разъяснил, что пропагандой запрещенной символики следует признавать умышленные действия, направленные на формирование у других лиц убежденности в ее привлекательности либо привлекательности отождествляемых с ней идеологии или организации. Экстремизмом не должны признаваться случаи использования подобной символики, при которых «формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии», говорится в документе пленума ВС.
Адвокат Дмитрий Аграновский в разговоре с «Коммерсантом» напомнил о «совершенно идиотских» случаях, когда к ответственности привлекали даже за публикацию фотографий с парада Победы, на которых советские солдаты несут и бросают фашистские штандарты. Но на практике суды часто игнорируют разъяснения ВС. Электоральный юрист Олег Захаров считает, что полезней постановления пленума стало бы издание обзора судебной практики по соответствующему вопросу.
Только конкретные дела покажут, в какую сторону развернется практика, отметил партнер Консалтингового бюро Т&М Антон Тимченко. По его словам, подобного разъяснения требуют и административные правонарушения, связанные с экстремизмом. Привлечение даже к административной ответственности влечет ограничения на участие в выборах, напомнил эксперт.
